Конспект по математике для 3 класса по теме «Умножение двузначного числа на однозначное»

Разработка урока
Тема урока: « Умножение двузначного числа на однозначное»
Класс: 3
Тип урока: урок постановки учебной задачи.
Задачи урока: усвоить новый вычислительный приём умножения двузначного числа на однозначное; вывести новый алгоритм на основе распределительного свойства умножения.
Планируемый результат обучения:
Предметный результат: учащиеся освоят новый прием  внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать,  сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.
Коммуникативные УУД: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Регулятивные УУД: формируют умения следующих действий
Целеполагание – учатся формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование – учатся выполнять инструкции, точно следуя алгоритму, учатся самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
Прогнозирование – формировать умения превосходить результат своей деятельности, умения определять возможный вариант ответа, уровень усвоения знаний;
Контроль и самоконтроль – формировать умения осуществлять пошаговый контроль выполнения действий, контроль за результатом работы по выведенному алгоритму;
Коррекция – формировать умения вносить необходимые изменения и дополнения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;
Оценка – формировать умения определять качество и уровень работы, знаний, понимать, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; формировать умения устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели, уметь соотносить правильность своего выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями поставленной задачи;
Саморегуляция – развивать умение сконцентрировать свою волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Личностные УУД: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.
Основные понятия: распределительное свойство умножения, двузначное число, однозначное число
Место урока в календарно-тематическом плане: 4 урок
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование для учителя: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; интерактивная доска для демонстрации презентации, компьютер, мультимедийный проектор; слайдовая презентация по теме урока; незаконченные предложения для проведения игры «Решето»
Оборудование для обучающихся: Н. Б. Истомина «Математика: учебник для класса общеобразовательных учреждений в 2.ч.» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; Н. Б. Истомина, З. Б. Редько «Математика. Рабочая тетрадь. ТПО для учащихся 3 класса общеобразовательных школ» Смоленск. Ассоциация XXI век 2012г.; карточки для работы в группах, карточки для приёма «Светофор».












План урока с хронометражем:

Организационный момент – 2 мин.
Этап самоопределения к деятельности – 2 мин.
Этап ситуации успеха – 5 мин.
Этап постановки учебной задачи – 5 мин.
Этап открытия нового знания – 5 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме – 5 мин.
Этап решения практической задачи – 10 мин.
Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение – 10 мин.
Рефлексия – 5 мин.

Конспект урока с теоретическим обоснованием

Этап
урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
Теоретическое основание, формирование УУД и средства их формирования

1.Организационный момент 
 Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне










Вы пришли сюда
Не лениться, а
Работать как?
Слушать как?
Если хочешь отвечать
Если спросят



- Ребята, а вы все любите сюрпризы?
- Тогда для вас я приготовила сюрприз – учитель из шкатулочки достаёт буквы.
- Что с ними можно сделать?
- учиться
- трудиться
- старательно
- внимательно
- руку не забудь поднять
- надо встать, громко, чётко отвечать


- Да





- Можно собрать слово.
Учащиеся собирают слово УРОК

Личностные:
смыслообразование,
самоопределение
(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные: - управление своей деятельностью

Коммуникативные:
развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.



2. Этап самоопределения к деятельности
(прогнозирование и планирование урока)


Цель – выявить ожидания учащихся от урока, планировать свою деятельность на уроке


Приём «Фруктовый сад»

- Какой у нас сейчас урок?
- Свои ожидания от урока я вам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. А потом подойдите к доске и прикрепите фрукты к ветвям.

- А для того, чтобы наш урок прошёл результативно, вам понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, думать, рассуждать, активно работать, использовать знания предыдущих уроков, помогать друг другу.

- Давайте составим план нашего урока: 
И так, на уроке мы должны:
У –

Р –

О –


К -





- Математика

Учащиеся записывают ожидания от урока на яблоках, а опасения – на лимонах. Всё это вывешивается на доске.




















- узнать цель и тему урока
- рассказать об новом открытии
- объяснить, где можно применить открытие

- коллективно, дружно работать
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Регулятивные:
планирование,   прогнозирование, волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.


