Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-9 классов «НАША РОДИНА — РОССИЯ»


Управление Образования
Администрации Таштагольского муниципального района
МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»





НОМИНАЦИЯ: Методическая разработка внеклассного мероприятия
для учащихся 5-9 классов




«НАША РОДИНА - РОССИЯ»

Автор:
Винтер Ольга Викторовна
учитель музыки
и изобразительного искусства
МКОУ для детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей
«Школа-интернат № 3
для детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей»



г. Таштагол, 2015 год







































Данное мероприятие рассчитано на аудиторию 14 – 16-летних школьников. Его можно приурочить ко Дню Победы, Дню Конституции РФ, Дню независимости России или другим государственным праздникам по усмотрению организаторов. Предварительная подготовка к мероприятию начинается после жеребьёвки. Именно жеребьёвка определяет задание для каждого класса.

Цель:
Задачи мероприятия:
Расширять кругозор школьников, развивать познавательную активности учащихся.
Познакомить школьников с историей возникновения Государственной символики.
Воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.
(звучит спокойная инструментальная композиция)
Ведущая: Среди огромного богатства слов, есть слова, которые являются для нас самыми дорогими и близкими. Мама.., друг.., школа
А есть ещё одно слово. Это слово – «Родина».
(ведущая читает стихотворение на фоне музыки)
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Родина – это дом, в котором мы живём: и русская берёзка, и пенье соловья, и лес, и река. Родина – это место, где мы родились и выросли. Наша сегодняшняя встреча посвящается Родине – России – стране, в которой мы родились, живём и учимся.
Слово «Родина» произошло от древнерусского слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Само слово «род» обозначает древнейшего Бога славян РОДА. Главный город племени россов назывался РОДЕНЬ (Родня). Давайте вместе вспомним и назовём слова с корнем «род».
/Родители, родственники, родословная, родня, народ, народность, родник, родоначальник, родной, родичи, Родина/

Ведущая: Каждая страна имеет свои символы, знаки отличия, которые отражают историю народа. С 19 века начало складываться триединство символов. Сегодня символами России являются: герб, флаг и гимн. Разговор о символах нашей Родины мы начнём с Гимна. Предоставляем сцену ученикам 7 класса!
(выступление учеников 7 класса /Приложение 1/)
Ведущая: Вот моя деревня, вот мой дом родной
Эти строки о нашей малой Родине. Наша малая Родина – город Таштагол, Кузбасс. У нашей малой Родины тоже есть символы. Не так давно Кузбасские поэты и композиторы участвовали в конкурсе «Гимн Кузбасса». Победителем в конкурсе стала песня с названием «Рабочая мелодия Кузбасса». Это главная песня горняков, шахтёров. Давайте послушаем это замечательное произведение!
(звучит Гимн Кузбасса)
Ведущая: Автором Гимна нашего города стал наш земляк, победитель районного конкурса гимнов, член Союза писателей СССР, Олег Ефимович Максимов /Приложение 2/. Оказалось, что Олег Ефимович с 1 по 7 классы учился в той же школе, в которой сейчас учитесь вы.
В Гимне города Таштагола говорится о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о людях, живущих на ее земле, о труде горняков и рударей и их вклад в развитие Кузбасса, России, о надежде на прекрасное будущее. Впервые Гимн города Таштагола был исполнен на праздничном мероприятии, посвященном 45-летию нашего города. Предлагаю послушать это замечательное произведение.
(звучит Гимн Таштагола)
Ведущая: Символические знаки вошли в употребление с незапамятных времён. На гербах были изображения животных – покровителей племени или рода в первобытном обществе.
Об употреблении символических знаков или эмблем писал ещё древнегреческий поэт Гомер. Эмблемы вырезались на перстнях, ставились на оружии, гончарных изделиях, монетах, медалях. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры древнейшие жители Междуречья, шумеры, применяли в качестве государственного герба изображение орла с львиной головой. Геральдике – науке о происхождении гербов известны такие символы, как змея в Египте, орёл в Персии, лев в Армении, сова в Афинах. О том, как выглядит государственный герб России, нам расскажут ребята 9 класса.
(выступление учащихся 9 класса)

