Урок математики в 1 классе по теме «Числа и цифры. Римские цифры»


Урок математики в 1 классе.
Тема: Числа и цифры. Римские цифры.
Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах.
Познакомить учащихся с некоторыми историческими сведениями о различных системах нумерации; с римскими цифрами и их написанием.
Закрепление навыков счета в пределах 10.
Развитие «математической» речи, внимания.
Воспитание интереса к предмету.
Оборудование:
Изобразительный ряд: цветы с вопросами, римские цифры.
Раздаточный материал для работы в парах: таблица - состав чисел, геометрические фигуры.
Индивидуальные числовые карточки.
Персональный компьютер с мультемедийным проектором.
Презентация «Путешествие в Волшебный город».
Музыкальное сопровождение: Песня «Вместе весело шагать», «Облака».
Ход урока.
Огрмомент.
- Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
Куда мы с вами попадем, узнаете вы скоро.
В стране далекой мы найдем помощников веселых.
Слайд 1
- Сегодня мы продолжим путешествие по стране Математике, побываем в Волшебном городе.
Слайд 2
- Попасть в этот город поможет числовая дорожка.
Минутка чистописания.

1 2 3 4 6 7 8 9 10
- Что заметили? Какое число потерялось? (число 5)
-Чтобы вернулось число на место, напишем цифру 5 в тетради в таком порядке: 5 55 555 5555 55555 555555 … -на доске
Слайд 2-б
Устный счет.
Работа по числовому отрезку. Фронтальная работа с карточками.
А) Работа с числовыми карточками.
Слайд 2 –в,г,д,е,ж,з,и,к.
- Покажите соседей этого числа. (4 и 6) - Какое число предшествует числу 5? (4) - Какое последующее число 5. (6) - Сложи числа 5 и 2. (7) - 5 уменьшить на 3. (2) - 5 да еще 5. (10)
Б). Обобщение учителя по работе с карточками:
- Молодцы! Можно всем поставить за эту работу отметку «5»!
- Дружно шагаем по числовой дорожке!
По дорожке мы идем дружно песенку поем….
(Шагают на месте, поют песню «Вместе весело шагать»)
Слайд 3
Решение примеров. (Работа в парах)
Вот и город впереди. Но как в него войти?
Преграда на пути стоит - на двери замок висит.
Чтобы ключ к замку отыскать, надо слово расшифровать.
А). Самостоятельная работа в парах.
- Как только расшифруете слово, двери в город будут открыты, а для этого вместе с товарищем по парте найдите значения выражений и расставьте ответы в порядке возрастания:
П 5
У 1
Е 7
С 3
Х 9

(4-3= 1 - У 10-1=9 - Х 9-2=7– Е 5-2= 3 – С 7-2=5 – П )
Слайд 3- а, б
Б). Проверка работы.
-Чем интересны выражения на преграде? (на вычитание)
-Какое слово зашифровано? (УСПЕХ)
1 2 3 4 5
У с п е хСлайд 4
Учитель: - Успех – удача в достижении чего – либо. Желаю вам успеха на уроке!
Повторение состава чисел 7, 8, 9. (Самостоятельная работа)
Слайд 5
-Первые жители Волшебного города встречают нас в своих домах.
А). Самостоятельная работа с таблицами.
- Какие числа поселились в дом
7
8
9
8
8
8