3. Этап ситуации успеха

Цель – обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»








Приём «Мозговой
штурм» - работа в
группах

- Чтобы узнать тему нашего урока – а она зашифрована, вы должны поработать в группах: в каждой группе есть бланк для теста – контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания:
Задания для групп:
- Увеличьте 5 в 4 раза.
-Уменьшите 27 в 9 раз.
-Во сколько раз 6 меньше 30?
-Чему равно произведение чисел 8 и 5?
-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?
-По 8 взять 2 раза.
-Найдите произведение чисел 7 и 2.
-На сколько, 80 меньше 20?
-Увеличьте 6 в 2 раза.

Проверка по слайду: 20  3  5  40  7  16 14 60  12.

Приём оценивания «Светофор»

- Оцените работу в группах, «зажгите» цветные огоньки.


-Кто успешно справился с заданием – хлопните в ладоши;
-У кого были затруднения – топните ножками



- Продолжаем работу в группе.
- Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.

- С умножением мы сегодня и будем работать на уроке.


Учащиеся делятся на группы
Работа в группах

Каждая группа записывает числа в бланк: (первая строчка)























Учащиеся слушают вопросы учителя и в группах записывают числа в бланк
















Ребята в группах зажигают огоньки:
Зелёный кружок –- работа на уроке прошла успешно;
Жёлтый кружок – были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялись с работой;
Красный кружок – были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с заданиями
Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «УМНОЖЕНИЕ»









Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Регулятивные:
волевая саморегуляция, контроль, самоконтроль
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.


4.Постановка учебной задачи

Цель - включить учащихся  в обсуждение проблемных вопросов и определения темы, цели урока

Приём постановки проблемного диалога


На какие группы можно разбить данные числа?





- Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.

- Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.


- Умножьте числа  3 группы и 1.



Ситуация разрыва – чёткая граница «знаю – не знаю»

- Сможем ли мы выполнить задание? Почему? 

- Какой у вас возникает вопрос?


- Так как теперь будет звучать тема нашего урока?
- Какая будет цель нашего урока?





1 группа: 3 5 7  - однозначные числа
2 группа: 20 40 60 – круглые числа
3 группа: 16 14 12 - двузначные числа

16 = 10 + 6
14 = 10 + 4
12 = 10 + 2

20х3, 40х3, 60х3
20х5, 40х5, 60х5
20х7, 40х7, 60х7- легко выполняют вычисления

16х3, 14х3,12х3
 16х5, 14х5, 12х5
16х7, 14х7, 12х7 - затруднения





- Не сможем, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят. 

- Как умножить двузначное число на однозначное?


- Нужно умножить некруглое двузначное число на однозначное.


Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу, соотносить те знания, которые есть и те, которых недостаточно;
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
формулировать своё мнение и позицию.


5. Открытие нового знания

Цель – сформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное; вывести новый способ умножения.

















Приём постановки проблемного диалога
- Найдите значение выражения: 16 х 3

- Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?

- Как будем выходить из сложившейся ситуации?




- Какое математическое свойство нам поможет?

- Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.

- Давайте посмотрим, какие способы вы нашли? 
- Кто готов поделиться открытием? 
Способы решения записывают на доске:
16+16+16
16х3=(8+8)х3
16х3=(9+7)х3
16х3=(10+6)х3

- Как рассуждали?
- Какой способ самый удобный? 



- Знание какого свойства умножения,  позволило выполнить задание?
- Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.




- Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике.






Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.






- Будем находить новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.


- Распределительное свойство умножения.

Работа в парах - решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.


Дети предлагают различные варианты.



Выполняют проверку различных способов решения.






- Легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых.

- Распределительное свойство умножения.


- При умножении двузначного числа на однозначное, нужно двузначное число представить суммой разрядных слагаемых, а потом каждый разряд умножить на это число.

Учебник – стр. 18
Коммуникативные:
в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений,
доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.
Коммуникативные:
достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция.



