Адаптированная рабочая программа по чтению для учащихся 9 класса с ОВЗ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ефимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято
на заседании ШМО гуманитарного цикла
Протокол № __ от __________2015г.
Рук-ль _________/ /
Проверено:
Зам. дир. по УВР
____________/Е.Н. Татаринцева/
«__» ____________2015г. Утверждено к использованию в учебном процессе
Директор _________/М.П. Ярмушев/ Приказ №__ от _________________
Адаптированная рабочая программа
по чтению и развитию речи для учащихся с ОВЗ
(умственная отсталость)
на 2015-2016 учебный год
9 класс

Составитель:
Суворова О.В.,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
с. Ефимовка, 2015г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе для учащихся с ОВЗ (ЗПР) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 1 и на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
3.Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования)»;
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях »»;
5. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29\2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19. 12. 2012 № 1067, зарегистрированным в Минюсте России 30.01.2013г.№ 26755 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
7.Учебный план МАОУ «Ефимовская СОШ» Курманаевского района Оренбургской области на 2015-2016 учебный год (протокол №1 педагогического совета от 30. 08. 2015 года).
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса с ОВЗ (умственная отсталость) в соответствии с рекомендациями ПМПК г. Бузулук.
Ф.И.учащегося Класс Документ Характеристика
1. Михайлов Иван 9 Заключение ПМПК от 21. 04. 2012 г. Трудности в обучении обусловлены низким уровнем развития способности к анализу и синтезу, отсутствием положительной мотивации, низкой «включаемостью» в деятельность, повышенной истощаемостью внимания.
2. Уколова Варвара 9 Заключение ПМПК от 14. 05. 2011 г. Трудности в обучении обусловлены слабой способностью к анализу, синтезу, установлению закономерностей, повышенной истощаемостью внимания, сниженным уровнем развития слуховой произвольной памяти.
3. Хакимова Юлия 9 Заключение ПМПК от 4. 06. 2014 г. Трудности в обучении обусловлены низким уровнем развития способности к анализу и синтезу, к установлению закономерностей, низкой врабатываемостью в деятельность, повышенной истощаемостью внимания.
Для данных учащихся характерно замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма и недостаточность, задержка развития познавательной деятельности. Исследование специалистами – психологами показывает специфические особенности, в основе которых лежит негрубая органическая недостаточность мозговых систем, отвечающих за обучаемость ребенка. У учащихся отмечается наглядно-действенное мышление, неустойчивая память, рассеянное внимание, низкая работоспособность, трудности при установлении логических связей.
Данная программа составлена с учётом рекомендаций психолога, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи.
Цель курса:
успешная социализация ребёнка с ОВЗ через разностороннее развитие личности учащихся, приобщение к искусству слова, русской классической и зарубежной литературы; развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи курса:
- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- повысить уровень общего развития учащихся;
- корригировать и развивать диалогическую и монологическую речь; недостатки психофизического развития (психических функций и познавательной деятельности);
- развивать коммуникативную функцию речи как непременного условия социальной адаптации;
- научить анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий;
- обогащать словарь, синтаксические конструкции и связную речь;
- способствовать социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Задачи коррекционной работы:
- Корригировать артикуляционный аппарат.
- Корригировать представления об окружающем мире и обогащать словарь.
- Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
- Корригировать речь, владение техникой речи;
- Корригировать слуховое и зрительное восприятие.
- Корригировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
- Корригировать развитие диалогической и монологической форм устной речи
- Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
В процессе изучения чтения у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к литературе, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.
УМК: А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова. «Чтение». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2013.
Характеристика предмета
Курс литературы призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которого художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Изучение литературы, как искусства слова, раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимание к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XIX, XX веков. Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
В программе отражены основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по темам.
Содержание курса представлено в программе в виде тематических блоков.
На уроках чтения и развития речи в 9 классе продолжается формирование у школьников с ОВЗ техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передрать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.В 9 классе продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя).Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приёмам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объём читаемого текста и самостоятельность чтения.