4 4 3 3 3 2
2 2 1 1 1 0 Слайд 5 – (а - к)
Б). Проверка работы.
- Проверяем при помощи карточек. Молодцы!
Вывод: - Кто живет в домиках? (числа)
Слайд 6
Загадки про цифры.
- В Волшебном городе числа и цифры тоже волшебные.
- В первом домике живут цифры – акробаты.
А) - Отгадайте – ка, ребятки, что за цифра акробатка?
Если на голову встанет, ровно на три больше станет. (6)
Слайд 7 Б) - Какие цифры при переворачивании не меняются? (0,8)
Слайд 8
Работа с «числами – хитрецами»
А). Отгадывание ребусов.
В домике рядом поселились числа- хитрецы, любят прятаться они.
-Отгадайте, в каких словах спрятались числа? Р 1 А - родина
Слайд 9 7 Я - семья
Слайд 10
*Б) Решение задач в стихах.
- Прячутся числа в задачах. Послушайте задачу и покажите ответ.
*Мама-белка для детишек собрала десяток шишек.
Сразу все не отдала, по одной всего дала.
Старшему – еловую, среднему – сосновую, младшему – кедровую.
Сколько шишек осталось у мамы-белки? (10-1-1-1=7)
Слайд 11
В) Работа с картинкой Феи. Задание на внимание. (картинка Феи)
- Не может за числами – хитрецами уследить сама Фея Математика.
Слайд 12
- Прячутся числа в наряде самой Феи Волшебного города.
Числа в наряде ее отыщите,
сколько лет она правит городом, скажите!
1+1+1+1+7=11 лет
Слайд 13
- Даже в бусинках Феи прячутся числа. Какое число в последней бусинке?
10-3-2+4+1+0-1=7
Вывод: - Кем правит Фея? Кто главные жители Волшебного города?
(Цифры и числа)
У Феи есть одна старинная книга. Давайте заглянем в нее.
Слайд 14
Сообщение темы и цели урока.
- Кто догадался, о чем пойдет разговор на уроке? (тема на доске)
- Верно. Но еще мы познакомимся с новыми цифрами.
Тема урока: Цифры и числа. Римские цифры.
Знакомство с новым материалом.
Слайд 15
1. Беседа о числах и цифрах.
А) Игра «Букет» (на цветах – вопросы)
- Предлагаю подарить Фее букет цветов. Согласны?
- Чтобы букет подарить, надо ответить на вопросы каждого цветка.
- Согласны?
-Тогда на мои вопросы отвечаем, после ответа цветок Фее вручаем.
Слайд 15 -а,б,в,г, д,
1) - Кто живет в Волшебном городе? (Числа и цифры)
2) -Сколько мы знаем цифр? (10)
3) -Перечислите их. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,0)
4) –С каким самым большим числом мы знакомы? (10)
4) - Чем отличаются цифры от чисел? (цифры мы пишем. Числами
обозначаем количество предметов)
Б) Чтение вывода в учебнике на стр. 31.
Вывод: - Верно. Цифра – знак для обозначения числа. Число обозначает количество предметов.
- Фея Волшебного города благодарна вам за цветы и предлагает совершить путешествие в древние страны, где возникли цифры на ковре – самолете.
2. Работа в парах с геометрическими фигурами.
А) - Попробуем составить ковер из геометрических фигур по образцу.
Слайд 16,16-а
Б) Самопроверка по образцу.
- Из каких фигур составили ковер – самолет? (4 треугольника)
Физминутка. Звучит песня «Облака», дети изображают движения полета.
3.Беседа о возникновении цифр.
-Во время полета, послушайте рассказ о возникновении цифр.
- Цифры были придуманы не сразу. В древности, когда человек хотел посчитать свой скот, он насыпал в мешок столько камешков, сколько было у него животных.
Слайд 17
Затем люди научились использовать символы. Человек рисовал черточку или другую отметку для подсчета предметов. У каждого народа были свои символы – цифры.
Слайд 18
Мы попадаем в Египет. Вот так выглядели египетские символы :
III III III III III IIII III II
Сайд 19
Теперь мы в Древнем Вавилоне и вавилонские символы:
YYY YYY YYYY YYYY YYYYY
Слайд 20
Переносимся в Китай. Это страна, где изобрели бумагу. Вот китайские иероглифы:
Слайд 21 - Ковер – самолет принес нас в Индию.
- Система счета, которую мы используем сегодня, изобретена в Индии тысячу лет назад.
Слайд 22-а, б
- В Европу индийские цифры были занесены 7- 8 веков назад арабами, поэтому их называют «арабскими».
Их всего десять: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
3. Знакомство с римскими цифрами.
Слайд 23
-А теперь перенесемся в Рим, в Риме была своя нумерация. Римские единицы обозначались тремя знаками: палочками - I (единицы), уголком – V(пять), крестиком – X (десять).
Число 5 – V, похоже на раскрытую ладонь, 10 – X (две ладони).
I-1, II-2, III-3, IV-4, V-5, VI-6, VII-7, VIII-8, IX-9, X-10
-Если единица прибавляется, то ее записывают справа, а если вычитается, то слева.
(IV - это 5 без одного, VI - это 5 да один, VII – это 5 да два, VIII- это 5 да три, IX – это 10 без одного)
Слайд 24-а
-Вы где-нибудь встречали такие цифры? (в учебниках, на циферблате часов)
Закрепление нового материала.
1. Работа по учебнику.
А) Выполнение №5 на с.31. –запись римских цифр в тетрадь:
I, II, III, IV, V,VI, VII, VIII, IX,X
Б) Коллективное выполнение №6, на стр. 31. – устно (соотнесение цифр с картинками)
2. Самостоятельная работа. (Задание по выбору)
Слайд 25
- Чтобы вернуться из древних стран обратно, надо выполнить задание с новыми цифрами. Задание выбираете по желанию.
А) Сравнение чисел, записанных римскими цифрами (>,<,=)V…..IV III…..V X…..IX VI…..IV V II…..VIII
Б) Сложение и вычитание чисел, записанных римскими цифрами:
II+V= X-III=
IV-I= III+ IV=
1). Самостоятельная работа.
Слайд 26 -а
3. Самопроверка по доске.
-Молодцы. Успешно возвратились.
* 4. Упражнения в распознавании римских цифр. Игра «Найди цифры»
Коллективная динамическая работа.
- Вместе с нами и римские цифры вернулись в класс. Найдите их.
Итог урока.
-Наше путешествие подошло к концу.
-Что нового вы узнали во время путешествия? Чему учились на уроке?
Оценивание работы учащихся на уроке
Мне понравилась работа на уроке таких ребят: …….
Слайд 27
Рефлексия.
- Если вам понравился урок, то нарисуйте лицо с улыбкой, если нет - лицо грустное.
Слайд 28
- Спасибо за урок!