План работы ШМО начальных классов на 2016-2017 учебный год


План работы ШМО
учителей начальных классов на 2016/17 учебный год.
Проблема, над которой работает ШМО: «Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения»
Цель:Обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов  обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения   через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный  подходы в обучении младших школьников
Задачи начальной школы на 2016/17учебный год:
1. Продолжить теоретическую и практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС НОО второго поколения;
2. Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций
3. Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
4. Внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
5. Создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения Госстандарта учащимися. 
6. Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных здоровьесберегающих образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности учащихся
7. Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы (открытые уроки), обучающие семинары
8. Развитие творческой деятельности учащихся, как основополагающего фактора развития мыслительных и личностных способностей детей
Ожидаемые результаты работы:
• рост качества знаний обучающихся;
 • овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
 • создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Направления работы:
1.      Аналитическая деятельность:
  Анализ методической деятельности  за 2015/2016 учебный год и планирование на 2016/2017 учебный год.
  Анализ посещения открытых уроков.
  Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
  Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
 
2.      Информационная деятельность:
  Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
  Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования и среднего образования.
  Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
 
3.      Консультативная деятельность:
         Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
         Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
         Консультирование педагогов  по вопросам в сфере формирования  универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
Анализ работы ШМО за 2015-2016 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.
Основная тема работы МО: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов как средство повышения качества образования на этапе внедрения ФГОС НОО».
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ФГОС. Совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования УУД в рамках ФГОС через внедрение новых педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1. Ознакомление учителей с содержанием ФГОС в начальной школе;
2. Создание условий эффективного психолого-педагогического и методического сопровождения участников педагогического процесса по введению ФГОС НОО.
3. Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
4. Корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
5. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
6. Внедрение в процесс обучения мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника
7. Применение информационных технологий для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
8. Совершенствовать формы работы с одаренными учащимися.
9. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
10. Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС.
11. Продолжить работу по формированию портфолио ученика начальной школы.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Особенно остро ощущается эта необходимость в условиях введения ФГОС НОО. Организация работы ШМО учителей начальных классов была связана с методической работой школы, учителя принимали участие в реализации этой темы. Вся работа учителей начальных классов была ориентирована на повышение профессионализма учителей.
В 2014 - 2015 учебном году прошла аттестацию на первую квалификационную категорию Денисова Н.А.
В этом учебном году было проведено 4 заседания школьного методического объединения. Для решения поставленных задач на заседаниях рассматривались различные теоретические и практические вопросы.
В начальных классах на 1 сентября 2015 года обучался 31 ученик, на конец учебного года – 31. Обучение велось по программе 1 - 4, в режиме шестидневной недели.
Обучение в начальном звене осуществлялось по двум программам. Рабочие программы были разработаны учителями, работающими в этих классах, на основе основной образовательной программы начального общего образования и программы «Школа 2100» и «Школа ХХІ века».
С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе, учителя работают по следующим учебно-методическим комплектам:
«Школа ХХІ »: Денисова Н. А. в первом и втором классе:
-Русский язык, 1-2 класс- автор С.В. Иванов
-Литературное чтение, 1-2 класс –автор Л.А. Ефросинина-Математика, 1-2 класс -авторов В.Н. Рудницкая-Окружающий мир, 1-2 класс- автор Н.Ф. Виноградова
«Школа ХХІ »: Степкина Е.П. в первом и втором классе:
-Музыка, 1-2 класс-автор Е,Д. Критской
-Изобразительное искусство, 1-2 класс –автор Л.Г. Савенкова .
-Технология, - автора Е.А. ЛутцеваУчитель 3– 4 классов Семенова А. А. работают поучебно-методическому комплекту «Школа 2100». УМК «Школа 2100» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
УМК «Школа 2100» разработан авторским коллективом:
-Русский язык, автор -Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев-Литературное чтение, автор - Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева-Математика, автор – С.А.Козлова , А.Г.Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких
-Окружающий мир, автор- А.В.Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В.Тырин.
-Изобразительное искусство, автор - О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская
-Технология, автор- О.А.Куревина, Е.А.Лутцева-Физическая культура, автор-Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина-Музыка, автор- Л.В.Школяр, В.О.Усачева
Программы всех учебных курсов выполнены в полном объеме.
Внеурочная деятельность в первых и четвертых классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это: «Основы экологического туризма», «У нас на полянке», «Информатика в играх и задачах» «Всего доброго», Клуб «Что? Где? Когда?», «Ритмика в движении», «Радуга поделок». Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса. В школе утверждено расписание занятий внеурочной деятельностью. Содержание деятельности, способы ее реализации, планируемые результаты и система их определения фиксируется в рабочих программах учителей. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется в журнале, порядок ведения которого аналогичен правилам ведения классных журналов.
Необходимость совершенствования педагогических знаний, появления новых стратегий обучения в начальных классах, внедрения школьных технологий требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.
Повышение педагогического мастерства учителей осуществлялось через:
курсовую подготовку
ФИО Тема семинара или курсов Где, объём
Денисова Н.А.
Семенова А. А. «Система оценки образовательных достижений школьников в условиях реализации ФГОС НОО второго поколения»
«Организация внеурочной деятельности научно – исследовательского направления, как условие внедрения ФГОС»
«Проектирование уроков математики, технологии в рамках реализации программы школа XXI века».
«Совершенствование деятельности муниципального МО по обеспечению качественной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку», 2014 г., семинар -«Развитие ИКТ компетентности применение современного цифрового оборудования в условиях введения ФГОС ООО», 2014г., Филиал КГБОУ АКИПКРО в объеме 108 часов.
Филиал КГБОУ АКИПКРО.
Школа № 25 города Бийска, 2015г.
Филиал КГБОУ АКИПКРО.
После прохождения курсов учителя применяли полученные знания участие учителей в различных конкурсах:
Денисова Наталья Алексеевна: окружной этап районного конкурса «Учитель года Красногорского района» (2015г.).
Семенова Анна Александровна: педагогический дебют в номинации: «Активные формы работы», 2014г., выступление на педагогической конференции «Начало моей педагогической деятельности».
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-исследовательские конференции, олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы и т.д.
Традиционными становится участие учащихся в играх-конкурсах всероссийского и международного масштаба: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Пожарная ярмарка», «ЧиП», «Все цвета радуги», окружная олимпиада младших школьников.
Проведены следующие внеклассных мероприятий:
Денисова Н.А «День матери», «23 февраля».
Семенова А. А. «Новый год», «8 марта», «Прощание с начальной школой» «Золотая Осень».
Все учителя участвовали в следующих мероприятиях: «Конкурс – смотр классных уголков», «Неделя русского языка и литературы», «Моя семья в истории района», конкурс новогодних плакатов и игрушек». А так же все учителя приняли участие в проведении общешкольных родительских собраний и педсоветов.
Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень. Работая по теме самообразования, учителя изучали литературу, собирали материал и оформляли его в папки, апробировали различные приемы в обучении учащихся, выступали на методических объединениях, разрабатывали дидактический материал, уроки, анализировали свою деятельность.
Большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал. В предстоящем учебном году учителя МО продолжат пополнение своих кабинетов новыми материалами.
Следует отметить, что количество проведенных открытых уроков снизилось. Необходимо проанализировать затруднения и опыт учителей и спланировать систему открытых уроков.
Анализируя работу за прошедший год, следует отметить, что поставленные задачи перед МО выполнены.
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- слабая вовлеченность педагогов и учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;
- слабую практическую направленность заседаний ШМО;
- недостаточное количество открытых мероприятий и уроков, отсутствие взаимопосещаемости педагогов начальной школы;
- недостаточно продумана процедура мониторинга качества образования в ОУ;
- необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить коррекционную работу со слабоуспевающими учениками и с одаренными детьми.
Учитывая вышесказанное, на 2016/17 учебный год определены следующие задачи:
Разработать и внедрить систему мероприятий для педагогов по повышению педагогического мастерства.
Повысить методический уровень проведения всех видов занятий, способствующих повышению качества обучения.
Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и морально-физического развития одаренных детей.
Активно использовать информационные технологии.
Продолжить работу по личностно-ориентированному подходу к обучению и сбережению здоровья младших школьников в процессе обучения и воспитания.
Продолжать работу по внедрению новых стандартов в учебный процесс;
Повышать эффективность активно-деятельностных форм организации учебного процесса;
Использовать в учебно – воспитательной работе современные образовательные технологии;
Формировать навыки проектной деятельности у обучающихся начальной школы.
План работы МО:

п/п Заседания МО,
мероприятия,
контроль Сроки исполнения Ответственные
1.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
1.
2.
.
Заседание МО №1
Организационное.
Повестка:
1. Утверждение календарно-тематических планов на 2016-2017 уч.год.
2. Анализ работы МО за 2015/16 уч. год.
3. Утверждение плана методической работы на 2016/17 уч. год.
4. Обсуждение нормативных, программно – методических документов. Ознакомление с базисным планом.
5. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году.
6. Утверждение тем по самообразованию педагогов.
Совещание по вопросам адаптации первоклассников к УВП
Проверка навыков чтения учащихся 2-4 классов
Вводные К/Р по русскому языку, математике в 4 кл.
Наблюдение адаптации уч-ся 1-2 классов к УВП.
Заседание МО №2
Тема:«Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе».
Повестка:
Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
Активизация познавательных интересов посредством применения ЦОР.
Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.
«Круглый стол» по вопросам преемственности начальная школа – среднее звено.
Проверка ведения тетрадей уч-ся 1-4 классов. Соблюдение требований орфографического режима.
Административные К/Р по русскому языку, математике, чтению.
Заседание МО № 3
Тема: «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений учащихся в рамках ФГОС».
Повестка:
1.Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся.
2. Контроль и самоконтроль учащихся.
3. Самооценка младших школьников:
Обсуждение вопросов, выступления
- Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте.
- Самооценка младших школьников с разной успеваемостью.
- Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости.
- Внедрение правила самооценки при использовании технологии оценивания учебных успехов. 
Проверка ведения тетрадей уч-ся 2-4 классов.
Дозировка объема домашней, классной работы. Система работы над ошибками.
Заседание МО № 4
Тема:«Развитие личности детей на основе универсальных учебных действий».
Повестка:
1. Пути  формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся
2. Изучение методов педагогической   диагностики в соответствии с новым ФГОС
3. О подготовке и проведении недели предметных олимпийских игр
4. Административные К/Р по русскому языку, математике, чтению
Заседание МО № 5
«Достижения и нерешенные проблемы начальной школы»
1. Общая характеристика комплексной работы. Цель и содержание работы.
2. Анализ вариантов комплексной работы для 1- 4 классов.
3. Анализ итогов комплексных работ в 1 – 4 классах 2015-2016 учебного года.
4. Анализ работы МО за 2015-2016 учебный год
5. Творческие отчеты учителей по темам самообразования.
6.Организация летнего отдыха учащихся.
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь-ноябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Май Денисова Н.А.
Учителя 2-4 кл.
Учителя 4 классов
Денисова Н.А.
Денисова Н.А.
Денисова Н.А.
Учителя 1-4 классов
Денисова Н.А.
Руководитель МО Денисова Н.А.