Архитектурные стили Санкт — Петербурга


АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ СПБ НАЗВАНИЕ ГОДЫ ЧЕРТЫ ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ЗДАНИЯ И АНСАМБЛИ РАННЕЕ БАРОККО 1703 – 1740-е годы. Протестантский (голандско – немецкий) вариант барокко Черты: переломный скат крыши, колонны заменены пилястрами и лопатками, мелкая расстекловка окон, двухцветная расколяровка (излюбленное сочетание белое с красным)Заподноевропейская форма храма – колокольня со шпилем пристроена к основному объемуГлавные архитекторы: Доменико Трезини, Никколо Микетти, Андреас Шлютер, Жан Батист Леблон, Михаил Земцов, Петр Еропкин ПЫШНОЕ БАРОККО 1740-е – 1750-е годы. Русская вариация на тему католического (южноевропейского) барокко Черты: огромных размеров здания, пучки колонн, в декоре интерьеров – зеркала, резьба и позолота.Церквям возвращают традиционное пятиглавие.Главные архитекторы: Бартоломео Франческо Расстрели, Савва Чевакинский РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ 1760-е – 1770-е годы.Некая смесь барокко и классицизма, отсылающая к архитектуре Франции Людовика XIV.Черты: за основу взята переосмысленная в эпоху Возрождения античная архитектура. В декоре используются элементы рококо.Главные архитекторы: Жан Батист Валлен- Деламот, Юрий Фельтен, Антонио Ринальди СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ 1780-е – 1790-е годы. Русская реплика традиций Андреа Палладио (архитектор 16 века, заново продумавший архитектуру античности и адаптировавший ее для нового актуального строительства)Черты: Административные здания с центральным многоколонным портиком и треугольным фронтоном, круглыми башенками – ротондами. Дворцы – усадьбы с центральным корпусом и курдонером, образованным боковыми галереями.Ведущие архитекторы: этот стиль принес Чарльз Камерон, но, главный палладианец – Джакомо Кваренги. Кроме них – Иван Старов, Николай Львов ПАВЛОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 1769 – 1801 годы.Романтический вариант классицизма с элементами стилизации Средневековья и готики. Связан с увлечением Павла I временами крестовых походов.Главные архитекторы: Винченцо Бренна, поздний период Чарльза Камерона и Юрия Фельтена АМПИР 1801 – 1830-е годы.Позаимствован у наполеоновской Франции. Наследует архитектурные приемы императорского Рима, использует мотивы архаической Греции и Древнего Египта. Воплощает мощь Российской империи «золотой пушкинской поры».Черты: массивные портики, военная эмблематика в декоре, стилизованный египетский орнамент (сфинксы). Архитекторы ампира мыслят не зданием, а едиными ансамблями. Основополагающий стиль центра Петербурга.Главные архитекторы: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Жан Франсуа Тома де Томон, Карло Росси, Василий Стасов. РАННЯЯ ЭКЛЕКТИКА (ИСТОРИЗМ) 1820-е – 1850-е годы. Стиль возник как реакция на казарменное однообразие позднего ампира.Имел множество направлений: неовизантийский стиль и неоренессанс - Константин Тон, неоготика – Александр Брюллов и Адам Менелас, необарокко – Андрей Штакеншнейдер, помпейский стиль – Гаральд Боссе. ПОЗДНЯЯ ЭКЛЕКТИКА 1850-е – 1890-е годы. Преобладающий стиль в «зафонтанной» (расположенной на правом берегу реки Фонтанки ) части исторического центра.Черты: в большенстве «штукатурная» архитектура, лицевые дома доходных домов изукрашены разнообразнейшей лепкой – от древнерусских «полотенец» до замковых камней с мордами львов, держащих в пасти кольца, Целеком в этом стиле застроены улица Пушкинская и ул. Рубинштейна. Порой представляет собой коктейль всех стилей и направлений.Ведущие архитекторы: Павел Сюзор, Николай Бенуа, Александр Резанов МОДЕРН 1890-е – 1900-е годы.Архитектура эклектики сугубо авторская, индивидуальна как в выборе различных исторических стилей, так и вариантов их сочетания. Чаще всего модерн подражает природе.Черты: прихотливый план, живописный силуэт особняков, необычные приемы, причудливо извивающиеся линии декора окон и оград, использование различных отделочных материалов (камней)Ведущие архитекторы: Федор Лидваль, Василий Шауба, Алексей Бутырь, Александр фон Гоген, Василий Шене. РЕТРОСПЕКТЕВИЗМ 1910-е годы.Стиль преобладающий в застройке Петроградской стороны и района Песков.Черты: соединяет элементы модерна с архитектурными течениями всех времен и веков. Архитектурные фантазии на тему классицизма, петровского барокко, древнерусской архитектуры, мусульманского зодчества.Главные мастера: Федор Лидваль, Владимир Щуко, Иван Фомин, Андрей Белогруд. КОНСТРУКТИВИЗМ 1920-е – 1930-е годы.Русский ответ на немецкий Bauhaus, архитектурная ветвь кубизма.Главная задача архитектора – выявить конструкцию объекта.В Ленинграде стиль прививался сложнее чем в Москве и получился чрезмерно монументальным.Главные архитекторы: Лев Руднев, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Евгений Левинсон. СТАЛИНСКИЙ АМПИР 1930-е – 1950-е годы.Архитектура стиля ампир переосмысленная с новой символикой Черты: множество колонн, монументальность форм, украшение скульптурой мощных тружеников и тружениц, символика СССР, живописные и мозаичные панно – все прославляет достижения советского народа. Цвет фасада чаще всего серый.Основные магистрали Московский проспект и проспект Стачек Архитекторы: Ной Троцкий, Валентин Каменский, Евгений Левинсон. СТИЛЬ ХРУЩЕВСКОЙ И БРЕЖНЕВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 1955 – 1985 годы.После хрущевского постановление «о борьбе с архитектурными излишествами» вступают в силу конструкторские бюро, просчитывающие «типовые» здания ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭКЛЕКТИКА С 1990-х годов ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕСобрать материал самостоятельно используя Интернет ресурсы и др. дополнительные источники информацииЗанести краткую информацию в таблицу.Для получения дополнительной отметки (выбор варианта):Подготовить презентацию по зданиям постсоветского периодаПодготовить презентацию об одном из архитекторов и его проектах