Конспект по русскому языку для 4 класса «Правописание безударных личных окончаний глаголов»


Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием элементов ТРИЗ.
Учитель: Кочеткова Т.С., г. Тольятти. ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ личных ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Презентация, карточки словарных слов, модель «если, то…», учебник «Русский язык», 4 класс (система «Школа 2100»).Ход урока.
О. М.
Речевая зарядка.
(слайд №2)

Глаголы, в какой форме приглашают нас на урок?
В чем на уроке будем упражняться?
Словарная работа.
Игра «Витрина»
На доске продаются слова. Я загадала слово. Может быть, кто-то сможет купить его за один вопрос?
Попробуйте найти такой вопрос, на который для каждого объекта будут свои ответы.
Молодцы.
А какой вопрос был самым лучшим?
Запишите слова, которые запомнили.
Повторение.
Повторим все изученное о глаголе. А поможет нам такая модель.
“Элемент – Имя признака – Значение признака». ( Табличка ЭИЗ) слайд 3.
Элемент Имя признака Значение признака
Элемент - это все, что мы рассматриваем, анализируем, изучаем, в нашем случае – это глагол. Любой элемент можно описать через признаки (вопросы) и их значения (ответы).
Какие вопросы можно задать про глагол? Отгадайте, какие вопросы скрываются за вопросительным знаком?
Объект Имя признака (вопрос) Значение признака(ответ)
глагол Что такое глагол? ?Часть речи
Обозначает ?Действие предмета
Вопросы ?Что делает?
Начальная форма Неопределенная форма
Несовершенный вид 3 формы времени
Время Настоящее, прошедшее, будущее
Лицо Первое, второе, третье
Число Единственное, множественное
Спряжение 1 и 2 – изменение по лицам и числам
НОВАЯ ТЕМА
От чего зависит написание окончания глагола? ( от спряжения)
Какие 2 способа определения спряжения глагола знаем?
Вспомним с помощью модели ЕСЛИ, ТО… ( слайд № 4)
Закончи высказывание.
Если в ударном окончании глагола есть –Е, то это глагол …. спряжения.
Если в ударном окончании глагола есть –И, то это глагол … спряжения.
Какие еще высказывания можно построить?
А если окончание глагола безударное?
(СЛАЙД № 5)
РАБОТА с учебником. ( с. 73 упр. 256) – устно.
Упр. 257 – приготовили сигнальные карточки.
2 последних глагола письм. И самостоятельно.
ПРОВЕРКА на слайде.
ФИЗМИНУТКА
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Тренинг «Расселение»
Поиграем в игру «Расселение»
Работаем в группах по 4-5 человек. Детям дают слова и говорят, что их надо расселить в группы и объяснить, по какому признаку.
- У вас задание «Расселите, а мы угадаем признак».
Расселите глаголы на группы, придумав признак.
Каждая группа объединяет глаголы своим способом.
Затем группа представляет свою работу классу, а остальные угадывают, по какому признаку сделано разбиение.
Глаголы «расселили» по изученным орфограммам и спряжению.
Должны получиться такие группы:
Глаголы с ударным окончанием 1 и 2 спряжения – 1 группа.
Глаголы с безударным окончанием 1 и 2 спряжения – 2 группа.
Глаголы в неопр форме и исключения.- 3 группа.
(Дети объясняют, что разделили слова на группы по спряжению глаголов. При проверке дети называют признаки, а остальные проверяют.) Итог урока.
Игра « Мои друзья».
Учитель говорит: «Мои друзья - глаголы 1 спряжения с ударным окончанием».
Дети с данными глаголами выходят к доске. Остальные ребята их проверяют.
Рефлексия.
Слайд № 9.

Домашнее задание.
С. 76 правило учить, стр. 94 упр.2
Правила работы в группе (на карточке или слайде).
Каждый высказывает свое мнение.
Каждый выслушивает мнение товарища.
Каждый умеет защищать свой выбор.
Придя к общему мнению, умейте его доказать.
Умей не только слушать, но и слышать.
Примечание.
Рефлексия предоставляет возможность школьнику понять, что было самым трудным на уроке? Над чем нужно ещё поработать? Что особенно понравилось и запомнилось?
Аннотация.
Уроки, на которых используется ТРИЗ технология носят ярко выраженный деятельностный характер, школьники сравнивают, проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке, строят логические цепи рассуждении.
Эта технология обеспечивает школьникам умение учиться, формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию, учит планированию и прогнозированию. В обсуждении изучаемого материала, происходит «изобретение» или открытие знаний, создается ситуация успеха.