Научно-исследовательская работа Образ крестьянских детей в рассказе И.Бунина Танька.


Научно-исследовательская работаОбраз крестьянских детей в рассказе И.А. Бунина «ТАНЬКА» МБОУ гимназия№1 4 Б классАртемов Тихон РуководительУшкова Галина Серафимовна г. Липецк 2015 Цели и задачи работы: 1. Показать особенности биографии И.А. Бунина.2. Познакомиться с рассказом «Танька».3. Сравнить жизнь Таньки и Марьи с жизнью современной семьи.4. Научиться применять результаты опроса для сравнительного анализа. 5. Привить интерес к творчеству Бунина, показать актуальность его произведений. Иван Алексеевич Бунин — поэт, прозаик, переводчик, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе — происходил из старинного дворянского рода, к которому принадлежали многие известные люди, в том числе поэт В.А. Жуковский и выдающийся учёный П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Родился будущий писатель в Воронеже в то время, когда его именитая семья уже обеднела .Детство Бунина прошло в поместье на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии в условиях дворянской скудеющей жизни, окончательно разорившегося "дворянского гнезда". Места, где прошли детство и отрочество писателя — среди «моря хлебов, трав, цветов», оказали огромное влияние на его творчество прежде всего приобщением мальчика к жизни и быту народа, к красоте природы, к стихии живого самобытного русского языка. Бунин гордился своим происхождением: «Все мои предки были связаны с народом и землёй, были помещиками. Помещиками были и деды, и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где... образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». От матери, отца, дворовых, крестьян Иван Алексеевич слышал многие песни, сказки, предания, истории, мотивы которых позже он использовал в своём творчестве Он рано выучился читать, с детства обладал фантазией и был очень впечатлителен. Поступив в 1881 в гимназию в Ельце, он проучился там всего пять лет, так как семья не имела на это средств. Представляете, дворянин по рождению, нобелевский лауреат, Бунин не получил даже гимназического образования! Завершать курс пришлось дома : осваивать программу гимназии, а потом и университета ему помогал старший брат Юлий, с которым Иван Алексеевич был дружен всю жизнь. Писатель хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства. Он видел и сравнивал сытую жизнь своих богатых родственников, их избалованных детей, с жизнью голодных и нищих детей простых крестьян. Я думаю, Ваня Бунин был дружен с крестьянскими детьми и разделял с ними и их игры и их незатейливый обед, он прекрасно знал, что такое недоедание, голод, болезни, холод, отсутствие помощи. И первый его рассказ «Танька» был навеян этими впечатлениями. В рассказе говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья в крайней нужде, кушать ребятишкам нечего. Даже несмотря на то, что родители продали корову, а потом и лошадь, положение от этого не исправилось. Поэтому Марья - мать ребятишек - отправляет их с раннего утра на улицу, а рано вечером укладывает спать. Это она делает для того, чтобы дети не просили есть. Сердце у нее разрывается, когда она видит, как ее дети голодают. Танька, например, удивляется, когда мать ей говорит, что «кусок в горло не лезет». Как такое может быть, девочке не ясно. Когда пучит живот от голода, кажется готов съесть все что угодно. Но мать это говорит совсем по иной причине. Голодные дети плакали, просили «хоть капустки», а Васька грозился пожаловаться отцу, который должен был вернуться с заработков. Но и у главы семьи Корнея дела шли плохо — спрос на полушубки, которые он шил, был невелик. «Правда, в тот раз ели селедки, и даже “вот такой-то кусок” соленого судака батя принес в тряпочке... Но после того как он ушел, есть перестали совсем.» Странник, ночевавший у них, спрашивает Марью, почему она не варит еду. Та отвечает, что варить нечего. Странник пытается утешить женщину, говоря, что у него вообще нет ничего — ни дома, ни пищи. Марья говорит, что нет ничего хуже, чем слышать, как дети плачут во сне от голода. Крестьянка плачет. Танька слышит разговор и решает сама идти на пруд и вернуться только к вечеру, чтобы не находиться дома и не просить у матери еды. Далее в рассказе появляется барин, который везет замерзшую голодную девочку в свой дом, водит по его комнатам, угощает черносливом и сахаром, показывает, как играют часы и даже поет ей песни под гитару. Образ помещика Павла Антоновича выписывается не сразу. Поначалу мы видим его строгим и суровым к своему управляющему, о нем складывается впечатление, что он угрюм и скуп, раз направляет возницу идти пешком по зимней дороге искать потерянное по дороге кнутовище... Потом то, что Павел Антонович одинок, вызывает сочувствие. А когда мы видим, как помещик искренне рад, что в его доме появилась Танька, мы уже симпатизируем ему. Но самое главное, что и Танька в тот вечер тоже была счастлива. Среди убогой, тяжелой жизни это событие было для нее словно лучик света. И когда помещик вез ее обратно домой, ей снился удивительный сон. В нем все было хорошо и все были счастливы. Он не злой человек. Да, он скупой, но таким он стал, когда ему пришлось одному, после реформы, поднимать хозяйство, ведь его крепостные ушли. Его жена умерла, а сына отправили в ссылку, в Сибирь. Павел Антонович стал затворником. Его одинокая жизнь тоже не сладкая. Видимо поэтому, когда он увидел замерзшую Таньку, то что-то в груди у него сжалось и он взял ее с собой. «Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка.» И он был рад, когда видел, как она улыбалась у него дома. Рассказ вроде бы простой, но заставляет взглянуть на жизнь по-другому и задуматься о ней.