Доклад на педагогический совет:Комплексный подход в формировании исследовательских навыков студентов.


Комплексный подход в формировании исследовательских навыков студентов.
«Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе»
А.Н.Колмогоров
Современное постиндустриальное общество, характерной чертой которого является стремительное развитие информационных систем, значительно повышает спрос на творческую инициативу. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в специалисте как личности творчески саморазвивающейся, способной реализовать свои индивидуальные запросы, усваивать новые знания и способы деятельности.
В Федеральной целевой программе развития образования выделен ряд задач, главной из которых является подготовка квалифицированного, компетентного работника, который свободно владеет профессией и может ориентироваться в смежных областях деятельности.
Под профессиональной компетентностью специалистов понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний профессионального опыта, ценностей и наклонностей. Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.
Проблема формирования профессиональной компетенции студентов связана с решением ряда важнейших задач. Прежде всего, нужно объективно представлять понятие компетенции, ее связь с профессиональной культурой специалиста и необходимым для ее формирования опытом профессиональной деятельности. Далее следует выделить проблему сочетания теоретической подготовки и элементов будущей профессиональной деятельности, моделируемых в учебном процессе.
Для формирования профессиональной компетентности создана модель подготовки выпускника на компетентной основе. Актуальность модели состоит в том, что она дает возможность существенно обогатить содержание и повысить качество профессиональной подготовки с ориентацией ее на государственные стандарты, подготовить специалиста среднего профессионального образования, способного социально адаптироваться в любых условиях, к потребностям местного рынка труда.
Под моделью понимается средство моделирования способов обучения практической деятельности, основанное на личностно ориентированном подходе, с целью формирования профессиональной компетенции. При разработке модели должны найти отражение этапы формирования профессиональной компетенции выпускников.

Рисунок 1 – Модель формирования исследовательских навыков как условие подготовки компетентного специалиста
Данная модель предусматривает развитие профессиональной компетентности через формирование навыков исследовательской деятельности.
В условиях развития информационного общества, постоянного роста использования информационных технологий, существенного изменения характера и видов профессиональной деятельности все большее значение приобретает развитие способности специалиста к использованию исследовательского подхода при решении производственных задач.
Сформировать у студентов необходимые умения и навыки можно лишь через активные мыслительные и практические самостоятельные действия самого студента. Все сказанное означает, что предметом познания в процессе обучения должна стать не только содержательная сторона знания, но также и структурная, и операционная (акцент делается на способе приобретения знаний, на том, как ими пользоваться).
Одним из условий решения задач, стоящих перед современным образованием является использование исследовательского подхода к обучению. Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательская деятельность студента является средством активизации познавательной активности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств, в том числе умение работать в коллективе, умение брать на себя ответственность, анализировать результаты своей деятельности. Исследовательский подход к обучению позволяет развивать мыслительные умения и навыки, формирует общеучебные умения и навыки, помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.
Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее:
умение видеть проблемы;
умение использовать технику формулировки вопросов;
умение формулировать исследовательские гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения эксперимента;
умения делать выводы;
умения и навыки работы с текстом;
навык конспектирования;
умения доказывать и защищать свои идеи.
Вполне вероятно, что представленный список не полон. Но можно утверждать, тем не менее, что его основные позиции отражают суть описываемых явлений, а возможные дополнения к нему носят лишь частный характер.
Важно понимать, что в современном мире исследовательские умения и навыки необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни. Подготовка студента к исследовательской деятельности, обучение его исследовательским умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования.
Формирование исследовательских умений у студентов колледжа можно рассматривать сегодня как важную педагогическую проблему, решение которой направлено на совершенствование качества профессиональной подготовки. Во многих современных исследованиях, касающихся проблемы формирования исследовательских умений (Е.Д. Андреева, Г.А. Боровик, Г.Г. Гранатов, М.А. Данилов, В.Н. Донцов, В.Н. Зимин, Т.А. Ильина, В.И. Качнев, Е.А. Климов, Л.Л. Любимов, С.Д., Смирнов, А.В. Хуторской, Л.А. Яшина и др.), отмечается, что общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности. Знания быстро устаревают и задача профессиональной школы – «сформировать в студенте понимание, что нужно стать самому себе постоянным учителем».
Необходимой характеристикой современного специалиста является наличие у него сформированных исследовательских умений и навыков, что позволяет ему эффективно работать в быстро меняющемся мире.
В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментальное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.
