Методическая разработка внеклассного мероприятия «Наша Родина- Россия»


Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Наша Родина- Россия»
Автор: Касиянчук Татьяна Капитоновна,
учитель русского языка и литературы.
Оборудование: м/м блок, презентации.
Форма проведения: литературная гостиная.
1 часть. Рассказ о чае (на экране слайды презентации о чае).
Ведущий: Какое бы ни было утро: ясное, солнечное или хмурое, туманное, в России существует традиция встречать новый день чаем.
(Присутствующие находятся за накрытыми столами. Звучит приглашение отведать чаю с калачами, бубликами, на столах самовары и чайные принадлежности, варенье, сладости).Ведущий:
Чай – хозяин здесь законно,
Чай с почетом мы встречаем!
Традиция пить чай в России берет начало с 1638 года, с того дня, когда монгольский правитель Алтын – хан прислал подарок царю Михаилу Федоровичу четыре пуда диковинного сухого листа «ради варенья чая». Посол царя Василий Старков познакомился с диковинным питьём на обеде у ханского брата: «Не знаю, листья ли какого дерева или травы варят на воде, приливая немного молока…»
Принимая подарки, которые хан посылал царю, посол попробовал было отказаться от чая:
У нас, мол, к этому зелью привычки нет, нам – де оно ни к чему. Но хан настоял на своём и, можно сказать, облагодетельствовал Россию этим чудесным напитком.
Ведущий:
В 1679 году с Китаем был заключен договор о постоянных поставках чая. Стали запасаться чаем и купцы, едущие в Москву с другим восточным товаром.
В глубинной области России мода на чай пришла из Москвы. Добрая слава чая ширилась. Но его было мало, да и он был дорог. Поэтому простые люди чаще всего пили отвары трав, веточек деревьев и кустарников, называя их «свойским» чаем. Кстати сказать, эти отвары были ничуть не хуже кипятка с заваренными листьями настоящего чая.
Ведущий: Красота и гордость русского чайного стола – самовар – появился в середине 18 века. Первые самовары были похожи на котлы с крышкой, крана в них не было, чай вычерпывали ложкой. К угольным, лучинным самоварам в 19 веке присоединились керосиновые, а в 20 веке – электрические.
Для чайной церемонии в России был и свой интерьер: дубовые столы, тяжелые стулья, жестяные чайные коробки, фарфоровые чашки, обязательно самовар, чашки, блюдца, кусочки сахара. Хозяйка разливала чай, гости садились тесно друг возле друга, и начиналась общая весёлая беседа.
2 часть. Рассказ о славных людях России.
Ведущий:
Мы собрались в литературной гостиной вспомнить славных людей, которым всегда гордилась Россия.
Ведущий: Жизненный подвиг М.В.Ломоносова вызывает изумление. В начале января 1731 года Ломоносов, крестьянский юноша, охваченный светлым порывом к знанию, добрался до Москвы. Указом синода в Славяно- греко- латинскую академию крестьянских детей не принимали, поэтому пришлось слукавить и назваться сыном холмогорского дворянина.
Россия 18 века представляла собой пробуждающегося медведя: большого, дремучего, недовольного, что его разбудили, разбудили петровские реформы. Почувствовать эпоху нам поможет отрывок из романа Алексея Толстого «Петр I» .
Ученик: (чтение отрывка)
Всю жизнь Ломоносов служил делу «приращения наук», «давал наставления в химии, истории, обучал стихотворству и штилям российского языка» и верил,
«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!»
Ведущий: «Наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я»,- называли Владимира Ивановича Даля. Его словарь – явление исключительное и, пожалуй, неповторимое, он непревзойден и поныне – более 200 тысяч слов, настоящая энциклопедия русской жизни середины 19 столетия.
Ученик: (читает стихотворение о Словаре).
* * *
Усердней с каждым днем гляжу в словарь
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать:
Они дались не даром человеку.
Читаю: Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать. Век заживать чужой…
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
(С. Маршак)
***
Ведущий: Здесь наш язык, все его многоцветье,
Краски, что грубы и те, что нежны…
Будем беречь имена и глаголы,
Что возникали на родине встарь,
Мед, что оставили мудрые пчелы –
Даля Толковый Словарь.
(показывает Словарь В.И.Даля)
3 часть. Музыкальная страничка
Петр Ильич Чайковский «Сентиментальный вальс» (на фортепиано играет ученица 10 класса)
4 часть. Поэтическая.
Ведущий: Поэты отличаются от всех людей тем, что Господь Бог подарил им большое сердце и обрёк этим на большие страдания. Тонко чувствуя фальшь в человеческих отношениях, поэты открыто говорят обо всем. Наверное, поэтому судьба поэтов всегда трагична (на экране слайды презентации о А.С.Пушкине, М.Ю.Лермонтове, С.А.Есенине).
Ведущий: Александр Сергеевич Пушкин…
Неуемный, страстный, некрасивый,
С песней, перебитой январем,
Был он первым солнышком России,
Библией и первым букварём.
Ведущий: Русь не представляется без сказки.
(чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый»)
Ведущий: Михаил Юрьевич Лермонтов
(Чтение стихотворения «Родина»)
Ведущий: Сергей Александрович Есенин
В этом имени - слово «есть».
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
Сергей Есенин –
Всей России встают черты.
( Н. Браун)
Ведущий:…- и Рязанщина, край белых берёз.
А Берёза – символ России, белоствольное нежное дерево, распускающее по весне сережки, а осенью, «увяданья золотом охваченная», устилает веселым ковром из листиков-монеток землею.
Ученик: (Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая»).
Ведущий: Еще одно дерево всегда сопровождает россиян в жизни. «Красною кистью рябина зажглась, в день твой последний я родилась»,- написала о себе Марина Цветаева.
Именно рябине суждено было стать олицетворением женской судьбы.
(Исполнение песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»).
5 часть. Историческая.
Ведущий: Начало 20 века… Войны, революция, кровь. И сквозь все катаклизмы ярким лучом проходит поэзия «серебряного века» - гордость поэтического мира России. Вспомним их имена: А. Блок, Д. Мережковский, З. Гиппиус, А. Ахматова, И. Мандельштам (слайды из презентации «Серебряный век русской литературы»).
Ученик: (чтение стихотворения А.Блока «Россия») .Ведущий: Родилось новое государство – Советский Союз. Началась совсем иная жизнь.
Учащиеся танцуют вальс. ( Звучит песня А. Пахмутовой в исполнении Юлиана «Я прохожу мраморный зал»).
Ведущий: Тяжким испытанием легла на плечи советских людей Великая Отечественная война. Вместе с братскими народами Россия шла к Победе (слайды из презентации «Великая Отечественная война»).
Ученик: (чтение стихотворения А. Ахматовой «Мужество»)
Ведущий: В годы войны весь мир узнал и запел вместе с нами знаменитую «Катюшу» (исполнение хором «Катюши»)
Ведущий: И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
Был ли счастлив ты в жизни земной?
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
(И. А. Бунин)
Ведущий: читает стихотворение «С чего начинается Родина» (на экране слайды презентации о Родине).
Ведущий: Нас связывают узы дружбы и родства. Мы одинаково смотрим на мир добрыми глазами и ждём от него исполнения наших надежд. А ещё мы очень любим нашу Родину - Россию!
Ведущий: И наше Подмосковье!
Исполнение песни ученицей 8 класса «Подмосковные вечера» (присутствующие подпевают).
(Танцуют учащиеся 10 класса).