Урок литературного чтения в 4 классе «Мир детей и взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый»»


КОНСПЕКТ УРОКА по литературному чтению для 4 класса
АВТОР: Ершова Анна Жаковна, учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 1 Октябрьского района г. Саратова»
ТЕМА УРОКА: Мир детей и взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый».
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: Создать условия для дальнейшего анализа произведения А.П. Чехова «Белолобый».
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
– содействовать закреплению знаний содержания рассказа А.П. Чехова «Белолобый»;
– помочь учащимся посмотреть на мир глазами главного героя;
– учить находить в тексте точку зрения автора рассказа;
– вырабатывать умение сознательного, правильного и выразительного чтения, как способа передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Развивающие:
– развивать устную речь детей, творческие способности, словарный запас учащихся;
– развивать умение анализировать текст, обобщать, сравнивать, понимать поступки героев;
– организовать эмоциональное читательское восприятие текста.
Воспитательные:
– воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, чувство дружбы, взаимовыручки;
– содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы.
ТИП УРОКА: Закрепление знаний
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, компьютер, презентация с иллюстрациями к произведению, мультимедийный проектор, видеозапись отрывка из рассказа А. П. Чехова «Белолобый», карточки-таблицы, шкала успеха (рефлексия).
ПРОГРАММА: Система развивающего обучения ЗанковаАВТОР УЧЕБНИКА: Н.А. Чуракова.
В результате освоения темы планируется развитие УУД:
Метапредметных:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. п.
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
Познавательных:
– осознавать познавательную задачу;
– находить необходимую информацию самостоятельно и использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– строить несложные рассуждения, делать выводы.
Личностных:
– осознание эстетической и художественной ценности языка произведения русской литературы;
– развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
– ориентирование в нравственном содержании прочитанного рассказа;
– оценивание собственной речи с точки зрения её правильности.
Регулятивных:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия;
– выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативных:
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;
– вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
– строить небольшие монологические высказывания;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Включение в деловой ритм
– Здравствуйте, ребята. Вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам отличного настроения на уроке и надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности Учитель выявляет уровень знаний, создаёт ситуацию, при которой повторяются ранее усвоенные действия, создаётся ситуация затруднения.
Слайд 1.
– Вспомните, с каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке?
– А что мы уже знаем об известном русском писателе А.П. Чехове?
У Чехова было много псевдонимов. Наиболее известный псевдоним писателя – Антоша Чехонте.
– Для кого писал А.П. Чехов?
– Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир автор в этом рассказе?
– Отличается ли взгляд на мир волчихи с вашим собственным?
Слайд 2.
– Как вы понимаете фразеологизм «Беречь как зеницу ока»?
– Подходит ли это устойчивое выражение к главной героине рассказа – волчихе?
– Дома вы дочитали рассказ до конца.
– Совпадает ли созданный образ волчихи из произведения «Белолобый» с теми волками, которые обитают в природе? Ответы детей
Ответы детей
– Для детей и взрослых
– Глазами волчихи
Мнения детей
– Оберегать, стеречь как что-то важное
– Да, волчиха оберегает своих волчат
Мнения детей
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные:
строить несложные рассуждения, делать выводы.
Личностные:
осознание эстетической и художественной ценности языка произведения русской литературы
3. Постановка учебной задачи
4. Продолжение работы по теме
Анализ прозаического произведения
Слайд 3.
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Какие задачи мы перед собой поставим?
Слайд 4.
– Итак, кого же встретила волчиха в хлеву во время первого своего путешествия?
– Какое чувство она испытала, когда положила щенка на снег?
– Подберите синонимы к слову «отвращение».
Слайд 5.
– Прочитайте описание щенка, от которого волчиха отскочила с отвращением.
– Почему рассказ назван «Белолобый»?
– Как вы понимаете значение слова «невежа»? Кого так называют?
– Волчица возвращается домой вместе со щенком. О чём она думает? Почему она не съела щенка?
– Как можно другими словами сказать «тощий живот»?
– Как вы относитесь к щенку Белолобому?
Слайд 6.
– А теперь поработаем в парах и напишем синквейн. Кто помнит, что такое синквейн?
Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое строится по определённым правилам.
– Теперь вспомним, как оно строится.
– Выразите в синквейне свои чувства к герою по выбору. Можете приступать к творческой работе.
Желаю вам творческих успехов.
– Зачитайте, что у вас получилось?
– Расскажите об отношениях Белолобого и волчат, используя иллюстрацию на странице 106.
– Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.