6. Физкультминутка


Цель -

Поработали мы дружно,  А теперь поспать нам нужно, (Кладут голову на парту, закрыв глаза).  Тише, тише, тишина.  В нашу комнату пришла.  Умножали, умножали, Очень, очень мы устали.  Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире.  Пять, шесть – тихо сесть.  Посидим, отдохнем И опять считать начнем.







Ребята выполняют физкультминутку


7. Этап фиксации нового знания в знаково-символической форме

Цель - спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы, составить алгоритм по новой теме
Приём «Кластер»
- Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.
1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения. 
3. Умножаю десятки. 
4. Умножаю единицы. 
5. Складываю.


Составляют кластер: представить двузначное число в виде суммы разрядного слагаемого, затем применить распределительное свойство умножения.





Познавательные:
построение логической цепи рассуждений,
доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.
Коммуникативные:
достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль, коррекция,
оценка, волевая саморегуляция.


8. Этап решения практической задачи
Цель - решение учебной проблемы
проговаривание нового знания.


Цель - каждый для себя должен сделать вывод о том, что умеет
- Вычислите, рассуждая таким же образом: 14х3   и    12х3
- Объясните, как вычисляли.
- Как можно сократить алгоритм  умножения двузначного числа на однозначное?


Метод «Учимся вместе» - работа в группах
Учебник – стр. 18 № 44 – самостоятельно в группах отметьте «лишнее» выражение.








Давайте проверим –
- Какое выражение будет лишним в 1 группе?

Аналогично проверяются все группы

Используя карточки сомнений, поднимите знак, кто понял всё, кто немного сомневается, кто ничего не понял.







Умножаю десятки на число.
Умножаю единицы на число.
Складываю



Работа в группах


Учащиеся работают в группах, отмечая лишнее выражение, объясняя в группах – почему оно лишнее



- 1 группа - «лишнее» выражение то, которое нельзя привести к виду ( 8 + 6) х 4 – это выражение – 4 х 8 + 8




+ “Я понял все
- “ Не совсем усвоил, сомневаюсь”
? “Не понял”

Познавательные:
осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование,
контроль, коррекция,
оценка










Коммуникативные:
умение слушать, 
участие в коллективном обсуждение проблем.


9. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение
Цель: 
каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет

- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?

Учебник – стр. 19 № 48



- О чём эта задача?
- Что известно?




- Что нужно узнать?

Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.



- Можно использовать при решении задач.





- Эта задача про луковицы
- Посадили 7 рядов по 12 луковиц в каждом и ещё осталось 4 луковицы

- Сколько луковиц приготовили для посадки?

После разбора задачи дети записывают решение задачи
Познавательные:
моделирование, установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений, выбор
эффективных способов решения задач. 

Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


10. Рефлексия

Цель - сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы
Наш урок подходит к концу.

Давайте вернёмся к плану нашего урока:
У –


Р –





О –





К -








Объяснение домашнего задания

Приём «Три уровня домашнего задания»

- Дома вы можете выбрать задание из 2-х уровней:

1 уровень - обязательный минимум

2 уровень - тренировочный




Игра «Решето»

-Каждому из вас нужно закончить любое предложение, используя полученные знания на уроке:

Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задание
Я понял, что
Меня удивило
Мне захотелось
Я попробую
Урок дал мне для жизни
Я смог






- узнали - как умножать двузначное число на однозначное.
- рассказать - алгоритм умножения двузначного числа на однозначное,  добавить  его в копилку мудрости (повторяют ещё раз алгоритм)
- объяснить - где можно  применять  умножение двузначного числа на однозначное.

- коллективно, дружно создали алгоритм, на основе которого можно решать примеры на умножение двузначных чисел на однозначное число.






















Учащиеся заканчивают предложения, используя полученные знания на уроке.
Личностные:
адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
смыслообразование- сформированность мотивации к дальнейшему обучению; 
самоопределение -формирование ценностных ориентаций
(саморегуляция, стимулирование, достижение) и математической компетентности.
Познавательные:
использование индуктивного умозаключения,
рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.
Коммуникативные:
достижение общего решения в совместной деятельности.



Отсканировано 2115