ООД по развитию речи на тему «Космос» для детей старшей группы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Бакалинский детский сад «Радуга»
муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан
ООД по развитию речи на тему «Космос»
для детей старшей группы

Подготовила и провела:
воспитатель Кармалинская В.Б.
Бакалы – 2016
Тема «Космос»
Цель: закрепление знаний детей по лексической теме «Космос».
Задачи:
- обогащать словарный запас по теме, упражнять в правильном согласовании числительных с существительными, в образовании относительных прилагательных; учить составлять предложения с опорой на зрительный материал.
- развивать фонематический слух, восприятие, навыки фонематического синтеза, слогового анализа; развивать память, воображение, логическое мышление, связную речь.
- воспитывать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру; учить согласовывать действия друг с другом.
Оборудование: костюм робота, панно с изображением созвездий и планет, сюжетные картинки о космосе, индивидуальные карточки с определенным количеством предметов, звезды, тюбики с «космической едой»,космическая музыка.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель читает детям загадку:
- Окрашен он в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Там нет земной голубизны.
Там виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна (космос).
Воспитатель: Правильно дети. Тема нашего занятия «Космос».
(Звучит космическая музыка, появляется робот.)
Робот: Здравствуйте, Земляне. Я робот «К-9» с далекой космической планеты «Альфа», прилетел к вам для установления дружеского контакта.
-Сквозь космические пробки
Мимо звезд и прочих тел
Я в летающей коробке
Сквозь Вселенную летел!
Наш космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит…
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Земляне! Мы жители Альфа-планетыДаем время на ответы.
Думайте, решайте и четко отвечайте…
Выполнив задание
Не забудь звезду.
Она счастье вам найдет и сюрприз преподнесет!
(Передает воспитателю коробочку со звёздами.)
Внимание заканчивается пи-та-ни-е, раз-ря-же-на ба-та-ре-я.
Обращает внимание детей на зарядное устройство.
Воспитатель: У робота закончилась зарядка, мы должны помочь ему, поможем ребята?(Ответы детей.)
Воспитатель: А помочь мы ему можем своими правильными ответами, как сказано в послании. Давайте не будем медлить.
Задание 1. Игра «Подбери нужное словечко»
1.Чтоб глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп).
2.Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем Умный дядя …(астроном).
3.Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна в небе полная …(луна).
4.До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая …(ракета).
5.У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт», а по-русски…(космонавт)
6.Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …(луна).
7.Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется …(Земля).
Воспитатель: правильно, молодцы, давайте подзарядим робота (наклеивают одно деление батарейки на робота)
Задание 2. Воспитатель обращает внимание детей на изображение космоса, звезд, задает вопрос: Как называется скопление звезд?
Дети: Созвездие.
Воспитатель предлагает подобрать слова по количеству звезд (слогов) в созвездии.
Игра «Подбери словечко».
Пример: Слова с 2-мя слогами: луна, Земля, космос, спутник, робот, звезда.
С 3-мя слогами: комета, ракета, планета, Венера, луноход, космонавт.
Воспитатель: молодцы.(предлагает наклеить еще одно деление зарядки).
Задание 3. Игра «Сосчитай предметы» ( на столе карточки с определенным количеством предметов).
Инструкция: назови предметы по образцу воспитателя: «У меня три ракеты» и т.д. Дети берут карточки со стола и отвечают на вопрос «Что у тебя?» (наклеивают еще одно деление батарейки)Физминутка «Робот»
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги – дети переваливаются с ноги на ногу на прямых ногах
Может он махать руками – машут руками как роботы
Может он моргать глазами – моргают глазами
Может головой кивать – раз, два, три, четыре, пять – кивают головой 5 раз
Задание 4. Игра «Сочиним чистоговорку»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки по тематике и совместно составить предложения по ним. Затем предлагает сочинить чистоговорку с использованием придуманных предложений.
Чистоговорка:
Ла-ла-ла – в небе желтая луна.
Зда-зда-зда – в небе яркая звезда.
Ну-ну-ну – мы летим на Луну.
Лет-лет-лет – совершаем мы полет.
(дети подзаряжают робота, наклеивают полоску зарядки и робот «оживает»)
Робот: Спасибо, ребята, вы мне очень понравились, жду вас в гости на своей Альфа-планете, теперь я могу лететь домой.
Воспитатель: У нас для тебя есть подарок, настоящая пища космонавтов в тюбиках. (Предлагает ребенку открыть коробку).
Игра «Назови суп, напиток» - дети по наклейкам определяют какой суп или напиток в тюбике (дарят подарок роботу и он уходит).
Воспитатель обращает внимание на звездное небо и предлагает создать свое созвездие и придумать ему название (звучит космическая музыка, дети клеят звезды на панно).
Итог занятия. Оценка деятельности детей.