Акции программы Step by step и формы работы с детьми и родителями

«Акции программы "Step by Step" и формы работы с детьми и родителями»

Павлюченко И.А.
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №26 г. Павлодара»
начальный класс

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица.

В основе программы "Step by Step" лежит твердая приверженность демократическим принципам. Программа призвана воспитывать детей так, чтобы они становились активными гражданами, уважающими ценности демократического общества. Педагоги учат детей делать собственный выбор и принимать на себя личную ответственность за такой выбор. В группах, организованных по демократическому принципу, детей побуждают к составлению и выражению их собственного мнения. Программа "Step by Step" ставит во главу угла взаимное уважение, ответственность со стороны, как взрослых, так и детей, честность, внимание и усердие. Взрослые сознательно моделируют эти качества в своем общении с детьми. А эти качества лежат в основе воспитания характера в рамках программы "Step by Step". Авторы программы "Step by Step" считают, что главной задачей является создание новой модели воспитания, в которой дети знали бы о существовании взаимосвязей в окружающем их мире. При создании этого документа использованы работы многих ученых: ведущих специалистов в области психологии познания, исследователей развития мозга, социологов и педагогов. При создании этой программы авторы ставили себе целью слить воедино лучшее, что есть в европейской и американской философии образования, и разработать практику преподавания, которая уважала бы в каждом отдельном ребенке творческого мыслителя.
Программа "Step by Step" основана на убеждении в том, что дети развиваются лучше всего, когда они внутренне вовлечены в процесс обучения. Тщательно продуманная обучающая среда способствует тому, что дети исследуют мир, проявляют инициативу и творческие способности. Педагоги создают обучающую среду и предоставляют детям материалы для учебы. Обучение происходит как результат взаимодействия между мыслительными процессами и опытом ребенка с различными материалами, идеями и людьми.
На современном этапе воспитанию уделяется такое же значение, как и обучению, меняется смысл учебной деятельности. Целью образования названо развитие личности: усвоение знаний воспринимается теперь не как цель, а как ведущее средство развития личности. Активизация учащихся благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения задания, дифференциация содержания образования – все эти направления перестройки процесса усвоения знаний становятся и средствами развития личности.
Свобода осуществления осознанного выбора, затрагивающего их повседневную жизнь и будущее, способствует повышению самоуважения у детей посредством воспитания у них чувства компетентности и независимости.
Сегодня существует очень много инновационных технологий, которые являются средством обучения демократии. Одно из таких инновационных технологий является программа (технология) «Step by step». Миссия программы – поддерживать и развивать процессы гуманизации и демократизации в образовании посредством использования оригинальной методики, не имеющей аналогов в мире.

Цель программы «Step by step»

Развивать детей, которые будут учиться всю жизнь.
Создать обучающую среду, основанную на взаимном уважении и демократических принципах.
Обеспечить непрерывность обучения и связь обучения с практикой.
Гарантировать то, что все учащиеся приобретают академические художественные, эстетические и практические навыки, чтобы успешно участвовать в демократическом обществе.

Для достижения этих целей, важно воспитать в детях следующие умения:

умение внимательно слушать, сконцентрироваться, активно слушать, с желанием.
важно научить детей передавать свою информацию: умение формулировать свою мысль, чтобы его поняли.
чтобы дети стали хорошими организаторами: умели принимать решения, брать на себя ответственность.
умение воспринимать других детей, как своих партнеров, умение слушать своего товарища.
умение заботиться друг о друге, дети должны быть друзьями.

Учитель должен создать среду, чтобы развить все эти умения в детях. Создать атмосферу, чтобы ребенок активно, легко участвовал в общей деятельности.
В работе очень важно знать, чего мы хотим, представить себе конечный результат. Учитель должен знать, чего он хочет от детей в итоге.
Очень важна манера общения, доброта, атмосфера доверия. Ученик должен знать, что учитель верит в него, что он может достигнуть необходимого результата. При достижении результата важно, чтобы дети думали, мыслили. Соединить процесс мысли с деятельностью, связать со своим опытом, умение решать свои проблемы – эти важные качества воспитываются в программе «Step by step».

