Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы



\s
Введение
Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в
инклюзивном образовательном пространстве
Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В последние годы контингент детей общеобразовательных школ значительно изменился. С учетом активного внедрения инклюзивной практики в общеобразовательные организации с каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии. Наиболее распространенными отклонениями развития являются речевые расстройства.
В настоящее время выделяется ряд речевых проблем, которые возможно и целесообразно преодолевать только в рамках специальной школы V-го вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (алалией, а также тяжелой дизартрией, ринолалией, заиканием), однако детей с такими выраженными речевыми расстройствами (а в некоторых случаях с сочетанной патологией, то есть нарушений не только речевой функциональной системы, но и других линий развития: познавательной, социальной физической) не так много. По мнению большинства специалистов, занимающихся проблемами инклюзии, основная масса детей с речевыми нарушениями может обучаться в условиях общеобразовательной школы, на базе которой должна осуществляться целенаправленная систематическая логопедическая помощь. Учитель-логопед, являясь членом команды специалистов (учителя- дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога), реализующих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении академического компонента образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду, работающему на школьном логопункте общеобразовательной организации. Это касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-логопедической работы, работы с родителями детей с речевой патологией, профилактических мероприятий. Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы. Для достижения этой цели в процессе профессиональной деятельности учителя-логопеда решаются следующие задачи: 1. Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения: установление психолого-педагогического заключения (диагноза). 2. Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи. 3. Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития. 4. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи обучающихся (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла). 5. Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ. Определение разнообразных методов, форм и средств обучения в рамках государственного стандарта, повышающих усвоение учебного материала. 6. Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы. 7. Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей. 8. Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы. 9. Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Совместное с учителем (дефектологом, тьютором) проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений. 10. Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи, проявлений вариантов дизонтогенеза; обучение родителей специализированным приема преодоления имеющихся расстройств устной речи и подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений, направленных исправление недостатков письма и чтения, а также их профилактику 11. Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения. Консультативно-просветительское направление работы включает: . индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей) детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей; . консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ. Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития на каждом уровне общего образования. Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников. Основная часть
Программа коррекционной работы с учеником 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» города Ангарска Сычевым Егором
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В программе в соответствии с современными представлениями о целях и задачах коррекционно-развивающего обучения, а также согласно содержательно-тематическому принципу отбора и построения материала в процессе общего начального обучения, раскрываются теоретико-методологические основы профилактики и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся. Данная примерная программа может быть рекомендована к практическому применению как составляющая основной программы общего начального образования в общеобразовательных учреждениях, в штате которых есть учитель-логопед, для осуществления коррекции нарушений устной и письменной речи у обучающихся 1-4 классов.
Сычев Егор 01.08.2005 года рождения, проживает по адресу: город Ангарск 95 квартал, дом 5,квартира 26.Обучается в МБОУ «СОШ №20» с первого класса. В мае 2014 года направлен на ПМПК, т.к. не усвоил программу второго класса. Рекомендация ПМПК: обучение по программе 3-его класса 7-го вида.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи и комплексная подготовка ребенка, имеющего трудности в обучении, к овладению школьно-значимыми универсальными учебными действиями по русскому языку и чтению.
Задачи программы:
Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,предложения и текста;
Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,зрительного, кинестетического.
Развитие познавательных процессов: слухового внимания,зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти,логического мышления.
Концептуальность программы. В процессе логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений письменной речи наиболее значимыми являются следующие принципы:
Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).
Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма, формирование тех психических функций, которые обеспечивают функционирование операций процесса чтения и письма.
Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.
Принцип поэтапного формирования умственных действий – свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний план.
Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) – процесс развития той или иной психической функции должен осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала – логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.
Принцип системности – методика профилактической и коррекционной работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определённой функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.
Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный, операциональный и этап контроля).
Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.
Общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности)
Адресат программы – ученик 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» г. Ангарска Сычев Егор с речевыми нарушениями, испытывающий затруднения при овладении письменной речью.
Ребенок испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у ученика 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» Сычева Егора наблюдается:
а)недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б)недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в)трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству),
Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у ученика 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» наблюдается:
а)недостаточное понимание вербальных инструкций, учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б)трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в)трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г)недостаточное развитие связной речи.
Учитель – логопед проводит занятия с учеником по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением по следующим направлениям.
