Методическая разработка предлагает способ обучения смысловому чтению на примере рассказа И. Бунина «Роман горбуна». Даны вопросы и предполагаемые ответы. В качестве приложения – рассказ И.Бунина.

Методическая разработка по литературе в 8 классе по теме: «Обучение смысловому чтению на примере рассказа И.Бунина «Роман горбуна»
Данное занятие должно помочь понять, что такое смысловое чтение, как ему научиться и научить (этому должны обучать учащихся в условиях перехода к ФГОС)
Задача учителя – научить построчному чтению текста, проверить, могут ли учащиеся после прочтения текста определить его автора, учитывая индивидуально – авторский стиль.
У каждого ученика текст рассказа И.Бунина ( автор и название рассказа не указаны )
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ на незнакомом для учащихся тексте.
Чтение текста ( читают про себя ).( Если автора не назовут – назвать).
Какое впечатление осталось от текста?
Выделите в нем смысловые единицы.
(Предполагаемый ответ: сообщение об анонимном письме, само письмо; реакция героя на письмо, сборы на свидание, ожидание свидания, свидание, итог).
Постройте диалог с автором: сформулируйте вопросы к каждому фрагменту и ответьте.
Определите смысл художественных деталей: серый английский костюм, шелковый лиловый зонтик, букетик фиалок, сиреневые перчатки, длинные тонкие пальцы и др.
Вопрос к мальчикам. Пошли бы вы к такой горбунье?
(Предполагаемый ответ. Надо выбирать созвучных себе людей.)
Истолкуйте цвета. Докажите, что их выбор неслучаен.
(Предполагаемый ответ. Одиночество героев, романтизм)
В чем разница между героем и героиней?
(Предполагаемый ответ. Она не разглядела его душу, но его полюбила.)
Раскройте смысл финальной фразы. Кто, по мнению Бунина, беспощаден к человеку?
Докажите, что рассказ не мог назван иначе.
(Предполагаемый ответ. Герой придумал себе всю эту историю. Мог не ходить, просто подсмотреть, кто придет. Здесь проявился эгоизм героя.)

ВЫВОДЫ. ОБОБЩЕНИЯ. ВЫРАЖЕНИЕ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ.

Приведите пример жизненной ситуации, по смыслу аналогичный данному.
Определите мысли, чувства Бунина, закодированные в тексте рассказа.
Сформулируйте свое отношение к представленной картине мира.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
ЧТО ДАЛ МНЕ УРОК? МОИ МЫСЛИ О СВОЕМ УЧАСТИИ В УРОКЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Сочинение – миниатюра на 1 из вопросов итога занятия.
Приложение к занятию.
РОМАН ГОРБУНА.
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой – букетик фиалок»
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной икрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. ОН содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбуну, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, - горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!

1930 год И.А. БУНИН

15