Урок по русскому языку для 5 класса «Правописание безударных личных окончаний глаголов».


 Урок-практикум
«Правописание безударных личных
окончаний глаголов».
 
Предмет: русский язык.
Класс: 5
Тип урока: урок рефлексии.
 
Лингвистические цели урока (для учащихся):определение спряжения глаголов;
умение правильно определять личное окончание глагола.
 Деятельностная  цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин). 
                     
Задача урока (для учителя): создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.
 
Задачи урока (для учащихся):
 - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;
 - учиться ставить учебные задачи;
 - научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;
 - учиться контролировать и оценивать себя.
    
Ход урока
Организационный момент.
           - психологический настрой на продуктивную работу:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
( Учитель раздает смайлики-настроения детям, которые в начале и конце урока прикрепляют их на доску).
Цель учителя - заинтересовать, создать атмосферу доброжелательности
Дети интересуются – личностные УДД (самоопределение)
           - запись числа и слов Классная работа.
 
 
На доске записаны строки из стихотворения  С.Шевцова
Поэт, в плену возвышенных идей,
Не игнорируй прозу средней школы,
Чтобы ( ) жечь сердца людей
Необходимо знать ( ) - Прочитав эти строки, ответьте, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
(О глаголе).
Цель учителя – формировать умение понимать.
Дети ищут и выделяют информацию – познавательные УДД (общеучебные)
Проверка д/з: Игра «Спроси о глаголе!» (развитие устной научной речи)
(Дети дома готовят вопросы по теме «Глагол»)
Учитель развивает контрольно-оценочную самостоятельность уч-ся.
Дети контролируют, оценивают умение партнера выражать мысли – коммуникативные УДД (управление поведением партнера)
Диагностика сформированности учебной деятельности уч-ся
На доску выписаны сочетания слов:
Хлещ.т дожди, никуда не ден.шься, псы мирно дремл.т, коты топч.тся у норы, давайте измер.м лужи, когда появ.тся солнце, дети кле.т конверты, вы хвал.те нас, отец слуша.т музыку.
- Скажите, какое задание можно выполнить по этим сочетаниям слов?
 (Вставить пропущенные в окончании глаголов буквы)
Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.        
- Как вы действовали при написании окончания?
(Определяли грамматические признаки глаголов)
- Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание?
 (Нет, достаточно определить спряжение). 
- Скажите, вы испытывали затруднение?
(Да)
Цель учителя – поставить уч-ся в проблемную ситуацию с целью формирования познавательных мотивов.
Дети решают конкретную задачу путем проб и ошибок; решают проблему поискового характера – познавательные УДД
- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов на этой лесенке.
не ошибаюсь в написании глаг.
умею безошибочно определять спряж. глаг.
+глаг.-искл.
Знаю все лич. гл.
Формулировка цели урока и постановка учебных задач. 
- Какова цель сегодняшнего урока?
 (Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов).
 - Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного  окончания? (Поставить глагол в неопределенную форму- Для чего? ( Для того, чтобы определить спряжение).
- Что зависит от спряжения глагола? (От спряжения зависит буква в окончании).
- Сформулируйте учебные задачи.
( Учиться ставить глагол в неопределенную форму.- Научиться безошибочно определять спряжение глагола.
- Запомнить все личные окончания глаголов.
- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.)- Что бы вы предложили сделать, чтобы не ошибаться в написании окончаний глаголов?
  ( Необходима схема, чтобы было легче писать окончания    глаголов).
Цель учителя - развивать умения ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности.
Дети ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно - регулятивные УДД (целеполагание);предлагают способы решения учебной проблемы.
        
 Работа над решением поставленных задач.
 
Упражнения в написании окончаний глаголов.
- На улице весна, все приходит в движение, у всех замечательное настроение - давайте отправимся с вами в лес и послушаем музыку леса! (учитель включает «музыку» леса). При этом выполним задание на выбор: 
- напишите сочинение – миниатюру на тему «Весенний лес»
- вставьте пропущенные буквы и определите спряжение данных глаголов: прыга.т, стрекоч .т, ман.т, появ.тся, слыш.т.
Цель учителя – создать ситуацию, позволяющую уч-ся проявлять инициативу, работать в условиях альтернативы.
Дети выбирают задание – регулятивные УДД (волевая саморегуляция)
2.      Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию.
 
На доске – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы. Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям.
Цель учителя – формировать умение анализировать.
Дети осуществляют выбор оснований для сравнения – познавательные УДД (логические)

- Как смогли выполнить это задание?
(По буквам  И  и  Е в окончаниях).
- Можно ли составить схему-алгоритм?
 (Да).
- Давайте составим: (составляют дети, лишь в затруднении-учитель подсказывает)

- Какие признаки глагола можно назвать по окончанию?
 (Спряжение, число, лицо).  
 
3.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
 
Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:
 
     День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся   река. Прилет…т первый вестник весны: грач.
     Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь                 песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.
 
- Какие глаголы не подходят к теме урока?
 (С ударным окончанием).
- Запишите текст, укажите грамматические признаки глаголов.
 
Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.
Цель учителя – формировать у уч-ся стремление анализировать собственные познавательные процессы, корректировать и совершенствовать их (развитие рефлексии).
Дети анализируют свои действия; вносят дополнения и коррективы в случае расхождения с образцом – регулятивные УДД (контроль и коррекция)
4.Проводится игра «Укажи признаки глагола по его окончанию».
 Цель учителя - формировать умение применять.
Дети используют знания в новой ситуации; осознают качество и уровень усвоения – регулятивные УДД (оценка)
     
 Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Со всеми поставленными  задачами вы справились?
-  На той же лесенке отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?
-  При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?
(Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения).
Рефлексия содержания учебного материала.
Учитель предлагает детям продолжить фразы:
Мне запомнилось…
У меня получилось…
Было непросто…
Хотелось бы…
 Домашнее задание на выбор:
-написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Глагол»
-составить другую схему-алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Учитель приглашает ребят прикрепить их смайлики.
 
-Спасибо за урок!