Урок по русскому языку Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Исторический колорит повести (7 класс)


Северо-Казахстанская область
Район имени Габита Мусрепова
КГУ «Целинная средняя школа»
Урок по русской литературе на тему
«Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Исторический колорит повести»
Учитель русского языка и литературы
Максина Галина Николаевна
Цель обучения  Углубление знаний о биографии и творчестве Н.В. Гоголя; выявление восприятия учащимися повести «Тарас Бульба»; знакомство с исторической и фольклорной основой повести. 
Раскрыть художественный замысел Н.В. Гоголя и ввести учащихся в художественный мир повести «Тарас Бульба» и в мир картины И.Е. Репина «Запорожцы».
Ожидаемые результаты: учащиеся должны:
знать:
уметь:
мочь: биографический и творческий путь Н.В. Гоголя; художественный замысел писателя,
историческую и фольклорную основу повести;
дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя; понимать ключевую проблему произведения, её связь с эпохой написания; анализировать;
рефлексивно относиться к собственной деятельности в рамках учебного процесса.
Предмет: русская литература Класс 7 Дата: Урок № 19
Тема Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический колорит повести.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Оценивание Ресурсы, оборудование
Создание коллаборативной среды. Приветствие учащихся. Озвучивание эпиграфа к уроку.
Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья народной старины Народной чаяли войны… А. С. Пушкин «Полтава»  Приветствуют учителя.
Настраиваются на урок.
Наблюдения учителя Эпиграф, доска
Актуализация знаний Работа с эпиграфом.
- Из какого произведения взят эпиграф к уроку?
- Как вы понимаете эти слова?
Рассказ ученика (по карточке) «Детские годы писателя. Учеба в Нежинской гимназии».
Работа с гравюрой. (1 слайд)
Задание: рассмотрите портрет Гоголя-гимназиста.
- Что подчеркивает художник во внешнем облике Гоголя?
- Чем интересен это рисунок? Отвечают на вопросы.
Выступление ученика.
Рассматривают портрет писателя.
Отвечают на вопросы. Эпиграф, доска, карточка 1, портрет Н.В. Гоголя, презентация, свеча
Вызов.
Сообщение темы и цели урока
Усвоение новых знаний
Вступительное слово.
Мы сегодня тоже напишем письмо одному из самых загадочных писателей русской литературы Николаю Васильевичу Гоголю, чьи произведения не стареют, они как бы остаются вне времени. В чем же загадка Гоголя? Может быть, в том, что он всю жизнь стремился к идеалу. К одному и тому же произведению Николай Васильевич возвращался по несколько раз. Так произошло и с «Тарасом Бульбой». Первый вариант 1835 г. не устроил писателя, и он вновь возвращается к своим героям, и в 1842 г. выходит новая редакция произведения. Чем же так влекла Гоголя та смутная эпоха, которая изображена в повести? На этот вопрос мы и попытаемся дать ответ на сегодняшнем уроке. Зажигая эту свечу и вглядываясь в ее огонь, мы попытаемся мысленно воссоздать ту эпоху, в которой жили герои «Тараса Бульбы». Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни. 
Лекция учителя с элементами беседы.
- В чем созвучны эти высказывания? Что восхищает обоих художников?
И Гоголь, и Репин восхищаются талантом и самоотверженностью своего народа, готового защищать родную землю и независимость даже ценой собственной жизни.
Оба художника – выходцы из Украины, оба корнями своими связаны с ней и пронесли через всю жизнь любовь не только к России, но и к своей «малой» родине-Малороссии (так тогда называли Украину), и многие их произведения связаны с ней.
- Какие произведения Н.В. Гоголя, связанные с Украиной,
вам известны?
Отдал дань украинской теме и Репин, с ней связаны его картины «Вечорныщи» (1881), «Портрет С.М. Драгомировой» (1883), «Запорожцы» (1880- 1891) (Слайд)
Сопоставьте: Гоголь трудился над «Тарасом Бульбой» 9 лет, Репин над «Запорожцами» -11. О чем это говорит?
Вероятно, о том, что оба художника придавали очень большое значение этим произведениям, они были дороги им, потому что запечатлели в них писатель и художник свой народ, которым восхищались и гордились.
Запорожская вольница - явление неоднозначное, и Гоголь далек от идеализации своих героев, но более всего ценит в них дух товарищества, мужество и любовь к родной земле.
Посмотрим, какими видит запорожских казаков другой художник - Илья Репин.
Вглядитесь в лица и позы героев. (Слайд)
- Каким настроением пронизана картина?
- Какими средствами оно создается?
- Как передан боевой дух казаков?
- Кто из персонажей кажется вам более выразительным?
Работа в группах. Работа по карточкам.
Рассказ о картине И.Е. Репина.
Выступление групп. Слушают учителя.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Делают вывод.
Отвечают на вопросы.
Формируются группы.
Готовят ответ по карточке.
Наблюдение учителя
Карточка 2 для групповой работы, презентация
Подведение итогов Индивидуальная работа со словарем настроений. - Какое же настроение создается, когда мы перечитываем эти отрывки? Я бы хотела увидеть ответ каждого, и в этом нам помогут загадочные конвертики. Достаньте их содержимое. Перед вами словарь настроений. Попробуйте цветом передать то настроение, которое возникает у вас при прочтении данных фрагментов.
- Кто прокомментирует? - В чем созвучны повесть Гоголя и картина Репина?
Они созвучны жизнеутверждающим звучанием, восхищением авторов духом вольности казаков, товариществом, несломленностью самыми тяжелыми испытаниями.
Задумкой Н.В. Гоголя было художественное исследование национального характера.
Вслед за замыслом последовал вымысел – национальный характер как бы с разных сторон: цельный Тарас - и Остап и Андрий как две половинки его же, национального характера.
Замыслу - раскрытию национального духа, национального характера - подчинено все описание пространства, сюжетные повороты, система характеров. Достают словарь настроений из конвертиков.
Передают настроение.
Бодрое, боевое, героическое, энергичное, чувство гордости. Суммативное оценивание Конверты со словарём настроений
Рефлексия, оценивание Написание синквейна. - Как вы думаете реальны главные герои: Тарас Бульба, Остап и Андрий? Да, это собирательные образы и давайте попробуем воссоздать собирательный образ эпохи. Задание. Работа в паре. Каждая колонка – свой герой. Запишите имя героя на листе. Чтение синквейнов.  Работают над написанием синквейна в паре.
Сидящие на первых партах - характеристика героя при помощи одного существительного. Вторые парты – при помощи двух прилагательных, третьи – при помощи трех глаголов. Четвертые – составить предложение, характеризующее этого героя. Пятые - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Оценивают свою работу на уроке. Формативное оценивание Листы с именами героев
Домашнее задание Читать повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», выбрать материал о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ученики записывают д/з в дневники. Дневник ученика