Разработка урока по теме Крымская война 1853-1856гг


«Крымская война 1853 — 1856 гг»
«Война в Крыму – всё в дыму…»
( поговорка времён Крымской войны)
Разработано учителям истории Гафиной Д.Р.
Урок — обобщения и углубления знаний по истории героического боевого прошлого нашей страны.
Цели урока:
1. Обучающие:
-проанализировать и обобщить представления о сущности и причинах обострения восточного вопроса в н.50х гг и влияние крепостного права на экономическое развитие России;
-показать, что в Крымской войне столкнулись две системы: передовая капиталистическая (Англия, Франция) и отсталая крепостническая (Россия), подчеркнуть необходимость отмены крепостного права;
-мотивировать вовлечение учащихся в дискуссию, дебаты по оценке результатов Крымской войны, продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения;
2. Развивающие:
-формировать у учащихся навыки работы с картами, схемами, историческими источниками, таблицами, умения обобщать, анализировать исторический материал, использование мультимедийной презентации;
-развивать навыки выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;
3. Воспитательная:
-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах работы медиков в труднейших условиях обороны Севастополя, отчаянной и мужественной обороны родной земли российскими солдатами в условиях крепостничества и гнета самодержавия, имея дело с прекрасно оснащенным и обученным противником, вел борьбу, вызывая чувство удивления и восхищения во всем мире.
Краткое описание идеи урока:
Организация самостоятельной работы учащихся с документами в группах, работа с контурными картами, презентация учеников, решение проблемного вопроса: «О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня?»
Глоссарий, даты:
-восточный вопрос
-вооруженный нейтралитет
-Крымская война 1853-1856гг
-Синопское сражение 18 ноября 1853г
-8сентября 1854г сражение на реке Альме-15-16 марта 1854г вступление в войнуАнглии и Франции
-оборона Севастополя — сентябрь 1854г — август 1855г
-февраль 1855г смерть Николая
-конец августа 1855г капитуляция Севастополя
- март 1856г Парижский мирный договор
Оборудование:
карта «Крымская война 1853-1856гг»
контурные карты
документы
мультимедийная презентация «Крымская война 1853-1856гг»
учебник история России 19в авт.Данилов, Косулина изд. «Просвещение»
Тарле Е.В. Крымская война ( в 2 томах, М.1950г);
Город русской славы Севастополь в 1854-1855гг М.1954г
Персоналии:
Николай1, Н.И. Пирогов, Дарья Севастопольская, Э.И. Тотлебен, матрос П.Кошка, В.И. Истомин, В.А. Корнилов, Л.Н. Толстой, П.С. Нахимов
Предварительная подготовка: подготовка презентации, прочтение рассказа Л.Н. Толстого Севастопольские рассказы, одному ученику дается опережающее задание — выучить стихотворение «Гибель В.А.Корнилова»
Ход урока
ОргмоментМы с вами, ребята, завершили изучение темы «Крымская война 1853-1856гг» и сегодня мы с вами на уроке закрепим и обощим полученные знания (слйд1).
- Как вы думаете, ребята, какие задачи мы сегодня должны решить на уроке?(слайд 2) — И еще , мы в конце урока должны ответить на вопрос: О каких уроках Крымской войны, мы с вами должны помнить сегодня? (слйд 3)
Мозговой штурм. Ребята, быстро вспомнили:
-Что такое Восточный вопрос?
-Почему он обострился в середине 19века?
-К каким последствиям привел?
Следующий этап нашего урока — это индивидуальная работа с контурными картами. -Задание: ометить основные сражения Крымской войны (около 10 объектов)
Продолжаем урок. Перед вами план (слайд 4). Первые три вопроса плана рассматриваем в группах.
-работа в группах:
1гр. выписывают в виде таблицы цели каждой стороны (России, Османской империи, Англии, Франции, Австрии)
2гр. Выявляют повод войны и составляют сравнительную таблицу «Состояние российских и союзнических вооруженных сил в ходе Крымской войны»
3гр.этапы Крымской войны и основные сражения каждого этапа
А сейчас, ребята, более подробно остановимся на основных сражениях Крымской войны. Назовите их.
Синопское сражение
- Когда произошло сражение?
-Отметить на к/к основные направления (слайд)
-Чем для союзников Турции явилось победа русских под Синопом?
Оборона Севастополя
- вспомните рамки обороны Севастополя
-Кто руководил обороной Севастополя? Что произошло с ним?
после 14го слайда стихотворение о гибели Корнилова
Гибель В.А. Корнилова
А третий бастион с высот
Нам англичане разрушали.
Не внемля просьбам окружавших,
Туда Корнилов поскакал:
Он лично видеть сам желал
Героев, храбро умиравших.
Твердыни рушатся. Пылает
Огнем Малахов весь курган,
На нем горсть храбрых убывает,
Защитников редеет стан.
Средь них корнилов. Нераздельно
Быть с моряками он привык.
Но вдруг зловещий страшный крик,
И, в ногу раненный смертельно,
Герой упал. «Предоставляю
Наш Севастополь отстоять
Вам, господа, и, умирая,
Прошу его не отдавать».
