Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». План.

Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

I. Причины обращения к теме человека и власти, поднятой в поэме:
1.1. – интерес Пушкина к личности Петра, диалектическое отношение к ней (великий, но жестокий преобразователь);
1.2. – диалектическое отношение к самодержавию: осознавал необходимость самодержавия и неизбежность бунта при самодержавии;
1.3. – личные сложные отношения с властью;
1.4. – обращение к недавнему трагическому прошлому – Петербургское наводнение 7 ноября 1824 г. (читал об этом в справочных книгах Берха).

II. Главные герои поэмы – маленький человек Евгений, великая личность Пётр I и наводнение – природная стихия.
1. - образ Петербурга во вступлении к поэме – гимн державной мощи России. Историческое значение деятельности Петра I, победа исторической воли над природной стихией, пафос. Контрастный финал вступления: «была ужасная пора, о ней свежо воспоминанье».

2. - образ Невы, наводнения в поэме: как одушевлённое существо, как как зверь, как гневный человек, вор и разбойник, враг. Эти образы символизируют и силу судьбы, и «мятежные стихии», народные волнения, с которыми власти не совладать.

3. Образ Евгения:
3.1 – социальное положение героя – мелкий служащий аристократического происхождения («чиновник небогатый»), символ обездоленного народа. Впервые в поэме такой герой;
3.2 – мечты Евгения о будущем – узость жизненных целей, искренность чувств;
3.3 – его отношение к потопу – сходство с памятником Петра I – всадник на льве, окаменевший от мрачных предчувствий;
3.4 – безумие Евгения как реакция на постигшее его горе и как безумие героического мятежа одиночки против необъятной силы (Радищев, Чаадаев);
3.5 – героический порыв безумца Евгения в виде неопределённой угрозы (Ужо тебе!) и необыкновенная погоня как преследование за правду;
3.6 – смысл развязки конфликта: смерть героя у порога дома возлюбленной: любовь – сила, противостоящая «божьему гневу» и «воле роковой».

4. Образ Петра:
4.1 – великий исторический деятель-преобразователь - и воплощение самодержавия;
4.2 – человек с каменным сердцем, не думающий о последствиях своих планов;
4.3 – «каменный истукан», бесчувственный и чёрствый преследователь.

III. Особенности поэмы:
1. Историзм поэмы – в соотнесённости прошлого с современностью;

2. Неразрешимость центрального конфликта – противостояния «верхов» и «низов», судьбы и личности;

3. «Пламень» любви и «огонь» политико-патриотической деятельности определяет судьбу личности и общества.



«Мцыри» как романтическая поэма

1. Определение романтизма – «исключительный герой в исключительных обстоятельствах».

2. Особенности романтизма в поэме «Мцыри».

2.1. Протестующее начало поэмы, пафос отрицания.

2.2. Контраст общественной и «естественной» жизни, конфликт общественного и «естественного» сознания.

3.2. Романтический герой поэмы – Мцыри – уже не байронический герой, а «естественный человек», которому навязаны угнетающие его внутреннее чувство общественные отношения. Мцыри окружают не враги, а защитники и покровители, он не воюет с ними, но не приемлет их. Мцыри живёт, повинуясь естественным побуждениям: любовь к свободе, родине, родным, природе и активной деятельности. Монастырь враждебен «закону сердца», и Мцыри бежит.

4.2. Экзотическая кавказская южная природа, её яркость и пышность. Природа как стихия, как часть внутреннего мира Мцыри.

5.2. Характер Мцыри изображён не только в его поступках, описании обстановки, но и в лирических монологах героя, которые представляют собой захватывающий речевой поток, внешне похожий на импровизацию, где лирическая энергия целого поглощает неточности речи. В. Г. Белинский сравнивал читательское ощущение от таких стихов с «опьянением».

3. Внутреннее родство Мцыри и Демона: бунтарство, сила духа, пафос отрицания и протеста, одиночество – признаки романтизма.


















Особенности поэмы «Песня о купце Калашникове»

1. Специфика жанра поэмы – историческая песня (тема, характеристика образов, стихотворная форма (речитативный стих, запев, зачины, повторы, параллелизм, постоянные эпитеты, завершающая «слава»). Песня создаётся гуслярами – современниками событий. Речитативный стих – вид русского народного стиха, в котором промежутки между сильными местами колеблются от 1 до 3 слогов. Преобладают дактилические окончания.

2. Сущность конфликта вневременная и связана с народными представлениями о добре. Романтический конфликт сильной личности с судьбой в поэме претворяется в столкновение добра и зла. В Купце Калашникове сосредоточена христианская и народная правда, воплощена идея продолжения честного рода.

3. Герои поэмы:
- царь Иван Васильевич (выполняет в споре роль судьи; во власти сил зла: расправился с победителем, которого было обещано наградить);
- Кирибеевич: образ романтического злодея: обманул царя, сосредоточен на «думе чёрной», «скуке», преступник;
- купец Калашников: противопоставлен «верному слуге» царя: его день проходит в трудах, дома ждёт молодая хозяйка, его помыслы обращены к защите «правды-матушки», воплощение доброго начала в поэме;
- Алёна Дмитриевна: в её речи воспроизводится стилистика народной лирической песни семейно-бытового содержания; её жизненные представления находятся в русле понятий о «честной» семье, она заботится о детях, о муже и в любви Кирибеевича видит поругание, называет его разбойником. Больше всего боится потерять доверие и любовь мужа. Защита её честного имени – повод для боя, являющегося кульминацией сюжетного действия;
- народ: истинный адресат песни, его особенная роль подчеркнута обращением к фольклорному жанру.

4. Смысл развязки: воздаётся «каждому правдой и честью», дань народной памяти защитнику чести.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15