1. Развитие звуковой стороны речи.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
3. Формирование связной речи.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
5. Формирование полноценных учебных умений.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Прогнозируемые результаты. Проводимое коррекционное воздействие организует учебную деятельность учащегося 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» Сычева Егора с недостатками речевого развития, поможет ему успешно преодолеть имеющуюся речевую патологию, а также естественные трудности школьного обучения в целом. Таким образом, логопедическая работа по преодолению нарушений устной и письменной речи у школьника будет способствовать формированию коммуникативной культуры, вооружит ребенка средствами познания, развития мировоззрения и чувств, т.е. универсальными учебными действиями.
Методы и средства оценки результативности коррекции. Динамика развития звукопроизношения, устной речи, письма, чтения выявляется при сравнении начального уровня (при поступлении ребенка на логопункт) с уровнем развития, достигнутом на определенном временном отрезке (конец четверти, этапа, полугодия, года и др.). В качестве диагностических материалов могут быть использованы контрольные и проверочные работы, включающие в себя: диктанты, списывания, тесты, проверку техники чтения и др. (по усмотрению логопеда).
Перспективный план работы с учеником 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» Сычевым Егором по коррекции нарушений письменной речи
№ п/п Примерные темы занятий Цели занятий
1 Развитие речевого ана-лиза и синтеза на уровне текста (предложения):
а) интонационное оформление предло-жений в устной речи;
б) дифференциация предложений по теме высказывания;
в) развитие анализа текста из предложений;
г) грамматическое оформление предложе-ний на письме. • Сформировать (закрепить) навык выделения предложения из речевого потока.
• Сформировать (закрепить) навык смыслового и интонационного оформления предложения в устной речи.
• Формировать (закреплять) умение определить количество предложений в тексте.
• Формировать (закреплять) навык грамматического оформления предложения на письме.
2 Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения (слова):
а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;
б) развитие анализа предложений на слова;
в) определение количе-ства, последователь-ности слов в предложении. • Уточнить (закрепить) понятия «предложение», «слово».
• Формировать (закреплять) навык определения количества и последовательности слов в предложении.
3 Развитие фонематиче-ского восприятия, представлений, диффе-ренциации:
а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;
б) «звук» — «буква»: дифференциация поня-тий;
в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;
г) согласные звуки и буквы;
д) дифференциация гласных и согл. звуков и букв • Сформировать понятие «звук речи» Познакомить со способами образования звуков речи.
• Сформировать (уточнить, закрепить) понятие о букве как о графическом образе звука
• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.
• Развивать (закреплять) умение различать на слух гласные и согласные фонемы
4 Развитие речевого ана-лиза и синтеза на уровне слога:
а) слогообразующая функция гласных;
б) ударение; ударный слог • Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.
• Сформировать (закрепить) навык определения ударного слога в словах.
5 Развитие фонемати-ческих представлений, звукобуквенного анали-за и синтеза слов:
а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда;
б) развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»:
— в начале слова,
— в середине и в конце слова после гласной,
— в середине и конце слова после раздели-тельного «ь» • Познакомить со способом образования гласных II ряда.
• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.
• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными в середине и конце слова после гласной.
• Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными в середине и конце слова после разделительного мягкого знака.
6 Развитие фонематиче-ских дифференцировок на материале твердых и мягких согласных:
а) дифференциация твердых и мягких согласных;
б) буквы «а—я» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и слово-сочетаниях,
— в предложениях и текстах;
в) буквы «о—е» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и слово-сочетаниях,
— в предложениях и текстах;
г) буквы «у—ю» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и слово-сочетаниях,
— в предложениях и текстах;
д) буквы «ы—и» после твердых и мягких согласных:
— в слогах и словах,
— в словах и слово-сочетаниях,
— в предложениях и текстах;
е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов; ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов • Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «а—я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «о—е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «у—ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
• Сформировать (закрепить) навык употребления букв «ы—и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.
• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.
• Сформировать (закрепить) навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова.
7 Дифференциация гласных звуков [о-у]:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
—в текстах. Дифференциация гласных звуков [о—у] после мягких согласных. Обозначение мягких согласных на письме буквами «е—ю» • Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у]: — в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о—у]. Сформировать (закрепить) навык употребления на письме букв «е—ю» после мягких согласных
8 • Развитие зрительной дифференциации на материале букв «о—а». (Сначала провести работу
по фонематической дифференциации гласных звуков [о—а].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—ы». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—ы].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и:—у». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—у].)
• Развитие зрительной дифференциации на материале букв «и—е». (Сначала провести работу по фонематической дифференциации гласных звуков [и—е].) • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв
«о—а»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
Развивать зрительную дифференциацию строчных букв
«и—ы»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв
«и—у»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв
«ы—у»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
• Развивать зрительную дифференциацию строчных букв
«и—е»:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах
9 Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с—з]:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах.