– Как ведёт себя волчица? Почему она разрешила играть своим детям со щенком?
– Ребята, давайте используем своё творческое воображение и побываем в роли волчицы и Белолобого. Какой разговор мог бы состояться между ними в хлеву?
Слайд 7.
– Как вы понимаете устойчивое выражение «собачья жизнь»?
– Можно ли отнести эту фразу к щенку?
– Как вы относитесь к бездомным животным?
– Сейчас, ребята, поработаем в группах. Задания для групп.
– 1 группа. Кто считает, что Белолобый глупый?
– 2 группа. Докажите, что щенок не глупый, а просто маленький.
– 3 группа. Кто ещё нам кажется смешным (глупым)?
– Объединитесь в группы. И ещё раз внимательно прочтите задание, записанное на карточках, и сразу приступайте к его выполнению.
– Всем понятно задание?
– Обсуждайте очень тихо, чтобы не передавать свои мысли другим
– Завершаем свои работы и слушаем представителя первой группы (2-й и т.д.) Ответы детей
– Проанализируем образы главных персонажей; дадим им общую характеристику; выскажем своё мнение и отношение к этим героям.
Ответы детей
– Отвращение
– Неприязнь, ненависть, раздражение
Открывают страницу 104, зачитывают из текста
Ответы детей
– Невоспитанный, грубый
Ответы детей
– Худой
Мнения детей
Ответы детей
Обсуждение в парах
Запись в тетрадях
Ответы детей
Просмотр видеозаписи
Мнения детей
Обсуждение в парах
Желающие показывают сценку, перевоплощаются в героев рассказа
–Тяжёлая, нелёгкая, несправедливая
Ответы детей
Слушают задания
Объединяются в группы
Получают задание на карточках
Приступают к обсуждению
Отчёт групп Метапредметные:
Принимать и сохранять учебную задачу
Личностные:
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Коммуникативные:
Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.
Метапредметные: действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя и т.п.
Коммуникативные: выражать свои мысли, чувства в словесной форме.
Личностные: ориентирование в нравственном содержании прочитанного рассказа.
Коммуникативные:
вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения.
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
5. Включение с систему знаний и повторения
Слайд 8.
– Удалось ли волчихе во второй раз пробраться в хлев за ягнятами?
– Что значит «мерные шаги»?
– А кто помешал волчихе?
– Справедливо ли наказан Белолобый сторожем Игнатом?
– Видите ли вы сходство в рассказах «Гриша» и «Белолобый»? Трудно ли в мире быть маленьким?
– Похожи ли финалы рассказов?
Слайд 9.
– Давайте повторим, что такое композиция текста, т.е. элементы сюжета. Для этого закончите фразы:
1. В сказке есть зачин, а в рассказе, повести…
2. Самый напряжённый момент рассказа…
3. Заключительная часть рассказа…
– Найдите в тексте завязку, кульминацию и развязку.
– Скажите, какая составляющая сюжета отражена в иллюстрации на странице 102?
– А какой элемент сюжета отражён на странице 105 и 106? Ответы детей
– Мягкие, неторопливые
Автор показывает, как трудно быть маленьким: никто не пытается тебя понять, такое поведение считают глупым. Очень похожи финалы рассказов.
– Композиция – это последовательность описания событий в литературном произведении
-Завязка
-Кульминация
-Развязка
Работа с учебником
Ответы детей Коммуникативные: применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
6. Подведение итогов
– Удалось ли нам увидеть мир глазами волчихи? Кто нам в этом помог?
– Какое настроение у вас вызвало прочтение рассказа?
– Для чего Чехов написал это произведение?
А. П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ «Каштанка». Прочитайте его!
– Что можете сказать автору этого рассказа? Выскажитесь. Ответы детей
Мнения детей
Коммуникативные: выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
7. Рефлексия учебной деятельности
Слайд 10.
– Смогли ли вы достигнуть поставленных перед собой задач?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выбирают на экране по одному высказыванию и продолжают его («Урок дал мне для жизни..», «Меня удивило…», «Сегодня я…», «Было трудно…, но…» и т.д.). Метапредметные:
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
8. Домашнее задание
Выставление оценок Слайд 11.
Домашнее задание по выбору:
1. Пересказать любой отрывок из рассказа;
2. Составить рассказ глазами волчихи;
3. Мини-сочинение на тему «Трудно ли быть ребёнком?»
– Вы все сегодня были активными, показали высокий уровень вашего творческого воображения. Особо хочу поблагодарить тех учеников, которые были самыми активными, открытыми на уроке. Запись в дневнике
Оценивание работы на уроке.