На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Учащиеся учатся:
- задавать свои вопросы по тексту одноклассникам;
- анализировать ответ или выразительное чтение товарищей (по плану);
- комментировать собственное выразительное чтение или свой ответ (по плану).
Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории и географии.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному, произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Место предмета в учебном плане
Чтение и развитие речи входит в образовательную область «Литература»
Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). Для реализации данной программы в 9 классе в учебном плане МАОУ «Ефимовская СОШ» отведено 4 часа в неделю. Количество часов в год – 136.
Методология обучения учащихся
Программа содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения по чтению и развитию речи имеет практическую направленность.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства
исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с нарушениями интеллектуального
развития. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности при принятии решений;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Данная программа составлена с учётом рекомендаций психолога, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению и развитию речи.
Для достижения целей и задач обучения чтению и развитию речи на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения, занимательные задания. Применяются такие приемы работы, как устное словесное рисование (описание местности, человека, животного, предмета), самостоятельная работа с карточкой (задание по отрывку из текста – ответы на вопросы, небольшое рассуждение с опорой на текст), кроссворд и викторина по творчеству писателя или по отдельному произведению, тест (для самопроверки, для взаимопроверки), выразительное чтение по ролям, устное или письменное рассуждение по заданному началу, работа с текстом в группе по плану, данному на карточке; создание своей иллюстрации к прочитанному; самостотельное чтение к уроку внеклассного чтения, индивидуальное задание (подготовка сообщения о жизни писателя), самостоятельная подготовка занимательного задания (викторины, кроссворда, теста, ребуса) для своих одноклассников; заучивание наизусть; подробный или сжатый пересказ; составление плана по тексту или плана ответа (рассказа о герое произведения).Условия, необходимые для развития познавательных интересов:
избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;
не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.);
специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Формы организации обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: урок, урок-экскурсия, урок - практическая работа, викторины, праздники.
Для проведения уроков будут использоваться: библиотечный фонд, печатные демонстрационные пособия, ИКТ.
Содержание учебного предмета
9 класс (4 ч в неделю, 136 часов)
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А.Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева, А.А. Фета, А. П. Чехова, А. И. Куприна, И. А. Бунина.
Произведения А. М. Горького, В. В, Маяковского, С. А. Есенина, А. Н. Толстого, А- А. Фадеева, М. А. Шолохова, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, В» М. Инбер, Р. Гамзатова, В. М Шукшина, Ф. А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л. Н. Ошанина, С. В. Михалкова, Ф. Искандера, А. Рыбакова, Б. Окуджава.Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, над средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. .Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
А. А. Ахматова Стихотворения.
А Р. Беляев «Человек-амфибия».
В. О. Богомолов «Иван».
Ю. В. Бондарев «Последние залпы», «Горячий снег».
В.Д. Быков «Альпийская баллада», «Обелиск».
Л. Васильев «А зори здесь тихие».
Жюль Верн «Таинственный остров».
З. Воскресенская «Сердце матери».
А. М. Горыкий «В людях», «Мои университеты».
С. А. Есенин Стихотворения.
М. Зощенко Рассказы.
Ф. А. Искандер «Сандро из Чегема».
К. Г. Паустовский «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
А. А. Сурков Стихотворения.
Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (выборочно).
М, Н. Цветаева Стихотворения.
А. П. Чехов «Дом с мезонином».
В.М. Шукшин «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять глазную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Виды контроля Содержание Методы
Текущий Освоение учебного материала по теме, разделу программы. Беседа, опрос, самостоятельная работа, работа с карточкой, тест нетрадиционные виды контроля, проверка выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.)
Итоговый Контроль выполнения поставленных задач. Проверка техники чтения.
