Педагогическая тема по самообразованию Здоровье — сберегающие технологии в работе учителя с использованием ИКТ


Учитель начальных классов: Шибанова Анна Евгеньевна.Здоровье - сберегающие технологии в работе учителя начальных классов с использованием ИКТ. Каясанская ООШ – филиал МКОУ «Пивкинская СОШ» XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: 1.игровая деятельность; 2.создание положительных эмоциональных ситуаций; 3.работа в парах; 4.проблемное обучение. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания). Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции) электронной энциклопедии , видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания развивающего характера. Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления формирование приемов мыслительной деятельности. Учителем используются развивающие методы и приемы: метод анализа метод сравнения метод обобщения метод классификации формулировка понятий внутренний план действий При использовании мультимедиа, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня -нормой работы. Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Страна Знаний 1. В новогодней гирлянде 10 фонариков: большие , средние и маленькие. Больших фонариков 4, средних 3. Сколько маленьких фонариков в гирлянде? 4 + 3 = 7(ф.)10 – 7 = 3 (ф.) 4 – 3 = 1(ф.)10– 1= 9 (ф.) Выбери правильное решение. П. - В. - К.- Л. - Чей предмет самый тяжёлый? Чей предмет самый лёгкий? Жили-были в Тридевятом царстве Я там был, мёд, пиво пил, Солнце высоко, колодец далёко, Скоро сказка сказывается, Несёт меня лиса за тёмные леса, В Тридесятом государстве… Жар донимает, пот выступает. За быстрые реки, за высокие горы Да не скоро дело делается. По усам текло, а в рот не попало. Водоёмы Курганской области Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна: - способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; -успешному усвоению учебного материала;- способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет: -обеспечить положительную мотивацию обучения; - усовершенствовать контроль знаний;- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; -формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке . Когда жили динозавры? Презентации могут быть использованы -при объяснении нового материала;-при повторении пройденного материала ;-при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). при работе со словарными словамиОтгадай загадку, запиши отгадку!Расселась барыня на грядкеОдета в шумные шелка.Мы для неё готовим кадкиИ крупной соли полмешка. Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Соедини дверь с ключом-ответом: 5 + 5 7 - 4 3 10 ДОПОЛНИ ДО 10. 10 1 7 5 9 4 8 3 6 2 9 3 5 1 6 2 7 4 8 Применение на уроках ИКТ –способ сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; -сокращает времени для контроля и проверки знаний учащихся (тестирование); -школьники учатся навыкам контроля и самоконтроля. -При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье-сберегающих технологий. Я считаю, что высокие технологии сегодня позволяют не только улучшить качество образования, но и повысить компетентность педагога. Основными направлениями использования ИКТ в моей работе являются: -оформление основной документации в электронном формате: рабочие программы по предметам начального обучения; -создание портфолио учителя;- создание методических копилок: -«Воспитательная работа»;-«Работа с родителями»;- «Методические материалы по русскому языку»;«Методические материалы по математике»; -«Мониторинг по предметам,1-4 классы»; -«Разработки классных часов для учащихся начальной школы»;- «Копилка уроков-презентаций по русскому языку, окружающему миру, математике, литературному чтению, музыке, ИЗО, технологии». Но всякое лекарство может стать ядом, если принять в неразумных дозах. Нужно помнить, что компьютер - это не волшебная палочка, которая за один час занятий сделает ребенка сразу умным и развитым. Существуют определенные ограничения по времени. Чрезмерное общение с компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. И все же компьютер - это наше будущее. Он помогает интеллектуальному росту ребенка, ускоряет процесс мышления. С другой стороны - нельзя уповать только на компьютер и не превращать его в единственный источник знаний об окружающем мире, заменяющий книги, игрушки, а главное - живое общение. Я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе — это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. http://www.krugosvet.ru/humanit.htm Энциклопедия Кругосветhttp://gwij99.chat.ru/ Галерея насекомыхhttp://www.livt.net/ Электронная иллюстрированная энциклопедия «Живые существа»http://nature.worldstreasure.com/ Чудеса природыhttp://ancientrome.ru/ История древнего мираhttp://www.screen.ru/gallery/plan.htm Галерея декоративно-прикладного искусства В работе учителя могут быть полезны некоторые ресурсы сети интернет, особенно при организации обучения с учетом межпредметных связей. Ниже предлагаю список ресурсов.