Сказал он громко. Чувств лишился,
И в госпиталь морской в слезах
Снесли героя на уроках.
Это стихотворение написано поэтом-очевидцем В.Д. Косинским.
-А какой еще адмирал был поражен неприятельской пулей на Корниловском бастионе и тоже сложил свою голову?
-работа в парах с документом
документ
11сентября 1854г
Товарищи! Войска наши после кровавой битвы с превосходящим неприятелем отошли К Севастополю, чтоб грудью защищать его.
Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающихся в парусах. Он привел двойное число таких, чтоб наступить на нас с моря; нам надобно откахаться от любимой мысли — разразить врага на воде. К тому же мы нужны для защиты города, где наши дома и у многих семейства.
Главнокомандующий решил затопить 5 старых кораблей на фарватере: они преградят вход на рейд, и вместе с тем свободные команды усилят войска.
Грустно уничтожить свой труд: много было употреблено нами усилий, чтоб удержать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости.
- ответить на вопрос: Почему, высказывая несогласие с решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе, Корнилов и Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для подчиненных, доказывающие правильность этого решения?
Не бывает истории без личности: совершают подвиги, проявляют героизм именно люди и этот этап мы назвали: Вспомним и лица давно позабытые.
-индивидуальная работа
Задание: установи соответствие:
события
персоналии
А. «..В 15 лет становится круглою сиротою, без опоры и всяких средств к жизни. Явился неприятельский флот перед Евпаторией. Войска крымской армии потянулись на Альму. Многие встревожились, заговорили о предстоящем решительном сражении. Одевшись в наряд матроса..., захватив в котомку тряпки и ножницы, купив коняку... 7сентября прибыл(а) на альминскую позицию. Около полудня началось кровавое дело. В поле под деревом... ,несмотря на неприятельский огонь, учредил(а) свой перевязочный пункт для раненых..»
Б. «..Он участвовал во всех вылазках, да не только ночью, а и днем чудеса делал под выстрелами. Англичане нашли у себя в траншеях двух наших убитых, привязали их , чтобы обмануть наших, думая, что их будут считать за часовых. Он подкрался днем ползком до траншей, нашел английские носилки, положил труп на эти носилки из полотна, прорезал в них дыры и, пропустив через дыры руки по плечо, надел носилки вместе с трупом себе на спину и потом опять ползком отправился к себе восвояси...»
В. «...Контр-адмирал … убит неприятельским ядром на вновь воздвигнутом Камчатском люнете. Хладнокровная обдуманность при неутомимой деятельности и отеческом попечении, соединенная с блистательной храбростью и благородным, возвышенным характером, вот черты, отличавшие покойного..» Г. «...Матросы очень любили его, несмотря на его строгость по службе, и не иначе называли его, как «наш старик....». Во время обороны Севастополя адмирал вел себя как настоящий герой, он был везде, шде видел опасность. Нисколько не думая о своей жизни, объезжал батареи, ободряя людей своим присутствием...»
Д. «..По всему Севастополю кипела неимоверная деятельность. Утром на работу выходило от 5 до 6 тыс. человек, которых вечером сменяли другие.... вскоре все батареи были почти окончены и вооружены; все укрепления и траншеи получили надлежащие размеры, устроены засеки, заряжены фугасы, и сосредоточен более или менее сильный огонь на все окружающие высоты...»
Е. «...В это критическое время явился к нам из Петербурга академик... с десятком избранных им самим сведущих хирургов...прибывшие хирурги вместе с военными врачами принялись деятельно за работу, и вскоре все больные были перевязаны и успокоены...»
Ж. «...Он всегда говорил с солдатами, стараясь поддержать в них энергию и мысль о необходимости драться до последней крайности. Однажды, обратившись к московскому полку, он сказал: «Московцы, вы находитесь здесь на рубеже России, вы защищаете дорогой уголок Русского царства. На вас смотрит вся Россия. Если вы не исполните своего долга, то и Москва не приметвас как московцев..» 1. Э.И. Тотлебен2. П.С.Нахимов
3. Дарья Севастопольская
4. В.А. Корнилов
5. Петр Кошка
6. В.И.Истомин
7. Н.И. Пирогов
8. Николай1Просмотр слайдов с портретами участников Крымской войны.
Какой великий русский писатель был участником обороны Севастополя? Какие впечатления остались и где запечатлел их?
Ребята, а каковы итоги войны? ( сравним со слайдом итоги войны)
организация дикуссии по итогам войны «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?»
высказывания:
-«Мы с болью воспринимали сведения о поражении России, зная, что известия о победах привели бы нас в пропасть» С.М. Соловьев
-«Россия в целом устояла под ударами объединенной европы. Почему же до сих пор продолжают твердить о «разгроме» царской России в Крымской войне?» Д.И. Иловайский
Какого высказывания вы придерживайтесь и почему?
9. подведение итогов урока : Какие уроки Крымской войны мы должны помнить сегодня?
д/з написать эссе «Война в Крыму, все в дыму»