На уроках чтения возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждом произведении выделяются ключевые слова (имена героев, детали описания героя или места событий и др.), которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Решение кроссвордов, ответы на вопросы викторины – занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
При оценке знаний, умений, навыков учащихся необходимо учитывать следующее:
1) при оценке устного ответа – правильность, полноту, развернутость, логичность, последовательность ответа, правильность речи, аргументированность рассуждения, умение сослаться на текст произведения;
2) при оценке чтения учащегося – беглость, выразительность чтения; учащийся должен читать четко, понятно, уверенно, целыми словами, в оптимальном темпе, осознанно;
3) при оценке пересказа текста – правильность, последовательность, логичность пересказа; учащийся должен выполнить поставленную задачу (пересказать подробно, с использованием слов и выражений из авторского текста, или кратко), речь учащегося должна быть ясной, выразительной, без речевых ошибок и слов-паразитов;
4) при оценке чтения наизусть – выразительность, уверенность, нужный темп чтения, отсутствие ошибок; учащийся должен четко, без запинок проговаривать слова, выдерживать паузы, интонационно выделять слова, на которые падает логическое ударение.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Учебно-методическое обеспечение программы
I. Для учащихся:
А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова. «Чтение». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2006.
II. Для учителя:
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п№ раз-
дела Наименование разделов и тем Коррекционная работа Дата
план факт
1 Устное народное творчество.
1 Устное народное творчество. Коррекция правильности речи. 1. 09 2 Пословицы. Коррекция осознанного чтения. 3. 09 3 Русские народные песни. «Колыбельная». Коррекция выразительного чтения колыбельной песни. 4. 09 4 Русские народные песни. «За морем синичка не пышно жила». Коррекция выразительного чтения русской народной песни. 7. 09 5 Былины. Былина «На заставе богатырской». Коррекция выразительного чтения. 8. 09 6 Былина «На заставе богатырской». Коррекция соблюдения орфоэпии при чтении. 10. 09 7 Р.р. Работа по картине В.Васнецова «Богатыри».
Проверка техники чтения. Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность).
Коррекция беглого чтения. 11. 09 8 Сказки. «Сказка про Василису Премудрую». Чудеса, встретившиеся в сказке. Коррекция чтения окончания слов.
14. 09 9 «Сказка про Василису Премудрую». Образ Иванушки в сказке. Коррекция последовательности пересказа. 15. 09 10 «Сказка про Василису Премудрую». Образ Василисы в сказке. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 17. 09 11 Русская народная сказка
«Лиса и тетерев». Коррекция правильного произношения при пересказе, грамматического строя речи. 18. 09 12 Сравнение волшебной сказки и былины Коррекция умения сравнивать. 21. 09 13 Повторение и обобщение по теме «Устное народное творчество». Проверка техники чтения. Коррекция беглого чтения. 22. 09 2 Из произведений русской литературы XIX века.
14 Жизнь и творчество Василия Андреевича Жуковского. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 24. 09 15 В.А. Жуковский. Сказка. «Три пояса». Волшебство в сказке. Коррекция речи при пересказе. 25. 09 16 В.А. Жуковский. Сказка. «Три пояса». Образы сестёр. Коррекция речи при пересказе. 28. 09 17 Отличие литературной волшебной сказки от народной. Коррекция отвечать на вопросы по тексту, выделять главное. 29. 09 18 И.А. Крылов. Жизнь и творчество баснописца. «Кот и повар» Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту 1. 10 19 А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»
(песнь первая). Коррекция диалогической речи, выразительности чтения. 2. 10 20 А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь вторая). Коррекция умения пересказывать. 5. 10 21 А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (песнь третья). Коррекция выразительности речи при чтении, коррекция речи при пересказе. 6. 10 22 Р.р. Работа по картине В.Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 8. 10 23 Проза в творчестве А.С.Пушкина. Коррекция умения пересказывать, отвечать на вопросы. 9. 10 24 А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Два помещика. Коррекция связной речи. 12. 10 25 А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Лиза и Настя. Коррекция отвечать на вопросы по тексту, выделять главное. 13. 10 26 А.С.Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Лиза и Алексей. Коррекция познавательного развития (анализ, рассуждение). 15. 10 27 Просмотр фильма, снятого по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Образы главных героев. Коррекция сенсорного развития (воспринимать, различать, запоминать). 16. 10 28 Вн. чт. А.С. Пушкин «Метель» (Отрывок). Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 19. 10 29 Викторина по творчеству А.С. Пушкина. Проверка техники чтения. Коррекция развития памяти (вспомнить материал по творчеству А.С. Пушкина), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи.
