Конспект урока по позн. мира Богатство аула (технология Step by step) 4 кл


Средняя общеобразовательная школа № 30
Конспект урока по познанию мира
«Богатство аула»
Учитель нач. клИсимова А.К.

Тема урока: «Богатство аула»
Цели и задачи:
уметь самостоятельно анализировать полученную информацию об ауле, обобщать и делать выводы; объективно оценивать уровень собственных знаний. Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости к природному богатству своей страны;
Ход урока:
«Все земли хороши, а своя – всех лучше» Казахская пословица.
1.Орг. момент
Если за весь день человек не узнал ничего нового, то день для него прошел зря.
Я желаю, что бы ближайшие 45 минут прошли для вас не зря, и вы получили новые знания и открытия.
2. Актуализация знаний
- Прочитайте эпиграф к теме урока. Как вы понимаете это предложение? Что вы называете своей землей?
- Посмотрите на карту Казахстана. Что можно назвать краем, где мы растём?
- Да, это – наш Казахстан, наша Павлодарская область, наш город. Здесь мы родились, здесь ходили в детский садик, а сейчас мы здесь учимся.
3. Проверка дом. задания
Дети читают сочинение, что было задано на дом.
Ребята, вы прослушали несколько сочинений. Кто - то пишет про страну, кто то про город. А вообще это правильно или нет?
4. Сообщение темы и целей урока
- В народе говорят малая и большая Родина. Ребята, а как вы понимаете эти выражения? Что для вас значат малая и большая Родина?
- Большая Родина – это страна, в которой вы родились.
- Малая Родина человека - это то место, где он родился. Для одних это город, для других это село, а для кого - то это аул.
-Кто из вас знает, что является для вас малой родиной? (опрос)
- Ребята, посмотрите видео ролик и скажите, о чем будет тема нашего урока?
(Просмотр ролика об ауле)
- О какой родине идёт речь? Это малая или большая Родина?
- Какие слова о родном крае прозвучали?
4. Первичная обработка информации.
- Что вы можете сказать о своем родном крае? Конечно, каждый человек любит свое родное место.
Цветы лишь на своей поляне – цветы, человек лишь на Родине – человек, - говорится в казахской пословице.
- Какие чувства выражает эта пословица?
- Что вы можете сделать, чтобы приумножить красоту, силу и богатство своего родного края?
- Вот и на уроке мы сегодня раскроем все богатство аула, поработав в центрах.
(Разъяснение формы работы на уроке)
- В каждом центре есть здание, которое вы должны будете выполнить, где то вы будете работать самостоятельно, где то в парах, а где то в группе. У каждого из вас есть маршрутный лист, который нужно будет заполнять по мере выполнения задания в центре. На каждый центр дается 5 минут, начинать работу и заканчивать работу нужно строго по звонку колокольчика. Итак, я желаю вам всем счастливого пути!
5. Работа в группах по центрам.
Центр «Познание мира»
Заполни кластер.
Каждая группа выбирает конверт и выполняет здание в конверте
1. Растениеводство (красный) (Приложение 1)
2.Животноводство (желтый) (Приложение 2)
3.Труд людей в ауле, на селе (белый) (Приложение 3)
4. Край великих людей (голубой) (Приложение 4)
Центр «Математика»
Реши задачу.
Один гусь дает 600 грамм пуха, а утка пуха в 2 раза меньше. Сколько пуха можно взять со стаи, в которой 25 гусей и 18 уток?
Центр «Русский язык»
1 УРОВЕНЬ
Продолжить  ряд однородных членов.
Корова, … , … - домашние животные.
Овес, … , … - зерновые растения.
2 УРОВЕНЬ
 Из пары предложений составить и записать одно предложение с однородными членами.
Собака лаяла тревожно. Собака выла тоскливо.
3 УРОВЕНЬ
Перепиши. Расставьте знаки препинания.
Корова подняла голову замычала и продолжила пастись на лугу.
Молоко мясо
Домашняя птица дает мясо пух перо яйцо.
Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.
Утята перебегают с камня на камень прыгают в воду ныряют выскакивают на берег.
Центр «ИЗО»
Нарисуй аул, в котором ты хотел бы жить.
6. Подведение итогов
Давайте обратим внимание на кластер который у нас получился. Что вы можете сказать глядя на наш кластер. Мы доказали что аул богат? А в чем именно заключается его богатство?
А теперь проверим тест и подведем итоги, что вы поняли по новой теме.
Тест.
Моя малая Родина – это
А) место, где я родился Б) место, где я буду жить В) место, куда хочу поехать Г) ничто
Найди синоним к слову аул
А) деревня Б) город В) пригород Г) столица
К зерновым культурам не относится
А) пшеница Б) овес В) рожь Г) хлопок
Какой отрасли не существует
А) коневодство Б) овцеводство В) зеброводство Г) собаководство
Сколько пуха дает 1 гусь
А) 600 грамм Б) 60 грамм В) 1 килограмм Г) 1200 грамм
7. Выдели сельскохозяйственный транспорт
А) комбайн Б) трамвай В) мотоцикл Г) ничто
8. Напиши синквейн по теме урока
Одно существительное, выражающее главную тему ___________________________________
Два прилагательных, выражающих главную мысль. ___________________________________
Три глагола, описывающие действия в рамках темы. ___________________________________
Фраза, несущая определенный смысл. _______________________________________________
Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Взаимопроверка по ключу.
