Организация предметно-пространственной развивающей среды «Бисеринки поколений» для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного развития, посредством сюжетно-ролевых игр.



Воспитатель :Гуляева Оксана Николаевна
Место работы: МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)»

Тема: Организация предметно-пространственной развивающей среды «Бисеринки поколений» для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного развития, посредством сюжетно-ролевых игр.
Актуальность:
В якутском орнаменте вековая мудрость нашего народа, в нем заложена, на мой взгляд, его столетиями проверенная воспитательная система. Бисеринка за бисеринкой… И каждый завиток орнамента каждая линия словно поют песню о счастливой дороге жизни, бесконечной и беспрерывной. Бисеринки поколений. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей как можно раньше читать, писать, считать, происходит натаскивание забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать и воспитывать. Игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. В игре совместной игровой деятельности ребенок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстниками и взрослыми, формируются социально значимые нормы поведения. И более всего этому способствует сюжетно-ролевая игра.
Новизна:
Создание условия для реализации образовательного и воспитательного потенциала разных поколений села Туора-Кюель с учетом возможностей современных детей и запросов родителей.
Цель: Создать современную предметно - игровую среду, соответствующую возрастным особенностям детей, отвечающую требованиям ФГОС и способствующую развитию игровой деятельности.
Задачи:
Изучение и анализ научно – методической литературы по данной теме;
Заключение договоров с учреждениями, общественными организациями и народными мастерами села;
Создать условия для предметно – пространственной развивающей среды (игровые центры) с учетом места, времени в режиме дня;
Организация совместной деятельности с социальными партнерами по внедрению;
Создать материально – игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы – заменители из бросового материала, которые дети используют во время сюжетно – ролевых игр;
Разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста;
Выявить уровень сформированности игровых умений и социально- коммуникативных компетенций дошкольников.
Ожидаемый результат
-Сформированы социально-активная жизненная позиции у детей дошкольного возраста;
-Овладение детьми социально- значимыми нормами поведения в обществе;
-Формирование умений получать; принимать самостоятельные решения; предвидеть последствия чужих ошибок, учиться на своих; брать на себя ответственность за совершаемые поступки, ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешатьДошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.
Содержание образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обеспечивает социально - коммуникативное, познавательное развитие дошкольников в различных видах деятельности. В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру .Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Процесс воспитания осуществляется по двум направлениям. С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость. С другой стороны, воспитатель помогает ребёнку разобраться в собственных чувствах и переживаниях, тем самым ребёнок обретает собственный опыт необходимый для его успешного вхождения в социум. Необходимым условием в развитии ребёнка является не только его психологическое состояние, но и его физическое развитие, и укрепление здоровья. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта Для этого предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможности для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, а пособие и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Наша задача педагогов - создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха. Предметная развивающая среда- система материальных объектов и средств деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем и где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей. При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Созданы условия для занятий физической культурой, изодеятельностью, опытно-экспериментальной работой и т. д. Стараемся создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и делаем пребывание детей в детском саду радостным. Ведь если создать в ДОУ развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная нами предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности .В группе мною оснащены и созданы такие центры и уголки.
Центр двигательной активности
Центр речевого развития
Центр детского творчества
Центр сюжетно-ролевой игры
Центр строительства и конструирования
Центр этикета и дежурства
Центр настольно-печатных игр и математики
Центр патриотического воспитания
Центр познания и детского экспериментирования
Центр безопасности и ПДД
Книжный уголок
Уголок природы
Уголок настольных игр (сенсорный) и моторики
Уголок игр для мальчиков
Уголок уединения и театра
Для организации центра экспериментирования и исследования ученики научно-экологического лагеря «Ача» собрали коллекцию бабочек, засушили гербарий, «Совет отцов» смастерили полки и т. д.
Играя в этом центре, у дошкольников сформировались такие социально-коммуникативные компетенции - умение отвечать на вопросы, самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу .Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Наше село известно своими олонхосутами, сказителями, мастерами по дереву, талантливыми мастерицами, умеющими создавать из бересты, из бисера немыслимой красоты вещи. И все это таится в наших детях, в них генетически заложены творческие таланты. А талантливый человек талантлив во всем. И наша цель – сохранить эту бесценную связь поколений, не дать засохнуть росткам красоты, труда, творчества, интеллекта в наших детях.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательноисследовательской,продуктивной,двигательной)способствуетинтеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста




Литература:1.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. М.: Академический проект, 2001.
2.Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,1997
3.Н.А. Короткова. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.