Семья Таньки дошла до края. А сколько еще таких семей было в России в ту пору!Бунин видел все это своими глазами, общался с этими людьми. Он не мог накормить всех этих детей, помочь всем таким женщинам. Но он мог писать об этом. И он писал со всей страстностью своей отзывчивой души, понимая, что слово – это самое острое оружие, самое ценное лекарство и самое бесценное учение:Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана:Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.Он писал так, что и сегодня, спустя более 100 лет, мы, дети не знающие голода, выросшие в тепле и достатке, проникаемся острой, щемящей сердце жалостью к его героям. Нам хочется, как и Павлу Антоновичу, накормить, обогреть Таньку с братом, поддержать Марью. Да, сегодня про голод мы вспоминаем между обедом и ужином, а наши мамы огорчаются больше из-за нашего поведения. Вот результаты небольшого исследования в нашем классе. Я задавал два вопроса. На первый вопрос «Что самое страшное для женщины?» были такие мнения: 9 человек: быть некрасивой, плохо выглядеть 7 человек – не иметь или потерять ребенка 5 человек – остаться одной, потерять близкого человека 1 человек – когда неприятности с родными 1человек – мыши, огромные пауки, взрыв, война1 человек – алкоголизм и курение Эти ответы порадовали меня. Я не ожидал от своих одноклассников такой взрослости. В нашем возрасте думать о благополучии семьи, детей, близких – это показатель ответственности, доброты, внимания. Вспомнили даже про вредные привычки, а ведь это говорит о том, что мы уже умеем анализировать поведение взрослых и делать для себя выводы, чему подражать, а чему – нет. Порадовали ответы, где самое страшное для женщины – плохо выглядеть. Ведь это прекрасно, если у наших мам есть возможность думать не только о том, чтобы накормить нас, но еще и остается время на себя! И замечательно, если самое её большое огорчение – несколько лишних килограммов, а не орущие от голода дети . «… Не ночевал и ты… с ребятишками с голодными, не слыхал, как голосят они во сне с голоду! Вот, что я им суну сейчас, как встанут? Все дворы еще до рассвету обегала – Христом-Богом просила, одну краюшечку добыла…– Я вон, – продолжала она, все более волнуясь, – гоню их каждый день на пруд… «Дай капуски, дай картошечек…» А что я дам? Ну, и гоню: «Иди, мол, поиграй, деточка, побегай по ледочку…»Невозможно представить себе более страшного для матери , чем смерть детей. А ведь она понимает, что помощи ждать неоткуда, и голод неизбежно ведет к смерти. Ничем нельзя ее утешить и приободрить, и страннику не сравнить свои неудобства с мукой матери – бессильно слушать плач голодных детей. Послушайте, что сказала Марья, когда странник пытался утешить ее такими словами:«… Горевать, тетка, нечего… У меня, брат, ни крова, ни дома, пробираюсь бережками и лужками, рубежами и межами, – да по задворкам – и ничего себе… Эх, не ночевала ты на снежку под ракитовым кустом – вот что!» На что обычно спокойная Марья ответила, внезапно сверкнув глазами: Можем ли мы хоть отдаленно представить себе такой голод? Я думаю, нет. Понять, что мои сверстники думают об этом, помог второй вопрос «Продолжи фразу: я испытываю голод, когда…» Были такие ответы: 15 человек – когда долго не ел и хочу есть 7 человек – когда потратили много сил 2 человека – перед завтраком, обедом и ужином1 человек – когда не ем сколько хочу Мне очень понравились все ответы. Они показывают, что мы, современные дети, имеем завтраки, обеды и ужины, занимаемся спортом, танцами, ходим в школу, где нас тоже кормят. А вот что пишет Бунин про Таньку:«…Теперь мать рано укладывала спать, говорила, что ужинать нечего, и грозила «глаза выколоть», «слепым в сумку отдать», если она, Танька, спать не будет. Танька часто ревела и просила «хоть капуски»… а когда батя ушел, совсем почти есть перестали… »Вот после таких строк мой ответ на вопрос о голоде был : Да, сегодня в нашем окружении нет таких голодающих детей, но по-прежнему всегда кому-то требуется помощь, требуется внимание и поддержка. Черствым сердцем этого не ощутить, равнодушными глазами этого не увидеть. Вот и проходят люди мимо. А ведь, если оглянуться, если , раскрыв сердце, посмотреть на мир Бунинскими пытливыми глазами, можно увидеть, что мы многим можем помочь!Даже мы, дети, здесь и сейчас, можем сделать много добра, при этом от нас не требуются суперспособности. Мы же можем покормить уличного котенка, можем донести незнакомой бабушке тяжелую сумку, можем помочь однокласснику разобраться с непонятной задачей, навестить его, когда он болеет, просто улыбнуться другу, когда ему печально, да много чего еще! Мы можем маленькими каплями добра, легкими штрихами сердечности раскрасить любой серый день, исправить любое унылое настроение!И мир станет чуточку лучше.