Конспект внеклассного мероприятия Конкурс знатоков русского языка


Конкурс знатоков русского языка
- Дорогие ребята, уважаемые коллеги, гости! Сегодня мы проводим конкурс знатоков русского языка в рамках филологической недели.
Цели:
Обобщить сведения о разделах русского языка.
Показать умения (УД) учащихся в области русского языка.
Убедиться, что русский язык – интересный предмет.
Прививать любовь и интерес к русскому языку.
Развивать мышление, находчивость, смекалку.
Корректировать речь, память, орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся.
Оборудование: доска, компьютер, цветной мел, плакаты, карточки.
Ход мероприятия.
Учитель.
Для знатоков прозвучат вопросы и задания. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если знатоки затрудняются ответить на вопрос, поможет команда противника (если для классов – помогут зрители). За правильный ответ участникам вручается жетон. Активные участники будут поощрены.
Судить знатоков будет компетентное жюри: Ольга Владимировна, Елена Владимировна, Людмила Алексеевна.
Учитель.
Я желаю вам новых открытий, познаний и успеха!
Итак, вспомните какие разделы изучает русский язык? (фонетика, лексика, фразеология, словообразование и состав слова, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Учитель. Хорошо, молодцы. Начнем с фонетики.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья,
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже прочитать стихотворенье.
Сценка «Буква А» П.Матвиенко Басня.
Буква Ъ.Не чересчур ли ты добряк?
Автор.Так знаку мягкому промолвил твердый знак.
Буква Ъ.Слова и буквы ты всегда
Смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься.
Буква Ь.Ты тверд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
Буква А.Друзья! Ваш разговор – никчемные слова.
Автор.Услышав этот спор, сказала буква А.
Буква А.Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
1 тур
Учитель. Интересно, а вы знаете место Ъ и Ь знаков? Какова их роль в русском языке?
Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я только после приставок на согласные, н6апример, объехал, объявление, подъем, предъюбилейный.
Ь пишется перед буквами е, ё, ю, я, и не после приставок: пьеса, воробьи, семья. Чтобы указать на мягкость согласного, который стоит перед другим согласным, мы пишем Ь,например, пеньки, деньки (как на конце слов день, пень). Мягкость [л,]перед согласным всегда обозначается мягким знаком: вскользь, сельдь.
Учитель. Играем в фонетические прятки.
- Какие звуки прячутся в буквах?
1 команда. Е, Ё? [й,э, й,о]
2 команда Ю,Я? [й,у, й,а]
Учитель. Определите, в каких словах есть [й,], а в каких нет?
1 команда. Майский день, семья, Сёмка, люди, ура, белье.
2 команда. Съемка, веселье, Юра, ездить, мячик, моё.
Учитель. А сейчас займемся чтением. Читаем слова слева направо, и потом справа налево, учитывая качество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у нас получились?
1 команда. Сев, лей, лог.
2 команда. Толк, шёлк, рос.
Учитель. А не знаете ли вы слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево?
К доске по 1 человеку от команды.
Дед, Тит, Анна, шалаш, боб, тот,оно, око, шабаш, потоп, наган, радар.
Учитель. А сейчас порешаем лингвистические задачки. Например, надо решить пропорцию.
1 команда. [А : Я = Ю : ?]
Ответ: [Я : А = Ю : У]
2 команда.
Какими буквами мы обозначаем гласные звуки?
[ла] :[л,а] = [ло]: [?]
Ответ: [ла] :[л,а] =[ло] :[л,ё]
Учитель.Из названия каких двух букв можно приготовить еду?
Ка-ша, у-хаНазвания каких двух букв составляют эпоху?
Э-раУчитель. Устали? Давайте передохнем, «скоропоговорим», т.е. - ? (скороговорки) А жюри подведет в это время подведет итоги.
1.Сыворотка из под простокваши.
2.На дворе трава, на траве дрова.
3.В поле полет Фрося просо, сорняки выносят Фрося.
4.Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель.
Закончился 1 тур. Слово жюри.
Учитель. А зачем, по вашему мнению, нужны скороговорки? Они помогают отрабатывать четкую дикцию, правильное произношение звуков, слов…
Учитель. А что за раздел грамматики, изучающий произношение слов? Орфоэпия.
