Презентация урока-диспута по литературе на тему: Кто виноват в смерти Оли Мещерской? (по рассказу И.А. Бунина Легкое дыхание)


Урок – диспут в 10 классе по теме «Кто виноват в гибели Оли Мещерской?» (по рассказу И.А. Бунина «Легкое дыхание»)Р.А. Мусханова, учитель русского языка и литературы Лесной среднейШколы Сандыктауского района Акмолинской области. Цели к уроку – диспуту ставились следующие:Подвести ребят к высказыванию собственной точки зрения по проблемным вопросам рассказа, сравнить ее с позицией автора, определить главную мысль рассказа;Развивать навыки устного высказывания оценочного типа, развивать культуру речи учащихся;Воспитывать у учащихся стремление понимать и уважать, любить неувядающие человеческие ценности: искренность, честность, отзывчивость, чуткость. Задачи для учащихся на уроке:определить вопросы для обсуждения, открыто высказать свою точку зрения. Ход урока.Организационный момент. Сообщение цели и задач урока.Учитель: Я очень рада, ребята, что вы с полной отдачей сил потрудились над своей работой, отзывом о рассказе И.А. Бунина «Легкое дыхание». В ваших сочинениях я нашла разные точки зрения по проблемным вопросам рассказа, один из которых самый острый, самый главный. Это вопрос «Кто виноват в гибели гимназистки Оли Мещерской?» Я бы очень хотела, чтобы мы сегодня поспорили поэтому вопросу и, чтобы вы в ходе этого спора защитили свою точку зрения, которую вы высказали в своих письменных работах. Итак, какой первую тему определили мы для диспута? Темы учащихся для диспута:«Понравилось ли нам поведение Оли, соответствовало ли оно поведению старшеклассницы?»(Справедливо ли ее вызвала начальница? Я и когда сочинение писала, не поняла, что начальнице гимназии не понравилось в Оле?)«Стоило ли Оле рассказывать начальнице, что с ней произошло?»(Бунин подчеркивает, что Олю застрелил офицер неказистый и некрасивый, плебейского вида, разве это так важно?)(Лучше спросить, почему Малютин вел себя так с молоденькой гимназисткой? Ведь ему 56 лет, а ей 15…)«Почему она повела себя так легкомысленно? И зачем дала Малютину прочитать свой дневник?» Темы учителя для диспута:«Почему свою последнюю зиму гимназистка Оля Мещерская «Совсем сошла с ума от веселья»?» «Как вы оцениваете ее поведение как старшеклассницы?»«Справедливо ли ее вызвала к себе начальница, за что?»«Почему Бунин подчеркивает, что Олю застрелил офицер «неказистый», «некрасивый», «плебейского вида», «не имевший ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля»?»«Какова ваша оценка любви Малютина? Не следует ли в данном случае слово любовь взять в кавычки?»«…я никогда не думала, что я такая!» Какая же? Оцените поступок Оли.«…я не могу пережить этого…» Развязка предрешена?«Виновата ли классная дама в том, что случилось с Олей?» Докажите свою точку зрения.Кто же виноват в гибели Оли?Какова позиция Бунина? Почему рассказ называется «Легкое дыхание»? Согласны ли вы с голосом автора? Работа по теме урока. Диспут.По первым двум вопросам высказались учащиеся. Точки зрения были такие:Оля была очень красивой девочкой, все мальчики в гимназии обращали на нее внимание, любовались ею, и она от этого была счастлива. Почему бы ей не пошалить? Ну и что, что старшеклассница?!Все – таки Оля должна была помнить, что она своим поведением раздражает старших!Ну а какое же у нее уж страшное поведение было?! Нельзя бегать по школе с малышами? За это «на ковер» вызывать? Выводы: В конце спора учащиеся пришли к выводу, что начальница гимназии совсем не имела никакого педагогического такта, что она не понимала подростков и не старалась понять, что переполненная счастьем Оля вела себя естественно, соответственно своей юности и преступления в ее поведении нет. Ребята говорили также, что начальница завидовала юности своей ученицы, ее счастью, что она мелочная, эгоистичная, что она зануда, а не педагог.Самые горячие споры разгорелись по 3,4,5 вопросам. Мнения были такие:Это случилось от того, что Малютин – подлец!Не такой уж он и подлец! Он, в первую очередь, мужчина, а Мещерская его спровоцировала!Пусть спровоцировала, а он о чем думал?! Ему 56 лет! Он уже все прошел, а для Оли все эти ощущения – жажда все познать, жажда жизни…Интересно, что как обычно у подростков, девочки обвиняли героя, а мальчики – героиню. Но «к общему знаменателю все – таки пришли». Оля рассказала тайну начальнице от обиды, от оскорбления, которая нанесла ей, отчитывая ее; Бунин показал ничтожество офицера по сравнению с Олей; «любовь» Малютина, конечно, стоит взять в кавычки.Не менее интересно прошел диспут и по следующим вопросам, и в конце ребята сами пришли к выводу, кто и что погубили Олю, и почему рассказ называется «Легкое дыхание» с позицией Бунина согласились все. Заключение урока.Домашнее задание: ответить на проблемные вопросы (устно):1)девушкам: «Есть ли у вас легкое дыхание?»2)юношам: «Как вы поступили бы на месте Малютина, если бы вам неожиданно отказали в любви?»