Профориентация в начальной школе в классе ОВЗ


-112572-82137
0
Усачёва
Лариса Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 177 г.Новосибирска первой квалификационной категории
В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, интересных историй, занимательных случаев и впечатлений взрослого. На этой стадии создается определенная эмоционально-наглядная основа, на которой осуществляется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на этой основе, школьник мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Я работаю в классе с детьми ОВЗ. Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация.
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
За время работы с этими детьми стараюсь все учебные предметы  использовать как возможность формирования у своих воспитанников интереса к труду взрослых. В структуру уроков включаю профориентационные игровые процедуры, которые позволяют мне разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок природоведения (краеведение)). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).  Разрабатывая различные такие игры о профессиях, я опираюсь на личные наблюдения детей:
Кто по профессии твои родители? Расскажи.
Разыграйте сценку «Я - врач, учитель, рабочий….».
В своей работе я делаю большой акцент на то, чтобы вовлекать детей и родителей в совместную деятельность. Привлекать к участию в различных проектах, конкурсах, викторинах разного характера. При этом участие в данных мероприятиях проходят сначала в обсуждениях. Мы совместно решаем исходя из возможностей здоровья детей, на каком уровне и как можем показать свои умения. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения и воспитания, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.
67945215265
00
3353642215782
00