Принципы программы «Step by step»

Ученик в центре обучения, он сам выбирает по интересам, чем заниматься.
Учитель-учебник, учитель лучше знает, чему и как научить ребенка.
Дети вместе с учителем составляют инструкцию, и когда что-нибудь не понятно, ученик обращается к инструкции, а не к учителю.
Интересы учителя и ученика должны совпадать.
У ребенка должна быть вера в себя, что он может этому научиться.

Организация класса

Класс не для учителя, а для ребёнка. Ребёнку должно быть комфортно, он должен чувствовать, что это его рабочее место. Надо создать среду, в которой ребёнок может думать, работать, развиваться. Лучше всего в центрах, в них он сам будет познавать что-то. Например: центр чтения – в нём будут собраны книги; в центре письма – карандаши, бумага, словари; в центре искусства – бумага, краски, цветные карандаши; в центре математики – наборы счётного материала, справочники; в центре науки – энциклопедии, пробирки, гербарии.
В классе нужно повесить правила поведения, которые вырабатывают сами дети:

Коленка к коленке
У нас говорят тихо
Когда один говорит, остальные слушают
Правило трёх
Не перебивать

Работа в группе (5 человек)

Организатор (спикер)
Секретарь (записывает идеи)
Менеджер (обеспечивает материалами)
Секундант (следит за временем, за порядком, за обсуждением)
Репортёр (даёт сообщение от группы)

Акции «Step by step»

Семейная газета
Червячок участия
Декорация двери
Книжный червь
Мудрый ежик
Книга в подарок
Посылка
Пуговица
Ням-ням
Наряди елочку
Гора успехов
Собираем урожай

Игра «Бинго»

Интерактивные формы работы с родителями
Айсберг (растопи лед)
Резюме стола
Семейная газета
Червячок участия и доброты
Пуговица
Проекты
Письмо ребенку
Диспут
Звездный час
Деловая игра
Синквейн (пятистишие)
Мешок талантов

Как проявить уважение к ребенку

Всегда называйте ребенка по имени
При любой возможности обращайтесь к ребенку персонально, избегайте говорить с группой в целом
Разговаривая с ребенком, старайтесь оказаться на его уровне, не разговаривайте «сверху вниз»
Выслушивайте, что говорит ребенок, и реагируйте на его слова
Если вы обещаете детям что-то для них сделать – обязательно сделайте это
Давайте достойную оценку работе ребенка
Дайте детям возможность поделиться своей работой и своими интересами с другими
Используйте высказываемые детьми идеи и предложения и выражайте им признательность за их помощь

Кодекс для родителей о воспитании доброты в детях

Доброта начинается с любви к природе и людям
Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему
Давайте делать хорошие поступки. Дети учатся доброте у нас.
Надо доставлять ребенку радость общения с нами
Научимся владеть собой

Заповеди разумного воспитания

Никогда не воспитывайте в плохом настроении
Ясно определите, что вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он думает по этому поводу
Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг
Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же
Давайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, не смотря на его оплошность
Воспитатель должен быть добрым, но твердым

Методы, приемы, игры

Вокзал и вагоны
Два круга
Цветограмма настроения
Аукцион планов
Диаграмма Венн
Графический дизайн
Закодируем фигуру
Разрезанная фраза
Игра «Вертушка по станциям»
Игра «Звездный час»
Озвучивание картины, иллюстрации, диафильма
Сочинение историй – сценок костюмам





Литература:
1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]2.Нусупбекова М.М. «Программа "Step by step" u ее вклад в обновление содержания образования Республики Казахстан»
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ru/main/publications/ Step By Step Kazakhstan «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»