Урок математики в 3 классе на тему Деление двузначного числа на однозначное

Тема: Деление двузначного числа на однозначное.

Цели: 1. Научить делить двузначное число на однозначное.
2. Познакомить с алгоритмом деления двузначного числа на
однозначное.
3. Совершенствовать умение решать задачи.
4. Развивать вычислительные навыки и логическое мышление.

Оборудование: карточки с примерами, ребус, алгоритм деления, звездное
небо.




















Начало урока. Психологический настрой.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости. Я очень рада встречи с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста садитесь.
- Давайте, ребята учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счета,
Не сдвинется любая работа.
- Мы начинаем урок математики.
Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы выполняли задания на карточках. Сейчас давайте его проверим. Прочитайте правильно выражения и назовите их значения в порядке убывания. (т.е. сначала самое большое и так далее)

7 – 14 : 2 =
21 : 3 =
28 : 4 =
5 – 45 : 9 =
35 : 7 =

6 – 12 : 2 =
24 : 4 =
18 : 3 =
30 : 5 =
35 : 5 =
4 – 36 : 9 =
32 : 8 =
1 * 4 =
6 * 3 =
72 : 8 =
3 – 18 : 6 =
27 : 9 =
12 : 6 =
48 : 8 =
81 : 9 =

- Молодцы, ребята, хорошо справились с работой.
Устный счет.
- А сейчас ждёт работа. Перед вами задания устного счета.
1) 2 * 50, 30 * 3, 80 : 4, 100 : 50, 20 * 5, 36 : 3, 1 * 40, 20 : 10 (карточки на доске)
2) Закончи предложение:
- Если делимое разделить на делитель, то получится (частное).
- Если делитель умножить на частное, то получается (делимое).
- Если делимое разделить на частное, то получится (делитель).
3) Реши задачу:
Человек купил 7 бубликов и съел их все кроме 3. сколько бубликов у него осталось?
4) Разложи число 36 на такие слагаемые, чтобы каждое из них делилось на 4. 2, 3.
36= 24 + 12, 36= 20 +16, 36= 30 + 6
5) Задача на смекалку:
На лугу паслось 4 козы. Белых втрое больше, чем чёрных. Сколько белых и сколько черных коз паслось на лугу?
- Молодцы, ребята, хорошо справились с устным счётом.
Подготовка к активной познавательной деятельности.
Вам ребус сегодня я принесла
В нем тема урока дана.
Чтоб тему эту прочитать
Его нам надо разгадать.
Арифметическое действие, когда раскладывали на части (деление)
Название числа, состоящего из двух цифр (двузначное)
Предлог (на)
Название числа первого десятка (однозначное)

деление

двузначное

на

однозначное


(деление двузначного числа на однозначное)
- Сегодня на уроке мы научимся делитель двузначное число на однозначное, закрепим значение табличных случаев умножения и деления, решим примеры и задачи, применяя новый материл.
Работа над новой темой урока.
- Посмотрите на карточки устного счета и найдите примеры. Где число можно закончить суммой разрядных слагаемых
36 = 30+6
- Перед вами два примера
36 : 3 36 : 2
- Попробуйте заменить число 36 суммой таких двух слагаемых, чтобы его легко было разделить на однозначное число
36 : 3 = (30 + 6) : 3 = 30 : 3 + 6 : 3 = 10 + 2 = 12
(здесь заменим суммой разрядных слагаемых)
36 : 2 = (20 + 16) : 2 = 20 : 2 = 16 : 2 = 10 + 8 = 18
(здесь заменим суммой удобных слагаемых)
- Чем отличаются эти примеры деления?
В этом нам поможет карточка помогайка:

суммой разрядных слагаемых
Заменяю 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 суммой удобных слагаемых
получится пример
разделю слагаемые
сложу результаты
- Итак, чем же отличаются эти два примера.
- А сейчас замените числа суммой разрядных слагаемых 69, 78, 68, 96, 39, 88.
- Молодцы!
- Посмотрите на такой пример:
69 : 3 = (60 + 9) : 3 = 60 : 3 + 9 : 3 = 20 + 3 = 23
78 : 2 = (60 + 18) : 2 = 60 : 2 + 18 : 2 = 30 + 9 = 39
В данном примере 78 заменим суммой удобных слагаемых, т.к. разрядные слагаемые например 70 на 2 разделить непросто.
Итак, каким будет первое слагаемое (60), второе (18).
Помните, что одно из слагаемых – это число из таблицы умножения. Заменяю 78 суммой удобных слагаемых 60 и 18.
- Работа с учебником стр. 15
№ 1 (устно)
Физкультминутка.
А сейчас давайте отдохнем:
На болоте две подружки –
Две зеленые лягушки –
Утром рано умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет
Вам друзья физкультпривет.
- Тихо сели. Продолжаем работу на уроке.
Стр. 15 № 2 – решаем у доски по цепочке.
При решении используем алгоритм деления.
- А сейчас прочитайте задачу № 4 . Выделите слова для краткой записи.
- Делаем краткую запись.
Библиотеки - ? в 6 раз больше
Театры – 3
На сколько библиотек больше, чем театров.
- Дети, что значит больше в 6 раз (умножение)
- А как узнать на сколько одно больше или меньше другого?
- Записываем краткую запись и решаем задачу.
Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- С каким алгоритмом познакомились?
- Какие задания вызвали затруднения?
Домашнее задание.
- запишите домашнее задание
Стр. 15 № 5
Рефлексия.
- А сейчас давайте закроем глаза и отправимся в путешествие. Полетим в Космос. Вы должны на звездное небо прикрепить свою звёздочку. Если у вас на уроке все получилось – красная звёздочка, если были трудности – синею. Если у вас что-то не получалось, но было хорошее настроение – оранжевую. Посмотрите на небо, я вижу, что вы себя и свою работу оценили правильно.








13PAGE 15


13PAGE 14115