Посмотрим, как вы дружите с орфоэпией?
Решите, как правильно произносить слова, я даю их на карточках.
1 команда. Конечно, бог, гигантский, яичница, модель, свекла, шимпанзе, документ, каталог.
2 команда. Чтобы, стог, солнце, счастливо, ателье, красивее, манера, досуг, хозяева.
Учитель. А сейчас поговорим об ударении.
Ударение. Да-да, обо мне, ведь я – очень важное явление. Если я исчезну, могут произойти всякие недоразумения. Вот как однажды… Проходил КВН. Дошла очередь до капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики. Предложил им нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все смеялись, потому что рисунки получились разные: один капитан нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвоздики, а другой – часы с тонкими стрелками и цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось. Капитаны не растерялись. Объяснили все как надо.
А вы бы смогли это объяснить? (учащиеся объясняют)
Учитель. Записанные глаголы нужно прочитать так, чтобы в зависимости от ударения они имели разное значение.
1 команда.
Стоят, входите, выкупать, вычитать, выхожу, сбегать, засыпать.
2 команда.
Косит, парит, крою, пробегать, пахнуть, трусить.
Учитель. Что ж, хорошо, так держать, знатоки!
Отгадайте метаграмму (для этого замените в слове одну букву другой)
1 команда.
С Л я остров в океане,
СР растаю вмиг в стакане (Сахалин – сахарин)
2 команда.
С глухим шипящим я числительное.
Со звонким имя существительное (шесть – жесть)
1 команда
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и пианино и пальто (соль – моль)
2 команда
Со звуком [л,] – найдете под землей
(я как известно каменный и бурый)
А с [л] – я в комнате любой.
И в геометрической фигуре. (уголь – угол)
Запасные метаграммы.
С Ч летаю над волною,
С Л не дам волкам покою,
С М рубашка – безрукавка,
С З скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали. (чайка – лайка – майка – зайка – гайка)
С [п] - на дереве весною.
С [т] - писать кончаешь мною.
С [б] - я тара в магазине.
С [к] - в болотистой низине. (почка – точка – бочка – кочка)
Учитель. А сейчас отгадайте кроссворд.
1 команда
В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева, танца, части патрона, рыбы.
Л Ь Л Ь Л Ь Л Ь (пальма, полька, гильза, килька)
2 команда
В пустые клетки по горизонтали впишите слова, которые обозначают: садовый цветок, домашнее животное, группу животных, хищную рыбу.
(астра, баран, стадо, акула)
А А
А А А А А
Учитель. Найдите способ прочитать написанное.(Слайды)
Фраза составлена из букв разных алфавитов, надо выбрать русские буквы.
Учитель. А сейчас вопросы на смекалку. На какой вопрос нельзя ответить «Да» ?(Ты спишь?)
На какой вопрос нельзя ответить «Нет» (Ты слышишь?)
В каком глаголе сто отрицаний? (сто-нет)
В каком глаголе сто букв «ю»? (сто-ю)
В каком глаголе сто букв «й»? (сто-й)
Как написать в четырёх клетках «сухая трава»? (сено)
Какой город летает? (орел)
Какой город самый сладкий? (Изюм)
Учитель. Закончился 2 тур. Жюри подведет итоги. А мы послушаем песню.
(слово жюри)
Учитель. Третий тур начинаем с интересного задания. Хотя мы выявляем знатоков русского языка, в задании встретится математика.
Учитель. Вспомните пословицы и поговорки в которых встречаются числа (числительные).
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Ум хорошо, а два лучше.
У семи нянек дитя без глазу.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Семь бед – один ответ.
Учитель. Прочитайте стихотворение В.Хотомской, заменив числительные словами.
У про100го 100рожа –
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личный ваксой
Чистит 100 сапог.
Вместо двух непро100
Вычистить все 100.
Сразу 100лько обуви
Не носил никто!
У про100й 100ножки
100ит по100ять
И у той 100ножки
Опыт перенять.
Учитель. Вы еще знатоки математические!
