Выступление Здоровье сберегающие технологии в работе учителя


МБОУ СШ №22 с углублённым изучением французского языка

Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы


Учитель начальных классов
Романова Н.А.


Дзержинск 2013 г.


Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Анализ причин « школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:
недостаточная освещенность класса;
плохой воздух школьных помещений;
неправильная форма и величина школьных столов;
перегрузка учебными занятиями.
Усилилась роль «внутришкольных факторов». Переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, учебный стресс, который испытывают до 80 % учащихся, снижение двигательной активности. То есть процесс обучения организуется без учета воздействия на здоровье обучающихся. Школьное образование в России в последнее десятилетие оказывало на здоровье учащихся неблагоприятное воздействие.

Гигиенические условия обеспечения учебного процесса
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения требований, предъявляемые к гигиеническим условиям проведения урока, и по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков, других учителей.

Условия освещенности
По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света, учитывая, что уровни освещенности в первом ряду парт в 3-4 раза выше, во втором- в 1, 5-2 раза выше, чем в третьем ряду .Это определяет последовательность включения искусственного освещения: в первую очередь включаются светильники третьего ряда, затем – второго и наконец – первого.
Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, требовать замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы лампы жужжали, даже слабо.
Учитель должен следить, чтобы места школьников были правильно освещены, т. е. Основной поток света падал слева.
Воздушно – тепловой режим
От температуры в помещении и других характеристик воздуха во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние, так и риск ухудшения здоровья.
Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре + 18 – 20 С. При температуре + 16 – 17 С и 21 – 22 С возникает умеренное напряжение терморегуляции. Постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.
Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он обуславливает заметное ухудшение течения некоторых видов заболеваний, задержку восстановления здоровья.
Задача учителя донести до сознания учащихся вред для их здоровья от такого избытка сильных звуковых воздействий. Ряд экологических факторов через визуальный канал воздействуют на психику человека, его эмоциональное состояние. Удачный подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и влияет на эмоциональное состояние школьников, их самочувствие и работоспособность.
Дети разного возраста предпочитают разные цветовые гаммы в окраске стен класса: учащиеся младших классов – желтый, оранжевый.

Требования к школьной мебели
Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребенка, соответствовать его анатомо – физиологическим особенностям.
Признаки правильной позы учащегося во время занятий
За столом (партой). Длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка. Высота ножек стула должна равняться длине голеней.
При письме. Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Позвоночник упирается на спинку стула. Голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см. Тетрадь лежит под углом в 30 градусов.
Если с подбором мебели возникают трудности, лучше посадить учащегося за парту большего размера, чем требуется.
Учебная нагрузка на учащихся, гигиенические требования к расписанию уроков
Главное внимание уделяется рационально составленному расписанию учебных занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988 ).
Шкала трудности предметов для младших классов

Предмет
Балл

1.
Математика
8

2.
Русский язык
7

3.
Природоведение
6

4.
Литература
5

5.
История
4

6.
Рисование и музыка
3

7.
Труд
2

8.
Физкультура
1

Ухудшение работоспособности у учащихся младших классов может приходиться на разные часы дня. На первом уроке довольно низкая работоспособность, т. к. происходит врабатывание в учебную работу. Устойчивая работоспособность наблюдается на вторых и третьих уроках. Начиная с четвертого урока, начинается снижение работоспособности. В этой связи наиболее трудные предметы рекомендуется включать в расписание вторыми или третьими уроками. Нельзя ставить 2 или 3 трудных урока подряд, лучше чередовать их с менее трудными. Недельная динамика изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит врабатывание в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, в четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу и в субботу. В течение учебного года работоспособность рассматривают по четвертям. Она значительно снижается к концу второй четверти, врабатывание происходит после зимних каникул, а февраль оказывается самым трудным месяцем для учащихся. В четвертой четверти происходит снова спад. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение организма. Что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников.
Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте :
Обстановку и гигиенические условия в классе.
Число видов учебной деятельности : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок.
Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 минут.
Число видов преподавания : словесный, наглядный, аудиовизуальный, с. р. Норма - не менее трех.
Чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут.
Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие.
Место и длительность применения Т. С. О.
Позы учащихся. Чередование поз.
Физкультминутки. Норма – на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с 3 повторениями.
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Наличие мотивации к учебной деятельности у учащихся.
Психологический климат на уроке.
Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, поговорок, музыкальных минуток и т. д.
Плотность урока, т. е. Количество времени, затраченного школьниками на учебу. Норма не менее 60 % и не более 75%-80%.
Момент наступления утомления учащихся и снижение их учебной активности. Норма - не ранее чем через 25-30 минут в первом классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе.
Темп и особенности окончания урока: - быстрый темп, нет времени на вопросы учащихся, - спокойное завершение урока: Учащиеся могут задать вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с классом, - задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Двигательная активность учащихся
Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при помощи сочетания двух направлений: 1) уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время и 2) « малых» форм, вводимых в структуру учебного дня для поддержания высокого уровня работоспособности школьников в течение всего времени обучения.
К малым формам относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене. За счет малых форм физического воспитания можно удовлетворить ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40 % суточной нормы двигательной активности.
Гимнастика до уроков на протяжении 5-10 минут не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.
Каждый учитель должен на своих уроках проводить физкультминутки. В течение урока проводятся 1-2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
В состав упражнений обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, желаемого результата не даст, скорее наоборот.

Комплекс упражненй ФМ
Для младших школьников на уроках с элементами письма
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п., 3 - поворот головы налево; 4 - и.п., 5 -голову наклонить вперед, 6 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх.1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-7 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка. Ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.
Упражнения для мобилизации внимания. И. п.- стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить правую руку на плечо; 10 – левую руку на плечо; 11- левую руку на пояс; 12- правую руку на пояс; 13-14-хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный; 2 –3 раза – средний; 3 – 4 – быстрый, 1 – 2 медленный. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести
«технологию раскрепощенного развития детей» В.Ф.Базарного. Отличительные особенности этой технологии, особое внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
Учебные занятия проходят в смене динамических поз, для чего используется специальная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – сидит за конторкой. На первых уроках с использованием конторок ученики первого класса могут выстоять за ними не более 5 мин7ут за урок. Затем это время увеличивается до половины урока, а к концу учебного года дети активно меняют позы тела в ходе урока.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры « Бегущие огоньки ». Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
С целью зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный « Экологический букварь », расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность бескнижного обучения, снижая нагрузку на зрение.
Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные « сенсорные кресты », карточки с заданиями и возможными вариантами ответов.
В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующее утонченное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».
Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду.
Технологией предусмотрено введение раздельного образования мальчиков и девочек. По мнению автора технологии, совместное обучение нарушает принцип природосообразности в природе. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию.
Одно из требований технологии - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах. Результативность технологии проявилась в логопедических школах и школах для детей с задержкой психического развития. Это позволяет рассматривать технологию В. Ф. Базарного как здоровьесберегающую и содействовать объективным исследованиям всех аспектов, связанных с ее использованием в нашей системе образования.






Литература:
1.Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и щколы».








13PAGE 15


13PAGE 14815




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315