Статья Литературный квест как способ популяризации русской литературы

Литературный квест как способ популяризации русской литературы.
Добрый день, уважаемые слушатели! Позвольте представить вашему вниманию проект «Литературный квест как способ популяризации русской литературы».
Последнее десятилетие все большую популярность приобретает такая форма познавательной, интеллектуальной активности, как квест. Слово «квест» в русский язык пришло из английского («quest» - «поиск»). В мифологии и литературе оно обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. В XXI веке квест представляет собой интеллектуально-экстремальный вид игр на улицах города и за его пределами.
Сегодня, когда многие подростки перестают читать, появляется необходимость предоставить юному читателю широкий спектр книжной продукции, отвечающий его меняющимся интересам. Новая форма должна быть и увлекательной, и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде. Соответственно была разработана так называемая «новая» форма, которая получила название «Литературный квест», задача которого – повысить интерес подростков к литературе.
И сегодня нам бы хотелось представить свой литературный квест, состоящий из двух аспектов: первый нацелен на решение задач, связанных с освоением истории русской классической литературы, а второй предполагает знакомство с достопримечательностями, литературными памятниками и музеями воронежского края.
Итак, окунемся в историю русской литературы, от времен становления письменности Руси и до советского периода.
Место нашей встречи, исходная точка – Благовещенский кафедральный собор города Воронежа, где мы получаем первое задание. Оно звучит так: «Какие исторические события позволили русской литературе перейти от дописьменного этапа своего развития к этапу древнерусской литературы?». Подсказкой служит дата – 24 мая. Правильный ответ – крещение Руси и создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки, то есть появление письменности на Руси. Получаем первую карточку, на которой значится слово «книги». Слова на подобных карточках, которые мы будем получать на каждой точке нашего маршрута, потом станут фразой – ключевой разгадкой.
Из дописьменного периода, для которого было характерно устное народное творчество, и периода древнерусской литературы двигаемся дальше. В пункте под названием «Русская литература 18 века» в точке «Успенская церковь» получаем следующее задание: «Какое направление в искусстве и литературе становится ведущим в XVIII веке?». Правильный ответ – классицизм. Именно в духе классицизма выполнены прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня Успенского храма. Получаем карточку со словом «корабли».
Отправляемся в точку под названием «Корабль Гото Предестинация». Там находим сразу 2 задания: «Кто из авторов XVIII века бесстрашно воевал с самодержавием Екатерины II?». Это Денис Иванович Фонвизин. И получаем карточку со словом «мысли». И «Юный герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль?» - это Митрофанушка. Карточка со словом «странствующие».
Перемещаемся в точку «Золотой век русской литературы» к памятнику А.С. Пушкину. Не составит труда ответить на следующий вопрос и получить новую карточку: «Имя какого автора объединяет данные детали?». Конечно же, это А.С. Пушкин.
Кружка связана со стихотворением «Няне».
Скульптурная композиция с поэмой «Бахчисарайский фонтан»
Конь на дыбах, известный памятник Санкт-Петербурга с поэмой «Медный всадник»
Ноты – с «Моцартом и Сальери»
Карты с повестью «Пиковая дама».
Получаем карточку с предлогом «по».

Здесь же получаем задание от самого поэта – А.С. Пушкина: О ком я сказал: « половина стихов {} из комедии должны войти в пословицу?». Он же является автором выражения «счастливые часов не наблюдают. Это тезка Пушкина Александр Сергеевич Грибоедов. Карточка со словом «волнам» получена.
Далее наш путь лежит в сторону водохранилища, рядом с которым находится один из памятников воронежскому поэту Кольцову. Получаем задание: «Какому русскому писателю, родившемуся в Украине, намекая на его фамилию, сказали: «Если вы и птица, то небесная»? Это Николай Васильевич Гоголь, который в своем творчестве создал особый образ Петербурга. На карточке слово «времени».
Теперь по волнам времени отправляемся к памятнику Петру I, чье правление неразрывно связано с Санкт-Петербургом. Итак, вопрос: «С именем какого писателя 2 полвины XIX века связан город Петербург, ставший полноправным героем многих произведений?». Правильный ответ – Федор Михайлович Достоевский. На карточке предлог «и».
Далее отправляемся в Воронежский литературный музей. Там нас ожидает такое задание: «Назовите двух русских авторов одноименных автобиографических повестей». Подразумеваются такие писатели, как Максим Горький и Лев Николаевич Толстой, которые являются авторами повестей под названием «Детство». На карточке слово «бережно». Так мы незаметно добрались до русской литературы XX века.
Далее следуем к памятнику Ивану Алексеевичу Бунину, рядом с которым получаем следующее задание: «Какое произведение зашифровано в данной иллюстрации?». Не случайно мы оказались рядом с монументом именного этого автора: имеется в виду произведение Бунина «Цифры». И - новая карточка, на которой слово «несущие».
Следующая точка – памятник Осипу Мандельштаму, чья жизнь – настоящая борьба, как и жизнь другого человека, о котором пойдет речь в следующем задании. Оно звучит так: «Какой советский лётчик, сбитый в 1942 году во время наступательной операции Красной армии, стал прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого?». Конечно же, это летчик Алексей Маресьев. Получаем карточку со словом «свой».
Следуем к памятнику Сергею Александровичу Есенину, талантливому поэту, выходцу из деревни; автор, о котором пойдет речь в следующем задании, является представителем «деревенской прозы»: «Совместите картинки и угадайте название произведения и его автора». Это произведение Валентина Распутина «Уроки французского». На карточке слово «драгоценный».
Отправляемся к драматическому театру, на сцене которого неоднократно ставились спектакле по произведениям Михаила Булгакова. Отвечаем на следующие вопросы: «Назовите знаменитое место в Москве, где происходит завязка действия в романе М. А. Булгакова?» - это Патриаршие пруды (получаем карточку со словом «труд») и «Как звали знаменитого дирижера на балу у Воланда?» - это Штраус (на другой карточке предлог «от»).
Перемещаемся в музыкальное училище имени Ростроповичей, где получаем следующее задание: «Узнайте известное произведение писателя 19 века по музыкальному произведению и иллюстрациям». Это повесть А.С. Пушкина «Метель». Обнаруживаем новую карточку со словом «поколения».
Там же отвечаем на следующий вопрос: «Прослушайте фрагмент известной оперы. На сюжет какого произведения она создана?». Подразумевается пушкинская трагедия «Борис Годунов» и опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов». На карточке предлог «к».
И наконец – финал! Точка прибытия – Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»! Все дороги ведут сюда! В финальном задании под названием «Мы с вами где-то встречались» представлен текст, в котором «встретились» герои различных произведений, и мы должны определить – а каких именно. Итак, перед вами текст. Герои каких произведений здесь упоминаются? Ответ представлен на слайде.
«Слово о полку Игореве»
Н.К. Карамзин «Бедная Лиза»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны»
А.С. Пушкин «Зимнее утро»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Итак, какая же фраза станет финальной, ключевой?
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный труд от поколения к поколению». Фраза принадлежит философу Фрэнсису Бэкону. И пусть его строчки звучат как призыв нашей молодежи и будущим поколениям: давайте читать, и тогда мир станет ярче и добрее!
Спасибо за внимание!




15