Ученые выделяют следующие функции исследовательского подхода в обучении:
воспитание познавательного интереса;
создание положительных мотиваций учения;
формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование умений и навыков самообразования;
развитие познавательной активности и самостоятельности.
Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:
во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
в изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив студентов» в сторону сотрудничества.
Формы и методы организации исследовательской деятельности представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Формы и методы организации исследовательской деятельности
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению, становится неконкурентоспособной в современных условиях. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и связей.
Этим обусловлено распространение методов и технологий на основе исследовательской деятельности обучающихся.Уникальность данного метода состоит в том, что он ориентирован на детей, имеющих различные уровни развития познавательных интересов. Исследовательский метод позволяет увидеть одаренного ребенка, обеспечить необходимые условия для развития его таланта, и слабого студента, которого нужно направить.
Система работы по организации исследовательской деятельности на занятиях по информатике, математике включает в себя:
учебные занятия (создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности студентов в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез; моделирование экспериментов, проведение опытов, наблюдений, дискуссий, творческие работы, использование игр, позволяющих активизировать исследовательскую деятельность, решения нестандартных задач по информатике)
внеклассную деятельность (исследовательские и творческие проекты, участие студентов в олимпиадах, конференциях, организация и проведение конкурсов, неделей предметов).
Под исследовательской деятельностью понимается деятельность студентов, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. То есть, работа студентов должна быть организована таким образом, чтобы им было интересно самим добывать знания. Но чаще, именно это вызывает серьезное затруднение у преподавателя. Погружаясь в педагогическую деятельность, наблюдая за изменениями в образовательных результатах студентов, необходимо понимать, что высокий уровень технической оснащенности учебных занятий по информатике, математике и увлеченность педагога своей дисциплиной – это далеко не все условия, при котором студенты начинают сознательно проектировать самостоятельную познавательную деятельность.
Формирование исследовательских умений начинается еще в школьный период. Однако анализ показывает, что большинство первокурсников колледжа обладают низким уровнем развития необходимых умений и навыков. Не секрет, что часть первокурсников составляют не самые успешные выпускники школ. И большинство абитуриентов, поступающих в колледж, характеризуются несформированностью творческого мышления и потребности к творческой интеллектуальной деятельности. Они не умеют работать с книгой, выделять главное, правильно фиксировать прочитанное и т.д. Но при этом они имеют высокую мотивацию к исследовательской деятельности (поисковой активности), т.е. возникает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию и развитию исследовательских умений и навыков.
Конечно, не каждый студент обладает необходимыми качествами. Но исследованию надо обучать так же, как и любому другому процессу труда.
Перед преподавателем профессионального образовательного учреждения стоит ответственная задача – подготовка специалиста, способного мыслить творчески, самостоятельно применять решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве
Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучении. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога – трансляция информации, преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из лектора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для студента – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом.
Считаю, что исследовательский подход в обучении сегодня реально приходит в образование. Именно через него педагог может дать студенту возможность развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в устройство накопления информации.
Решение задачи введения в практику построения уроков информатики, математики форм и методов, стимулирующих самообучаемость студентов, его способность к обогащению мыслительной деятельности и рефлексии, возможно через вовлечение студентов в активную управляемую самостоятельную деятельность. Правильно организованная деятельность студента на уроке должна давать ему некоторую неудовлетворенность достигнутым результатом, собственными знаниями, умениями и навыками; соответствующим образом подобранное задание для исследования на учебном занятии должно заинтересовать студента, будить его активность – все это будет способствовать активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающегося.
В основу определения самостоятельности познавательной деятельности правомерно положить следующие критерии:
1. Владение студентами не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях – приемах и средствах усвоения учебного материала, “открытия” нового знания, переработки информации, данной в разных знаковых формах.
2. Самостоятельно выработанные студентом способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления собственного опыта.
3. Умение строить целостный образ изучаемого объекта и выражать (передавать) его содержание в разных знаковых формах
Использование исследовательского подхода к обучению способствует формированию опыта ведения самостоятельной познавательной деятельности студента, что является главнейшим атрибутом познавательной самостоятельности как качества личности.
Учитывая сказанное, можно сделать вывод:
эффективным средством развития познавательной самостоятельности является специально организованная работа студентов, включающая в себя:
использование нетрадиционных форм проведения учебных занятий с целью формирования у студентов исследовательских умений и навыков, умения осуществлять переносы знаний и способы действий в новую ситуацию; поэтапное, последовательное и комплексное включение студентов в различные виды познавательной самостоятельности, в том числе, и исследовательскую деятельность.