Аналогично ведется работа с остальными парными звонкими и глухими согласными: [в—ф], [б—п], [д—т], [з—с], [г—к] (твердые и мягкие), [ж—ш] • Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с—з].
• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с—з]:
— в изолированной позиции;
— в слогах и словах;
— в словосочетаниях и предложениях;
— в текстах
10 Развитие фонематических дифференцировок в группе:
— свистящих — шипящих;
— аффрикат и звуков, входящих в их состав
([с—ш], [с—ц], [ш—ч], [ш—щ], [ц—ч], [ч—т'], [ц—т], [ц-т']). 11 Развитие зрительной дифференциации:
— строчных букв «п—т», «л—м», «х—ж», «к—н», «т—н», «п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п»; — заглавных букв
«П—Т», «Л—М»,
«X—Ж», «К—Н»,
«Ш—Щ», «И—Ш» • Развивать зрительную дифференциацию строчных букв
«п—т», «л - м», «х - ж», «к - н», «т - н»,
«п—н», «ш—щ», «и—ш», «б—д», «б—в», «д—в», «д—з», «р—з», «п—р», «к—н», «к—т», «к—п», «н—т», «н—п».
• Развивать зрительную дифференциацию заглавных букв «П—Т», «Л—М», «X—Ж», «К—Н», «Ш—Щ», «И—Ш»
12 Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:
а) лексика:
— слова, называющие предметы, явления природы (3—4-е классы — имя существительное),
— слова, обозначающие действие предмета (3—4-е классы — глагол),
— слова, обозначающие признаки предмета (3—4-е классы — имя прилагательное),
— слова-антонимы,
— слова-синонимы,
— слова-омонимы;
б) словообразование:
— состав слова (корень, родственные слова),
— развитие функции словообразования (приставки),
— развитие функции словообразования (суффиксы), — обогащение, актуализация словарного запаса;
в) обогащение знаний о составе слова;
г) развитие, совершенствование лексико-грамматического оформления речи: — предлоги; дифференциация предлогов и приставок,
— уточнение (развитие) навыка согласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);
д) развитие навыков связного высказывания (по Ястребовой):
— текст; анализ содержания; логическая последовательность,
— сообщение; конструи-рование повествователь-ного сообщения; работа над планом; виды работ: составление рассказов по плану; закончить рассказ по заданному началу; составить рассказ по данному концу; составить к рассказу заключение (вступление); составить рассказ по опорным словам; составить рассказ на заданную тему по опорным словам; составить рассказ на заданную тему на основании наблюдения; составить рассказ-описание; составить письмо; составить рассказ по картине; написать заметку в стенную газету; передать содержание стихотворения своими словами • Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.
• Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.
• Уточнить (закрепить) знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.
• Уточнить значения приставок. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью приставок.
• Уточнить значения суффиксов. Развивать (закреплять) умение образовывать новые слова с помощью суффиксов.
• Уточнить лексическое значение слов, образованных с помощью различных групп суффиксов.
• Обобщить (закрепить) знания о морфологическом составе слова.
• Формировать навык использования различных способов словообразования:
• Уточнить лексические значения различных предлогов.
• Формировать (закреплять) умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
• Формировать навыки: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
• Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство)
Предметные результаты освоения содержания
программы.
При реализации программы коррекционной работы с учеником 3 класса «В» МБОУ «СОШ № 20» Сычевым Егором, имеющим нарушение письменной речи в условиях школьного логопункта:
у ребенка повышается обучаемость, улучшаются внимание и восприятие;
ребенок приобретает навыки активной фразовой речи (учится видеть, слышать, рассуждать);
у ребенка повышается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность при выполнении упражнений на чтение и письмо;
у ребенка развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.
Литература.
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Как эффективно подготовить ребенка к школе: развитие фонематического слуха у дошкольников. СПб.: Лань, 1999.
Волкова Л.С. , Селивёрстов В.И. Хрестоматия по логопедии том 2 М., 1997.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Г.С. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: пособие для логопеда. М., 1991.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.- М., 2006.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М: Просвещение, 2008.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Санкт-Петербург,2003.
Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционном классе.- М.: Владос, 1999.
Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1995.
Лалаева Р.И. Устранение нарушения чтения и письма у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. - М., 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов, М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. 2-е изд.,испр.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. (альбом 2, упражнения по коррекции акустической дисграфии) - М., 2008.