6. Рефлексия.
Что вам понравилось? С каким заданием было сложно справиться? С какими легко? С каким настроением прошел урока? А теперь подпишите стикеры, и покажите с каким багажом знании вы заканчиваете урок и на какой ступени лестницы успеха вы себя чувствуете?
10. Домашнее задание.
- Соберите сведения о животных, растениях нашего края. Какие из них занесены в Красную книгу? Как сохранить природные богатства аула?
«Познание мира»
Тема урока: «Богатство аула»
Маршрутный лист
Ф.И. ученика______________________________________________________________________
Центр «ПОЗНАНИЕ МИРА»
Прочитай. Заполни кластер. Вклей соответствующие картинки.
Оцени себя _______________________________________________________________________
Центр «МАТЕМАТИКА»
Реши задачу.
Один гусь дает 600 грамм пуха, а утка пуха в 2 раза меньше. Сколько пуха можно взять со стаи, в которой 25 гусей и 18 уток?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оцени себя________________________________________________________________________
Центр «Русский язык»
1 уровень
Продолжить  ряд однородных членов.
Корова, , , , - домашние животные.
___________________________________________________________________________________
Овес, , , , - зерновые растения
 2 уровень
Из пары предложений составить и записать одно предложение с однородными членами.
Собака лаяла тревожно. Собака выла тоскливо.
___________________________________________________________________________________
Оцени себя __________________________________________________________________________
3 уровень
Перепиши. Расставьте знаки препинания.
Корова подняла голову замычала и продолжила пастись на лугу.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашняя птица дает мясо пух перо яйцо.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Собачка легла на спину подняла лапки стала махать хвостиком.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утята перебегают с камня на камень прыгают в воду ныряют выскакивают на берег.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Центр «ИЗО»
Нарисуй аул, в котором ты хотел бы жить
Тест
Моя малая Родина – это
А) место, где я родился Б) место, где я буду жить В) место, куда хочу поехать Г) ничто
Найди синоним к слову аул
А) деревня Б) город В) пригород Г) столица
К зерновым культурам не относится
А) пшеница Б) овес В) рожь Г) хлопок
Какой отрасли не существует
А) коневодство Б) овцеводство В) зеброводство Г) собаководство
Сколько пуха дает 1 гусь
А) 600 грамм Б) 60 грамм В) 1 килограмм Г) 1200 грамм
7. Выдели сельскохозяйственный транспорт
А) комбайн Б) трамвай В) мотоцикл Г) ничто
8. Напиши синквейн по теме урока
Одно существительное, выражающее главную тему ___________________________________
Два прилагательных, выражающих главную мысль. ___________________________________
Три глагола, описывающие действия в рамках темы. ___________________________________
Фраза, несущая определенный смысл. _______________________________________________
Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). ___________________
Приложение 1
Растениеводство
Прочитай.
Запиши в кластер основные отрасли растениеводства.
Под соответствующей отраслью вклей рисунок.
Ведущей отраслью земледелия, основой всего сельскохозяйственного мирового производства и международной торговли является выращивание зерновых культур
Основные отрасли растениеводства:
зерновое хозяйство;
картофелеводство;
овощеводство и бахчеводство;
садоводство и виноградарство;
непродовольственные растения
Зерновое хозяйство
Важнейшей отраслью растениеводства является зерновое хозяйство — выращивание зерновых культур. Именно они обеспечивают основу питания людей, а также значительную часть кормового рациона сельскохозяйственных животных. Из зерновых культур выделяются:
пшеница; рожь; ячмень; овес; кукуруза; просо; гречиха; рис;
Картофелеводство (клубнеплоды)
Самой распространенной культурой является картофель, произошедший из Южной Америки, но теперь это в основном культура умеренного пояса северного полушария. Мировыми производителями картофеля являются Россия, Польша, Китай, США, Индия, ФРГ.
Огромную роль в рационе людей играют сахароносные культуры — сахарная свекла и сахарный тростник, дающие сейчас соответственно 60 % и 40 % мирового производства сахара (12 млн. т).
Овощеводство
Плодовые и овощные культуры занимают видное место в хозяйстве многих стран, их угодья составляют наряду с пашней одно из главных угодий. По мере роста роли овощей и фруктов в питании (особенно в развитых странах) растет их производство и импорт.
Непродовольственные растения.
Из непродовольственных культур наибольшее значение в мире имеют волокнистые культуры и каучук.
Главной волокнистой культурой является хлопчатник, лен и джут.
Приложение 2
Животноводство
Прочитай.
Запиши в кластер основные отрасли животноводства.
Под соответствующей отраслью вклей рисунок.