Помогает нам сделать веселым урок, внеклассное занятие наша Мария Ивановна, наш незаменимый концертмейстер. И ей приятно услышать на конкурсе музыкальные вопросы. А еще приятнее, если вы правильно на них ответите.
Назовите слова, в состав которых входят названия нот. Кто больше назовет слов, тот победит. (Фа-соль, ми-ля, до-ля, до-м, до-л, ва-си-лек, за-до-р, Ми-ша)
Как измерить расстояние нотами? (ми-ля-ми)
Сухопутная миля – 1,609 км, морская миля – 1,853 км
Учитель. Как хорошо, что и в музыке вы сильны! Настоящие знатоки!
Учитель. В русском языке есть большой и интересный раздел «Морфология». Что изучает этот раздел?
(Части речи, их грамматические признаки и синтаксическую роль в предложении)
Посмотрим, каковы вы в морфологии.
Перед вами слова. Подумайте, какими частями речи могут быть эти слова:
1 команда.
Поцелуй (сущ., гл.)
Плач (сущ., гл.)
Мой (мест., гл.)
2 команда.
Три (гл., числ.)
Смело (гл.,кр.прил.)
Гоним (кр.прил., и гл. гоним)
Устно составить словосочетание, чтобы было понятно какая часть речи.
Учитель.
А сейчас вы превращаетесь в волшебников. Чувствуете, как прибывают в вас магические силы? Готовы? Превратите существительные в глаголы.
(к доске вызываются по 2 человека от каждой команды)
1 команда.
Плач, плющ, вес, стан, пар.
2 команда.
Удар, пример, быт, жар, полёт.
Учитель. Раздел «Синтаксис и пунктуация» очень важный в русском языке и, конечно, интересный.
Игра «Четвёртый лишний». Найдите «четвёртый лишний» среди сочетаний.
1 команда.
Веселые ребята, трудолюбивые дети, ребята трудятся, трудиться по-настоящему.
2 команда.
Доволен результатом, занят делом, после уроков, упорно учиться.
Учитель. Помните стихотворение С.Я.Маршака «Знаки препинания»?
У последней
Точке
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания… (заспорили кто важнее)
Конечно, не всегда надо принимать всерьез спор знаков препинания. Каждый знак важен по-своему и хорош на своем месте.
От постановки нужного знака препинания может зависеть жизнь человека.
1 команда.
Широко известен рассказ о малограмотном царе, который на прошении о помиловании осужденного на смертную казнь написал без знаков препинания: Казнить нельзя помиловать.В этом тексте запятую можно поставить двояко. Сохраните жизнь осужденному, поставьте правильно запятую.
2 команда.
Богатый торговец возвращался морем домой. На море разыгралась буря. Торговец стал молить Бога, чтобы буря утихла, говоря: «Еслиостанется корабль цел, дома поставлю памятник Статую золотую пику держащую.Это могло его разорить. Давайте не дадим разориться торговцу, поставим правильный знак.
Учитель. Согласны ли вы с тем. Как расставлены знаки препинания в предложениях?
1 команда.
Когда я вчера вечером шел с грохотом и шумом, мимо промчался поезд.
Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.
2 команда.
Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.
Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.
Настоящие знатоки! Здорово!
Учитель. А сейчас несколько вопросов-шуток.
Чем кончается лето и начинается осень?
Чем кончается день и начинается ночь?
Закончилась наша встреча. Жюри подведет итоги. А мы споем песн6ю о дружбе «Вместе весело шагать»
Слово жюри. Объявление итогов.
Поздравляем победителей!
И всем участникам за проявленную находчивость, смекалку – сладкий приз!

Список использованной литературы
1.А.К.Аксенова.Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.
2. Р.Д.Бабенкова.Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом.
3. Е.П.Преображенская. Кружок русского языка в школе. М., Просвещение, 1966 г.
4. Н.Н.Ушаков. Кружковая работа по русскому языку. М., Просвещение, 1979 г.
5. Б.Т.Панов. Внеклассная работа по русскому языку. М., Просвещение, 1980 г.
6. Русский язык в школе. Журнал №4, 1995 г., стр.51-54.
7.Русский язык в школе. Журнал №5, 1995 г., стр.49-51-79.