Выстроенная таким образом организация образовательного процесса способствует развитию познавательной активности студентов, которая в свою очередь проявляется в:
повышении интереса к дисциплине в целом,
повышении качества успеваемости по информатике и математике.
Практика показывает, что успешное формирование исследовательской компетентности происходит в условиях внеаудиторной образовательной деятельности, которая предусмотрена на протяжении всего курса обучения.
Опыт подтверждает, что началом такой работы является подготовка информации на заданную тему, написание рефератов, докладов, подготовка презентаций. Для этого рабочими программами по специальным дисциплинам предусмотрено большое количество часов на самостоятельную работу студентов. Студенты занимаются написанием рефератов, сообщений, докладов с использованием материалов собственных микроисследований, изучают и исследуют литературу по темам семинарских занятий.
При написании рефератов и подготовке сообщений студенты учатся:
работать с библиографическими указателями;
учебной и специальной литературой, периодическими изданиями;
использовать информационные ресурсы Интернет.
Для оформления работ в компьютерном варианте студенты закрепляют навыки работы на компьютере, сканере, работу в программах Word, Excel, Power Point.Опыт подтверждает возможность овладения этими программами во внеаудиторной учебной деятельности, так как материальная база колледжа позволяет студентам самостоятельно работать в компьютерных классах.
Студенты, начиная с первого курса, принимают активное участие в конкурсах социальных проектов, научно-практических конференциях.
Конференция – самая распространенная форма обмена информацией. Одна часть участников, докладчики, сообщают о новых идеях, результатах теоретических и исследовательско-экспериментальных работ, отвечают на вопросы. Другая, гораздо большая часть, – слушатели, воспринимающие информацию. Они могут задавать вопросы и участвовать в прениях. На участников конференции ложится большая информационная нагрузка, поэтому устанавливается строгий регламент для докладчиков и выступающих в прениях. На конференциях организуются стендовые доклады, вывешиваются иллюстративные материалы, широко используются информационные технологии (презентации). На конференции принимают решения и рекомендации.
Ежегодно в колледже проводятся учебно-практические конференции студентов и преподавателей, на которых подводятся итоги исследовательской работы за год.
Считаю необходимым привести результаты участия студентов в конференциях (рисунок 3).В ходе такой работы студенты овладевают разнообразными знаниями, умениями, развивают личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности. Каждый этап обучения предполагает более высокий уровень сформированности компетенций.
Рисунок 3 – Диаграмма роста участия студентов в учебно-исследовательских конференциях
Выполнение и оформление курсовых работ – один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе СПО. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего специалиста, развивается умение решать актуальные проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной и специальной литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента.
В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность.
С этой целью студентам необходимо:
научиться пользоваться библиографическими указателями;
изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
собрать, проанализировать и обобщить практические материалы на примере передовых торговых предприятий;
- выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.
Для организации курсовой работы, выполнения дипломов должны быть разработаны методические рекомендации, которые помогут студентам в поисках ответов на следующие вопросы:
- как выбрать тему курсовой работы, диплома;
- как обосновать актуальность темы исследования;
- какова структура курсовой работы, диплома;
- как определить основные характеристики курсовой работы, диплома;
- как вести работу с ключевыми понятиями по теме исследования;
- как оформить текст курсовой работы, диплома;
- как представить работу на обсуждение;
- какую помощь может оказать студенту руководитель.
Дистервег писал: « Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Считаю, что исследовательский подход к обучению позволяет в полной мере реализовать именно эту цель.
Литература:
Зюлин, В.В., Кортунова, Т.А. Проектная учебно-исследовательская деятельногсть как способ формирования специальных компетенций у студентов [Текст]/В.В. Зюлин, Т.А. Кортунова//Среднее профессиональное образование. 2010.- №9,.- с. 39-41.
Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся [Текст]/А.В. Лебедева// Среднее профессиональное образование. 2010.- №3,.- с. 30-32.
Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество в России [Текст]/Л.Л. Любимов// Вопросы образования. 2007.- №4,.- с. 11-14.
Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан, Я.Л.Коломинский.- СПб.: Питер, 1999.- с. 54-63.
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие [Текст]/А. И. Савенков. - М.:»Ось-89»,2006. – 480 с.
Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков – М., 2004
Трошева, Г.А. Формирование исследовательских умений у студентов профессионального лицея [Текст] / Г.А. Трошева// Среднее профессиональное образование. 2009.- №10,.- с. 14-16.