Коррекция беглого чтения. 20. 10 30 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. Интересные факты биографии. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 22. 10 31 М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Коррекция речи, памяти через заучивание наизусть. 23. 10 32 М.Ю. Лермонтов. «Баллада». Коррекция познавательного развития (анализ, рассуждение). 26. 10 33 М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». Образ красавицы-русалки. Коррекция выразительности при чтении, развития речи (накопление словарного запаса, формирование грамматического строения речи). 27. 10 34 М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». Образ царевича. Коррекция выразительного чтения целыми словами. 29. 10 35 И. Андроников о М.Ю. Лермонтове. Коррекция умения отвечать на вопросы. 30. 10 36 Р.р. Описание моря в произведениях М.Ю. Лермонтова «Баллада» и «Морская царевна». Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 9. 10 37 Викторина по произведениям М.Ю. Лермонтова. Коррекция развития памяти (вспомнить материал по творчеству М.Ю. Лермонтова), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи. 10. 10 38 Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 12. 10 39 Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница» (глава 1). Коррекция познавательного развития (анализ, рассуждение). 13. 10 40 Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница» Ганна. Коррекция умения пересказывать прочитанное. 16. 10 41 Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница» (глава 5). Коррекция диалогового чтения. 17. 10 42 Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или утопленница». Образ панночки. Коррекция монологической речи. 19. 10 43 Н.В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница» (глава 6). Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 20. 10 44 Н.В. Гоголь «Майская ночь, или утопленница». Образ Левко в повести. Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные связи. 23. 10 45 Р.р. Описание вечера в повести
«Майская ночь, или утопленница». Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 24. 10 46 Вн. чт. Н.В. Гоголь «Заколдованное место». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 26. 10 47 Вн. чт. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 27. 11 48 Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 30. 11 49 Н.А. Некрасов. «Рыцарь на час» (отрывки). Коррекция выразительности чтения, словарного запаса. 1. 12 50 Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Коррекция познавательного развития (анализ, рассуждение). 3. 12 51 Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Детство Саши. Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы. Чтение с настроением. 4. 12 52 Р.р. Описание леса в поэме Н.А. Некрасова «Саша». Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 7. 12 53 Викторина по произведениям Н.А. Некрасова.
Проверка техники чтения. Коррекция развития памяти (вспомнить материал по творчеству Н.А. Некрасова), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи.