Животноводство — наиболее древний промысел человечества. Появлению животноводства предшествовал процесс одомашнивания определённых видов диких зверей, которые могли жить рядом с человеком, принося при этом ему определённую пользу — как источник пищи (мясо, молоко, птичьи яйца), источник сырья для изготовления одежды или строительства хижин, как рабочие (например, тянущие плуг) или ездовые животные, как животные для охраны имущества (собака, кошка).Земледелие, животноводство позволяло обеспечивать пропитание, и сокращало затраты времени на поиски пищи.
Пригодными для одомашнивания и получения животноводческих продуктов оказались коровы, козы, овцы, свиньи, верблюды, олени и некоторые другие животные.
Животноводство разделяют на следующие отрасли.
ВерблюдоводствоЗвероводствоКозоводствоКоневодствоКролиководствоОвцеводствоОленеводствоОсловодствоПтицеводствоПчеловодствоРыбоводствоСвиноводствоСкотоводство 
СобаководствоПриложение 3
Труд людей в ауле, на селе
Прочитай. Отгадай загадки.
Вклей в кластер сельскохозяйственный транспорт.
Запиши пословицы и поговорки о труде человека.
Отгадав загадки, назовите помощников людей в полевых работах, вклей их в кластер.
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко,Возит грузы все с полейТы знаком, конечно, с ней.
(Машина, грузовик).
Конь стальной по полю ходит,Лихо борозду выводит,Сена никогда не просит.Пашет, сеет, даже косит.
(Комбайн).
Овсом не кормят,Кнутом не гонят,А как пашет - Семь плугов тащит.
(Трактор).
Приложение 4
Край великих людей
Вклей в кластер фотографии великих людей, родившихся в ауле.
-67310-317500 Алия Молдагулова
25 октября 1925 года 
Родилась в ауле  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%BA_(%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%8E%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)" Булак (в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%B1%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" Хобдинском районе Актюбинской области, Казахстан). Ещё ребёнком она потеряла родителей. С восьми лет Алия жила в Алма-Ате в семье дяди. В детстве отличалась от своих сверстниц упрямым и твёрдым характером.
54698902603500Джамбул Джабаев1846 – 1945  казахский советский поэт- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%8B%D0%BD" \o "Акын" акын, лауреат Сталинской премии второй степени
По семейному преданию, мать Джамбула, Улдан, родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Джамбула) спасался от набегов. Джамбул Джабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев.
Нургиса Атабаевич Тлендиев 
(1925-1998)
– знаменитый казахский композитор, дирижер, домбрист родился и вырос в ауле Шиликимер Илийского района Алматинской области. Был главным дирижером Казахского театра оперы и балета имени Абая. Казахского государственного Академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы  и организованного им самим оркестра народных иснтрументов «Отырар сазы».lefttop00
889007810500
Абай Кунанбаев- великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак.
5469890-762000
Роза Рымбаева – народная артистка. Родилась на станции Жангизтобе в Семипалатинской области в семье железнодорожника.
107951778000
Нурсулта́н Аби́шевич Назарба́ев 6 июля 1940, с. Чемолган,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" Каскеленский район,Алма-Атинская область) —казахстанский государственный и политический деятель; первый и единственный президент Казахской ССР (1990—1991). Султанмахму́т Торайгы́ров 
29 октября 1893,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BB" \o "Баянаул" Баянаул,  аул Шокпыт, Павлодарская область — казахский поэт-демократ.
1333515684500В конце 1912 года Торайгыров приехал в Троицк, поступил в духовную мусульманскую школу Расулия: изучал науки, овладевал русским языком — читалЛермонтова, Пушкина, Крылова. В июле 1913 года оставил учёбу из-за болезни и уехал обучать детей в ауле. С 1913 года работал секретарём в редакции первого казахского журнала « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BF" \o "Айкап" Айкап», там же были опубликованы его первые очерки. Произведения Торайгырова отдельными книгами изданы уже в советское время.
righttop00Музафар Алимбаев 
род. 19 октября 1923, Маралды, ныне  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Щербактинский район" Щербактинский район, Павлодарская область — казахский поэт, детский писатель, переводчик. Лауреат Государственной премии Казахской ССР. Народный писатель Казахстана.
Сокпакбаев Бердибек Ыдырысович 
15 октября 1924, село  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%B5_(%D0%90%D0%BB%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)" \o "Костобе (Алматинская область)" Костобе,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Нарынкольский район" Нарынкольский район, Алма-Атинская область, — писатель Казахстана, детский писатель, автор многочисленных произведений. Любовь к знаниям привил мальчику его старший брат Сатылган. Мальчику пришлось много испытать и пережить: и тяжелый труд, и голод. Тем не менее, он рос очень любознательным и способным ребёнком.
857255524500
530098091440Мухтар Ауэзов родился 16 (28 сентября) 1897 года в урочище Шынгыстау Семипалатинской области.
Советский казахский писатель, драматург и учёный. Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии первой степени (1949).