Ведущая: Кузбасс и Таштагол тоже имеют свой герб. Обратите внимание на стенд с символами нашей малой Родины /Приложение 3/.
Недавно в школе был объявлен конкурс на лучшую эмблему школы. Все ребята принялись за работу по созданию эмблемы. Нужно, чтобы и у нашей школы появилось своё «лицо».
Сейчас вашему вниманию будет представлена защита эмблемы школы. Просим представителей от каждого класса подняться на сцену!
(проводится защита эмблемы школы)
Ведущая: Мы продолжаем нашу встречу! Поговорим ещё об одном символе государства – о флаге. Флаг – это полотнище определённой раскраски. Первые флаги появились ещё в древности, но служили не как символы государства, а как воинские знамёна. Первым государством, в котором флаг был признан государственным символом, стала Дания. Сведения о флаге этой страны относятся ещё к 13 веку. В 17 веке появились флаги Великобритании и Голландии. В конце 18 века – флаг США. Флаги остальных государств в основном стали появляться в 19 веке.
Об истории Российского флага нам расскажут ученики 8 класса.
(выступление учащихся 8 класса)
Ведущая: Итак, сегодня мы говорили о символах нашего государства, нашей Родины. В произведениях устного народного творчества встречается много пословиц о Родине. Давайте вспомним некоторые из них! Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко»! Я буду говорить начало пословицы, а вы – концовку. Готовы? Тогда, внимание!
Дома и стены (помогают).
Родимая сторона – мать, чужая – (мачеха).
Всякому мила своя (сторона).
Где родился, там и (пригодился).
Глупа та птица, которой гнездо своё (не мило).

Ведущая: «Тема Родины в литературе» – так называется следующее выступление, которое приготовили ученики 6 класса. Внимание на сцену!
(выступление учащихся 6 класса)

Ведущая: Тема Родины нашла своё отражение и в музыке. Сколько музыкальных произведений посвятили Родине композиторы!
О России петь – что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам
О Росси петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.
О Росси петь – что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть!
Сцена предоставляется учащимся 5 класса!
(выступление учащихся 5 класса /Приложение 4/)

Ведущая:
Берегите Россию – нет России другой!
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе
Берегите Россию, без неё нам не жить!
Берегите её, чтобы вечно ей быть,
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию, нет России другой!
На этом наш вечер окончен! Спасибо за внимание!









Приложение 1
История Гимна России
Слово «Гимн» греческого происхождения и означает «петь», «славить», «хвалить». Первые гимны появились гораздо раньше, чем гербы и флаги. Они представляли собой молитвенные песнопения, прославляющие Богов, героев, а также знаменательные исторические события. В 15 – 16 веках гимны звучали во время выхода государей. В середине 18 века учитель музыки из Лондона написал гимн «Боже, храни короля!». Английский гимн с небольшими изменениями в тексте, был принят во многих государствах Европы, в том числе и в России.
Много песнопений, прославляющих царя и «молодую Россию» появилось в эпоху Петра I. С появлением постоянной армии, появилась постоянная музыка. Каждый полк имел свой оркестр и свой марш. Самым популярным стал «Марш Преображенского полка» Петра Великого. Его исполняли в дни побед и дни праздников. К сожалению, автор этого марша остался неизвестным, но сам марш стал общим для всей русской армии.
(звучит музыкальный фрагмент «Марш Преображенского полка»)
Официальный гимн Российской империи появился только в начале 19 века. По указанию императора Николая I композитор Львов написал мелодию гимна, который получил название «Боже, царя храни!». Интересна история создания текста. В журнале «Сын Отечества» поэт Жуковский опубликовал стихотворение «Молитва русских». Через год А.С. Пушкин дописал к стихотворению ещё две строфы. Через 12 лет поэт Жуковский по просьбе композитора Львова закончил своё стихотворение. В середине декабря 1833 года в Большом театре состоялось первое публичное слушание Гимна. После прослушивания гимн объявили официальным.
В начале 20 века и до 1943 года, после Октябрьской революции, гимном СССР стал «Интернационал».
(звучит музыкальный фрагмент «Интернационал»)
А 1 января 1944 года по радио впервые прозвучал «Гимн Советского Союза» на музыку Александрова и стихи Михалкова.
(звучит музыкальный фрагмент «Гимн СССР»)
После распада СССР, в 1991 году, гимном России стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки. (звучит музыкальный фрагмент «Патриотическая песня»)
Через 10 лет, в 2001 году, музыка Александрова вновь стала звучать как гимн. Слова нового текста также написал поэт Сергей Михалков.
(звучит фрагмент «Гимн Российской Федерации»)
Спасибо за внимание!
Приложение 2
ГИМН ТАШТАГОЛЬСКОГО РАЙОНА
 (Стихи и музыка Олега Максимова)
Я люблю город мой, где однажды в горняцком забое,
Среди сильных людей, я узнал, что такое руда.
Так уж вышло само, что ты стал мне семьей и судьбою,
И, поверь, город мой, я о том не жалел никогда.
ПРИПЕВ: Таштагол!
Ты стоишь непреклонно и гордо
Среди царственных гор, над привольной таежной рекой.
Таштагол!
Ты родной и любимый мой город,
И в сердца земляков вписан ты полновесной строкой.
Как в былинах седых, возводили тебя наши деды.
Закаляясь в годах, стал ты крепок и дивно хорош.
В лихолетье войны добывал ты в забоях Победу,
Да и в мирные дни ты по жизни достойно идешь.
ПРИПЕВ:
Продолжается жизнь! И о чем там судьбу ни проси я,
Я стократ повторю, что работа - всему голова.
Восславляя Кузбасс, мы в трудах восславляем Россию,
И пока будет так – будет наша Россия жива!
Восславляя Кузбасс, мы в трудах восславляем Россию,
И пока будет так - будет наша Россия жива.