Коррекция беглого чтения. 8. 12 54 Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество поэта. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 10. 12 55 Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою». Коррекция выразительности при чтении стихотворения, умения отвечать на вопросы. 11. 12 56 Ф.И. Тютчев. «Декабрьское утро». Коррекция выразительности при чтении стихотворения, развития речи (накопление словарного запаса, формирование грамматического строения речи). 14. 12 57 А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 15. 12 58 А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди». Коррекция техники чтения путём отработки выразительности. Чтение с настроением. 17. 12 59 А.А. Фет «Помню я: старушка няня…» Коррекция техники чтения путём отработки выразительности. 18. 12 60 Р.р. Сочинение – рассуждение на тему «Можно ли верить гаданию?» Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 21. 12 61 А.А. Фет. «Это утро, радость эта». Коррекция техники чтения путём отработки выразительности. 22. 12 62 Вн.чт. А.А. Фет. Избранное. Чтение любимых стихотворений А.А. Фета. Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. 24. 12 63 А.Н. Майков. Жизнь и творчество поэта. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 25. 12 64 А.Н. Майков. «Ласточки». Коррекция техники чтения путём отработки выразительности. 28. 12 65 А.Н. Майков. «Пейзаж». Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы. 29. 12 66 А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 11. 01 67 А.П.Чехов. «Злоумышленник». Коррекция диалогового чтения, связности, логичности речи при пересказе. 12. 01 68 А.П.Чехов. «Пересолил». Коррекция диалогового чтения. 14. 01 69 А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Знакомство с семьёй. Коррекция развития речи (накопление словарного запаса, формирование грамматического строения речи). 15. 01 70 А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Художник и Мисюсь. Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественного текста. 18. 01 71 А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Спор художника с Лидией. Коррекция монологической речи, связности, логичности при пересказе. 19. 01 72 А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Объяснение художника Мисюсь. Коррекция умения пересказывать, отвечать на вопросы. 21. 01 73 А. П.Чехов. «Дом с мезонином». Новость о уезде Жени. Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные связи. 22. 01 74 Викторина по произведениям А.П.Чехова. Коррекция развития памяти (вспомнить изученный материал по творчеству А.П.Чехова), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи. 25. 01 75 Р.р. Составление отзыва о прочитанной книге. Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 26. 01 76 Л.Н Толстой. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 28. 01 77 Л.Н Толстой. «Севастопольские рассказы». «Севастополь в декабре месяце». Обзор города. Коррекция развития речи (накопление словарного запаса, формирование грамматического строения речи). 29. 01 78 Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Страдания и муки войны. Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы. 1. 02 79 Л.Н Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Любовь к стране. Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественного текста. 2. 02 80 Викторина по разделу «Из произведений литературы XIX века». Проверка техники чтения. Коррекция развития памяти (вспомнить материал по разделу «Из произведений литературы XIX века»), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи.
Коррекция беглого чтения. 4. 02 3 Из произведений русской литературы XX века
81 М. Горький. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 5. 02 82 М. Горький. «Песня о Соколе». Уж и Сокол. Коррекция диалогового чтения. 8. 02 83 М. Горький. «Песня о Соколе». «Безумству храбрых поём мы славу!» Коррекция речи, памяти через заучивание наизусть. 9. 02 84 Вн. чт. М. Горький. «В людях» (отрывок). Коррекция монологичности речи, умения отвечать на вопросы по тексту. 11. 02 85 В.В. Маяковский. Жизнь и творчество поэта. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 12. 02 86 В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Коррекция выразительности чтения. Чтение с настроением. 15. 02 87 А.И. Куприн. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 16. 02 88 А.И. Куприн. «Тапёр». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 18. 02 89 И. А. Бунин. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 19. 02 90 И. А. Бунин. «Косцы». Изображение природы и народного труда. Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. 22. 02 91 М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. «Красною кистью…» Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать стихотворение. 25. 02 92 М.И. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел» Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы. 26. 02 93 Вн. чт. Чтение стихотворений А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой. Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. 27. 02 94 А.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 29. 02 95 Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер». Коррекция развития речи (накопление словарного запаса, формирование грамматического строения речи). 1. 03 96 А.А. Фадеев. Жизнь и творчество. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 3. 03 97 А. А. Фадеев. Отрывок из романа «Молодая гвардия». Коррекция умения отвечать на вопросы по тексту. 4. 03 98 К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 7. 03 99 К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер». Образ бабки Гани. Коррекция диалогового чтения, умения отвечать на вопросы. 10. 03 100 К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер». Основная идея рассказа. Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные связи, выделять главное в тексте. 11. 03 101 Викторина по произведениям К.Г. Паустовского. Проверка техники чтения. Коррекция развития памяти (вспомнить материал по творчеству К.Г. Паустовского), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи.
Коррекция беглого чтения. 12. 03 102 С.А. Есенин. Жизнь и творчество поэта.
