Урок-презентация Судьба маленького человека в поэме Медный всадник А. Пушкина


…Пушкин стремился к гармонии и хотел видеть ее во всем, и прежде всего в отношениях личности и государства.Н.А.Соснина. «Медный всадник» Пушкина, 1997г. Судьба «маленького человека» в поэме «Медный всадник» Первая часть«В поэме мы видим горестную участь личности ,страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы» , -писал критик В.Г.Белинский.Действительно, прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы?Приведите примеры героев и произведений с подобной проблематикой. Евгений: смысл жизни и финал жизни…«Соколиный глаз»1.Месяц и год наводнения?2. Вставьте слово: Нева металась, как ….В своей постеле беспокойной.3.Откуда в тот день пришел Евгений?4.Где в Петербурге живет герой?5. Вставьте слово: что ….(чем-то?) Он должен был себе доставитьИ независимость и честь; 6. Вставьте слова : Что ведь естьТакие праздные….,Ума недальнего, ленивцы,7. Что служит он всего …Он также думал, что погода8. Но что ж, я молод и здоров,…. день и ночь готов;9.И станем жить, и так до …Рука с рукой дойдем мы оба,10. Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений. Он страшился….,Не за… Приведите примеры из текста… Приведите примеры из текста…«И всплыл Петрополь как Тритон,По пояс в воду погружен.Осада! Приступ! Злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревна, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам!» «И долго с бурными волнамиБоролся опытный гребец,И скрыться вглубь меж их рядамиВсечасно с дерзкими пловцамиГотов был челн...» « Что ж это?...Он остановился.Пошел назад и воротился.Глядит... идет... еще глядит.Вот место, где их дом стоит;Вот ива. Были здесь вороты —Снесло их, видно. Где же дом?И, полон сумрачной заботы,Все ходит, ходит он кругом...» Но бедный, бедный мой Евгений ...Увы! его смятенный умПротив ужасных потрясенийНе устоял. Мятежный шумНевы и ветров раздавалсяВ его ушах. Ужасных думБезмолвно полон, он скитался.Его терзал какой-то сон.Прошла неделя, месяц — онК себе домой не возвращался. «……..Он скоро светуСтал чужд. Весь день бродил пешком,А спал на пристани; питалсяВ окошке поданным куском.Одежда ветхая на немРвалась и тлела. Злые детиБросали камни вслед ему» Дни летаКлонились к осени. ДышалНенастный ветер. Мрачный валПлескал на пристань, ропща пениИ бьясь об гладкие ступени,Как челобитчик у дверейЕму не внемлющих судей.Бедняк проснулся. Мрачно было:Дождь капал, ветер выл уныло,И с ним вдали, во тьме ночнойПерекликался часовой...Вскочил Евгений; вспомнил живоОн прошлый ужас; торопливоОн встал; пошел бродить, и вдругОстановился — и вокругТихонько стал водить очамиС боязнью дикой на лице. «Он очутился под столбамиБольшого дома. На крыльцеС подъятой лапой, как живые,Стояли львы сторожевые,И прямо в темной вышинеНад огражденною скалоюКумир с простертою рукоюСидел на бронзовом коне» «И он по площади пустойБежит и слышит за собой -Как будто грома грохотанье -Тяжело-звонкое скаканьеПо потрясенной мостовой...И, озарен луною бледной,Простерши руку в вышине,За ним несется Всадник МедныйНа звонко-скачущем коне...» «И во всю ночь безумец бедныйКуда стопы ни обращал,За ним повсюду Всадник МедныйС тяжелым топотом скакал» Выводы     Поэма Пушкина «Медный всадник» выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы каждого «маленького человека». Тем более что Россия – страна полуазиатская, где с древних пор царили деспотия и тирания, которая воспринималась и народом, и правителями как должное. Итоги урокаОсновная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между «сильными мира сего» и простыми жителями. Петербург – это город контрастов, где «маленькие люди» живут и страдают.     Итоги урокаВторая часть поэмы рисует последствия наводнения. Для Евгения они страшны. Герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье. Виновником своей трагедии обезумевший Евгений считает Медного всадника – двойника самого Петра. В его расстроенном воображении Медный всадник – «горделивый истукан», «чьей волей роковой здесь город основался», кто «уздой железной Россию поднял на дыбы». Именно Петр, по мысли Евгения, построил этот город на берегу реки, в местах, которые регулярно затопляются. Но царь не думал об этом. Он думал о величии всей страны, о своем величии и могуществе. Меньше всего его волновали трудности, которые могли возникнуть у простых жителей Петербурга.       Только в голове сумасшедшего героя могли возникнуть такие видения. Но в поэме они приобретают глубокий смысл, наполняются горькими философскими размышлениями поэта. Наводнение уподобляется здесь любым преобразованиям и реформам. Они схожи со стихией, потому что, как и она, совершенно не учитывают интересы простых людей. Недаром и Петербург был построен на костях своих строителей. Пушкин полон сочувствия к «маленьким» людям. Он показывает оборотную сторону реформ, преобразований, задумывается о цене величия страны. Выводы поэта печальны. Конфликт личности и государства неизбежен, неразрешим и исход его давно известен.