Конспект урока на тему: «Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме Медный всадник


План- конспект урока «Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме "Медный всадник".
Класс – 10 А, Цели урока: выяснить причины обращения поэта к истории, какие проблемы истории волновали поэта, познакомить учащихся с художественными особенностями поэмы.
Оборудование: портрет поэта, сборники стихов, компьютер, диапроектор
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Изучение новой темы
А) сообщение темя и цели урока
Б)сообщение ученика об образе Петра I в творчестве Пушкина. После этого следует обратить внимание учащихся на эпиграф к уроку (цитату из Белинского) и выяснить, согласны ли они с мнением критика. Думается, что смысл образа Петра I в поэме "Медный всадник" неоднозначен. Выявить его двойственную сущность помогут проблемные вопросы урока:
- Почему из царя-преобразователя, полного "великих дум", Петр превращается в "кумира на бронзовом коне", "горделивого истукана", которому нет дела до малых мира сего?
- Почему прибавление величия, овеществленного в грандиозном памятнике, становится для него роковым?
Если применительно к образу Евгения, Петербурга, Невы выражение Д. Гранина "два лика" метафорично, то по отношению к Петру в "двух ликах" заключена суть художественного решения образа.
Как же проявились "два лика" Петра в поэме? В чем динамика и статика образа царя? Выберите из текста поэмы цитаты, подтверждающие это положение.
Работа с текстом поэмы 
Вступление.
Царь-преобразователь Медный всадник
Дум великих полн;
грозить мы будем шведу;
будет город заложен;
суждено в Европу прорубить окно вечный сон Петра
 Часть первая.
Царь-преобразователь Медный всадник
Потомки Петра (покойный царь) и его генералы не сразу начинают бороться с водой и бурей, утверждая, что "с божией стихией царям не совладеть" Обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине <...>
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне (курсив мой. Н. Б.)
Часть вторая.
Царь-преобразователь Медный всадник
Чьей волей роковой
Под морем город основался
 
Державец полумира
 
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
 
Строитель чудотворный Подножие кумира
 
 
Горделивый истукан
 
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне
 
За ним несется Всадник Медный
2. Каким мы видим Петра во вступлении? Царь показан живым, объятым великими думами; но он мечтает о завершении дела ("запируем на просторе"), то есть об "остановке" на своем пути, а это первый шаг на пути к "медному всаднику".
3. В чем суть конфликта Петра и Евгения? Это не борьба добра и зла, не поединок старого и нового. Это столкновение двух правд, каждая из которых носит объективный характер. Здесь сталкиваются не лица, а идеи, конфликтуют личность и государство. Это поднимает конфликт на уровень социального обобщения. Он носит неразрешимый характер. Каждая из сторон по-своему права.
4. Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов (оба думают, размышляют, оба заняты трудом и т. п). Может быть, каждый из них противопоставляется самому себе: Петр-преобразователь Медному всаднику, а Евгений мечтающий Евгению протестующему? Подтвердите или опровергните эти позиции.
5. Как в поэме выражается присутствие автора?
6. На чьей стороне автор? Пушкин и с Петром-преобразователем, и с Евгением, мечтающем о счастье в частной жизни. Но автор против "Медного всадника", то есть власти, для которой не имеет значения человеческий фактор.
7. Проследите, как лики Евгения и Петра зеркально отразились в картинах города: Петербурга, Петрограда, Петрополя? Город, как и его герои, раздваивается. В наводнении тонет Петербург, о котором мечтал Петр -- окно в Европу, порт, выход на простор. И всплывает Петрополь, губитель, убийца, уничтоживший Парашу, поглотивший пожитки бедноты, отнявший разум у Евгения. Побеждает город, не предвиденный Петром, это обратная сторона его мечты. Это город, где царит не Петр, а Медный всадник. Великим делом Петра воспользовались потомки, которые эксплуатировали его реформы, и готовы использовать для наживы всё, даже разбушевавшуюся стихию, чтобы петь "несчастье невских берегов", как граф Хвостов.
8. Какой символический смысл приобретает в поэме "образ" водной глади, в которой отражается город? (Город на берегах стремится вверх, а отраженный в воде вниз).
9. Прав ли Белинский, видевший в поэме только "апофеозу Петра Великого"?
Подведение итогов урока. Слово учителя. Пушкин сталкивает в поэме силы, внешне несоизмеримые, но идейно уравненные. Конфликт между ними укрупняется, так как он имеет несколько точек пересечения. Образы Петра и Евгения даны не однолинейно, а объемно, поэтому и конфликт поэмы многогранен. Столкновение человека и власти для поэта не имеет разрешения, а с течением времени оно только усугубляется. Пушкин оценивает ход развития общества с диалектических позиций, видя в великом ничтожное, а в малом бесконечное. Философские размышления о месте человека в мире поэт окрашивает в трагические тона. Гибнет Петр-преобразователь, а задуманный им город становится городом-убийцей. Гибнет Евгений, позитивные мечты которого сломаны государственной машиной.
Домашнее задание. Подготовить сообщение на одну из тем.
1.      Правда Евгения и правда Петра в поэме "Медный всадник".
2.      Два лица Петербурга в поэме "Медный всадник".
3.      Трагедия маленького человека в поэме "Медный всадник".
4.      Конфликт человека и власти в поэме "Медный всадник".
5.      "Медный всадник" как социально-философское произведение.
6.      Своеобразие изображения "маленького человека" в поэме "Медный всадник".
7.      Реальность и фантастика в поэме "Медный всадник".