Профориентация в начальной школе


Профориентация в начальной школе.

Вопрос какую профессию выбрать, стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас, в современном мире, она наиболее актуальна. Актуальность этого вопроса напрямую связана с происходящим в нашем обществе изменениями. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования существуют цели перехода к профильному обучению, среди которых выделяется создание условий для успешной дифференциации содержание обучения старшеклассников с широкими и глубокими возможностями, построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Существует огромный выбор программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов Для достижения этих целей помимо профильных общеобразовательных предметов в нашей школе вводятся и элективные курсы по выбору учащихся, обязательные для посещения. Они являются также важной составляющей предпрофильной подготовки. Но и в этом случае подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются частично. И поэтому необходимо ввести профориентационную работу уже и в начальной школе. Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно определиться с выбором профессии во взрослой жизни, его необходимо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые его окружают, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Профессии, о которых ребенок узнает одними из первых, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в своей повседневной жизни: воспитатель, врач, учитель, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса, шахтер. Ребенок ежедневно и неосознанно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе . Мамы и папы обычно не очень охотно рассказывают детям о своей работе и лишь в общих чертах, не давая ребенку лишней информации. Зачастую, играя в «работу», ребенок считает монеты, ставит на стол чайник, напевает песенку, имитирует разговор по телефону, не понимая, в чем суть этой самой «работы». Внешняя сторона деятельности взрослых надолго остается для детей более существенной, чем ее смысл.
В детском словаре ребёнка первоначальное представление о всех профессиях заключается в слове «работа». Работать, это значит чем-то заниматься. Работать нужно для того, чтобы была возможность купить одежду, продукты, лекарства., то есть всё необходимое для жизни.
И начинать в младшем школьном возрасте нужно с самого простого, то есть знакомить детей с разными видами профессий; необходимо говорить о том, что не так то просто и легко будет в будущем выбрать профессию для себя. Поэтому нужно с детства наблюдать за трудом взрослых как сомостоятельно, так и с помощью учителя, это совершать различного рода экскурсии(очные и заочные).

Одной из проблема в начальной школе является то,, что на уроках ,знакомство с профессиями в рамках школьной программы занимают мизерную часть. Поэтому одной из главных задач учителя начальных классов состоит в том, чтобы познакомить учащихся с различными профессиями во внеурочной деятельности и внеклассной работе, через которые будет происходить знакомство обущающихся с разнообразием мира профессий, формирование конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах различных профессий ,развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
Профориентационная работа в первом классе может строиться на формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения труда в жизни человека и непосредственного участия детей в трудовой деятельности.
Во втором классе пойдёт продолжение знакомства школьников с трудом окружающих людей, углублении их представления о разных профессиях
Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
В третьем и четвёртом классах проявляется активность и инициатива в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы, продолжается воспитание любви к труду, уважение к людям труда. Расширение и углубление представления о различных профессиях.
Ученик начальной школы, владеющий информацией о мире профессий, уже будет заинтересован в развитии своих способностей, т.к. на таких занятиях он имеет возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую информацию .