Обнакновенный великан. Творчество В. Маяковского


«Обнакновенный великан»Творчество В.В.МаяковскогоАвтор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика Маяковский «окрасил» собой целую эпоху. ГиперболаГипербола в стихах Маяковского не только основной троп, но и способ построения образа лирического героя. Он – «обнакновенный великан», по выражению М.Цветаевой, Гулливер в стране лилипутов. Поэт - ораторМаяковский – первый русский поэт-оратор. Мотив крика – ведущий. Его митинговый стих рассчитан на резонанс площади (как стих Г.Р.Державина был построен на резонанс дворцовой залы)Ораторская интонация оды проявляется даже в самых личных стихах. По Маяковскому, поэт – это агитатор, горлан-главарь, который «должен кастетом кроиться миру в черепе», он должен бороться за переустройство мираСтих должен обладать взрывной, действенной силойПоэт не сообщает, рассказывает, а убеждает, доказывает. Его естественное поприще – трибуна, эстрада, площадь. Формула крикаВ поисках формулы крика Маяковский ломает привычную ритмическую структуру стиха.Специфика речи лирического героя – сочетание публицистичности и фамильярности. Новаторские черты1) изменение метра (появляется тонический акцентный стих)2) основой стиховой речи становится ритмически выделенное слово.3) интонационные куски располагаются «лесенкой»4) меняется темп стихотворения, появляется «телеграфный, растрепанный синтаксис» Новаторские черты5) Употребление «самовитых» слов (неологизмов, окказионализмов – «адище города», «крохотные адки», «Мыслишки звякают лбенками медненькими», «такая бредь», «вечер декабрый» и т.д.6) Гипербола как выход за пределы нормы (слеза размером с море, прокуренная комната становится адом, закат пылает в 140 солнц, зевота раздирает рот шире Мексиканского залива) Новаторские чертыА.Белый: «Гипербола Маяковского – невиданный зверь, но он его приручил» Гипербола стала рупором в руках поэта-великана.7) Превращение гиперболического сравнения или метафоры в развернутую картину, материализация ее. С помощью сложных ассоциативных метафор воссоздается работа подсознания и вскрываются архаические пласты мышления (память детства, историческая память человечества.) 8) Жанровый универсализм Багровый и белый отброшен и скомкан,в зеленый бросали горстями дукаты,а черным ладоням сбежавшихся оконраздали горящие желтые карты. Багровый закат и облака сменяются темнотой. В зелени бульвара вспыхивают яркие круги электрических фонарей. Черные прямоугольные окна меняют цвет на желтый. Может быть более экспрессивный характер изображения:Ветер колючий трубе Вырывает дымчатой шерсти клок. Лысый фонарьсладострастно снимаетс улицы черный чулок. Продолжатель традиций1) Преемник классицизма:А) воспевает государство, выполняет социальный заказБ) общественные ценности выше личныхВ) отсылки к традициям оды и сатиры. 2) Преемник романтизма. Лирический герой Маяковского – гиперболизация, предельное заострение романтического персонажа с его вызовом миру, противоречивостью, смятенностью душевной жизни. 3) Преемник реализма:А) интерес к воссозданию образа эпохиБ) социальная типизация характеров «Баня», «Клоп»В) огромный интерес к теме бытаГ) углубленное психологическое исследование внутреннего мира человека в лирических поэмах.Д) продолжение традиций любовной и гражданско-публицистической лирики. Лирический геройЛирический герой Маяковского имеет две ипостаси:1) оптимистически настроенный герой великой эпохи «Хорошо!»2) трагическая, одинокая, страдающая личность Своеобразие ранней лирикиФутуризм Маяковского включал в себя не только стремление овладеть мастерством, но и атеизм, и антибуржуазность, и революционность.Герой ранней поэзии Маяковского стремится отринуть обыденное, преобразовываясь в сверхчеловека, но человеческое в нем сохраняется Герой готов отдать все «за одно только слово ласковое, человечье», но вокруг бездарные пошлые существа. Отсюда – тоска, мечта, озлобленность. Недаром его называют богодьяволом, прекрасным мерзавцем. Одна из самых важных тем – тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.Основной конфликт – противостояние «я» и мира. Символические мотивы:1) Утрата человеческого языка («Вот так я сделался собакой»)2) Похороны смеха («Чудовищные похороны»)3) распродажа душевных богатств за одно ласковое слово («Дешевая распродажа») Характерные мотивыСмерть, тоска, одиночество – характерные мотивы раннего Маяковского. Футуризм как урбанизмФутуризм Маяковского проявляется прежде всего, как урбанизм. Лирический герой по имени «Владимир Маяковский» существует в «адище города», Футуризм как урбанизмуличная толпа представляется ему «стоглавой вошью», он читает «железные книги» вывесок, шарахается от «рыжих дьяволов» - автомобилей, идет разгонять тоску в кинематографы, в трактиры, в кафе, целует «умную морду трамвая». Футуризм как урбанизм Городской хронотопМаяковский продолжает городскую линию, городской хронотоп русской литературы (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Блок), но он делает предметом изображения уже не конкретный Петербург, а Большой Город вообще. Это детище цивилизации в стихах Маяковского живописуется не со стороны, как пейзаж, а изнутри, как привычная среда обитания в ее ужасных и прекрасных чертах. Городской хронотопЭто детище цивилизации в стихах Маяковского живописуется не со стороны, как пейзаж, а изнутри, как привычная среда обитания в ее ужасных и прекрасных чертах. Музыка городаПоэт превращается в «обнакновенного великана», Гулливера, способного сыграть музыку города на «флейте водосточных труб». ХарГород Маяковского противопоставлен живой природе, но может быть расширен до пределов вселенной Хар Ни разу, как Бунин или Есенин, не описав осенний лес или тишину деревенской улицы, Маяковский по-свойски обращается с мирозданием. ХарЗвезды – то плевочки, то клещи, солнце заходит на чай. Весь мир представляется продолжением Невского проспекта, а вселенная – добродушным медведем или уютным домашним псом. ХарЭй, вы! Небо!Снимите шляпу! Я иду!Глухо. Вселенная спит, Положив на лапу с клещами звезд Огромное ухо. ХПоэт не восхищается гармонией сфер, как одописцы XVIIIв. Или философы XIX в. Он делает мироздание площадкой, местом действия трагедии по имени «Владимир Маяковский» Ахиллесова пята великанаМ.Цветаева проницательно увидела ахиллесову пяту «обнакновенного великана»: «Все творчество Маяковского – балансировка между великим и прописным. Общее место, доведенное до величия, - вот зачастую формула Маяковского».