«Нивы сжаты, рощи голы» Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать стихотворение. 14. 03 103 С.А. Есенин. «Собаке Качалова». Коррекция техники чтения путём отработки выразительности. 15. 03 104 М.А Шолохов. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 17. 03 105 М.А.Шолохов. «Судьба человека». Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные связи, выделять главное в тексте. 18. 03 106 Р.р. Письменное изложение эпизода «Побег Андрея из плена» (по составленному плану). Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 31. 03 107 Вн. чт. Б. Васильев «А зори здесь тихие» (отрывок). Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 1. 04 108 Ф.Абрамов. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 4. 04 109 Ф.Абрамов. «Валенки» Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные связи, выделять главное в тексте. 5. 04 110 Е.И. Носов. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 7. 04 111 Е.И. Носов. Трудный хлеб. Коррекция диалогового чтения, умения отвечать на вопросы. 8. 04 112 Вн.чт. В.М. Шукшин. «Жил человек» Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 11. 04 113 Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество поэта.
«Тихая моя родина». Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать стихотворение. 12. 04 114 Р.р. Работа по картине Левитана «Озеро». Коррекция развития речи (последовательность, связность, логичность). 14. 04 115 Н.М. Рубцов. «Русский огонёк». Коррекция выразительности чтения. 15. 04 116 Вн. чт. А.А. Сурков и Б. Окуджава. Стихотворения о войне. Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы по тексту. 18. 04 117 Н.М. Рубцов. «Зимняя песня». Коррекция выразительности чтения. 19. 04 118 К.М. Симонов. «Жди меня». Коррекция речи, памяти через заучивание наизусть. 21. 04 119 В. М. Инбер. Стихотворение «Заботливая женская рука». Коррекция выразительности чтения, умения отвечать на вопросы. 22. 04 120 Р. Гамзатов. Отрывок из поэмы «Берегите матерей». Коррекция выразительности чтения. Чтение с настроением. 25. 04 121 Ч. Айтматов. Отрывок из повести «Первый учитель». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 26. 04 122 Ф. Искандер. Отрывок из повести «Сердце». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 28. 04 Л. Ошанин. «Стихи об одной любви» Коррекция выразительности чтения. Чтение с настроением. 29. 04 123 А. Рыбаков. Жизнь и творчество писателя.
«Кортик» (отрывок) Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать прочитанное. 2. 05 125 А. Рыбаков. «Кортик». Характеристика героев повести. Коррекция умения характеризовать героев. 3. 05 126 Вн. чт. В. Быков. «Альпийская баллада». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. 5. 05 127 Ю. Коваль. Жизнь и творчество писателя. Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту. 6. 05 128 Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава1, 2, 3). Коррекция умения отвечать на вопросы по тексту. 10. 05 129 Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 4,5). Коррекция умения пересказывать прочитанное. 12. 05 Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова» (глава 6,7). Коррекция умения устанавливать несложные причинно-следственные связи, выделять главное в тексте. 13. 05 130 С. В. Михалков. Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Веселый турист». Коррекция умения пересказывать биографию, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать стихотворение. 16. 05 131 Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX века. Викторина. Проверка техники чтения. Коррекция развития памяти (вспомнить произведения русской литературы XIX века), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи.
Коррекция беглого чтения. 17. 05 Из произведений зарубежных писателей
132 Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Коррекция диалогового чтения. 19. 05 133 Э. Сетон – Томпсон «Снап» (главы 1и 2). Коррекция умения пересказывать прочитанное. 20. 05 134 Э. Сетон – Томпсон «Снап» (глава 3). Коррекция умения отвечать на вопросы по тексту, устанавливать несложные причинно-следственные связи, выделять главное в тексте. 21. 05 135 Д. Дарелл. «Живописный жираф». Коррекция выразительности чтения. Чтение с настроением. 23. 05 136 Подведение итогов за учебный год.
Список рекомендуемой литературы для чтения летом. Коррекция развития памяти (вспомнить произведения, изученные в 9 классе), мыслительной деятельности: умения отвечать на вопросы, устанавливать несложные причинно-следственные связи. 24. 05