Приложение 3

Герб города Таштагола утвержден Советом народных депутатов  5 августа 1998 года. А выглядит он так. В левой верхней части щита белого цвета изображены два соболя, поддерживающие корону на фоне двух перекрещивающихся стрел, что символизирует связь настоящего и прошлого.
Соболя и стрелы - атрибут герба Сибирского царства в составе России, куда географически и экономически входила данная территория. В правой верхней части щита на красном фоне цифры образуют число 1963. Число соответствует году присвоения Таштаголу статуса города, а красный фон - цвету государственного флага того времени. Горизонтальный геометрический орнамент соответствует национальному орнаменту коренного (аборигенного) народа – шорцев, проживающих на территории муниципального образования. В нижней части щита, на фоне гор, покрытых вечнозеленой тайгой, на стилизованном изображении ладоней представлено условное обозначение залежей железа, обозначающее преобладающую отрасль хозяйствования – добычу железной руды. На фоне горы серебристого цвета – два скрещенных молотка, обозначающих союз науки и горного дела, на фоне горы белого цвета – стилизованная фигура спортсмена – горнолыжника, означающая развитие зимних видов спорта и туризма.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины флага к его длине 2:3. В середине флага расположена снежинка, представляющая собой шорский национальный орнамент, завернутый по кругу, что символизирует собой зимние виды спорта и туризма. В центре снежинки равносторонний треугольник - символ железа - химического элемента, благодаря разведке и добыче которого появился город Таштагол. По ширине флаг делится на три части. Средняя - в два раза шире крайних. Нижняя часть - красного цвета, центральная - зеленая, верхняя - голубая. Снежинка и треугольник - белые. Рисунок прислал А.Н. Куприн на сайт Таштагольского района.



Приложение 4
Пример выступления по теме «Тема Родины в музыке»

(звучат фанфары)
Корреспондент: В эфире передача «Новости» Таштагольского телевидения!
Напомню вам, что сегодня 12 апреляя 2015 года! А у нас экстренное сообщение! Сегодня утром инженер-конструктор, доктор технических наук Куспеков С.М. сообщил всему миру об изобретении «Машины времени» и пригласил принять участие в её испытании! Сергей Михайлович в нашей студии! Скажите, пожалуйста, куда мы отправимся для начала?
Учёный: Мы отправляемся в 2020 год.
Корреспондент: Внимание! Мы ведём прямой репортаж из передового агропромышленного комплекса «Таштагольские девчата»! Своими делами и песнями добросовестные труженицы села прославляют любимую Родину. Предоставим им слово!
(девочки исполняют куплет песни «Широка страна»)

Учёный: А теперь, год 2027!
Корреспондент: Гость нашей передачи бизнесмен, директор крупнейшего в России предприятия «Таштагол- ГазНефтеУголь» – Шелтреков Денис Владимирович! О достижениях вашей фирмы известно не только в России, но и за рубежом. А есть ли у вас проблемы и в чём они заключаются?
(Денис исполняет куплет песни «Снится мне деревня»)

Учёный: Год 2030!
Корреспондент: В эфире прямое включение с Международной космической станции. На связи капитан космического корабля «Таштагол и Ко» – Шулбаев Дмитрий! Ответьте, пожалуйста, на наш вопрос, что вам снится в условиях невесомости?

(Дима исполняет песню «Трава у дома»)

Корреспондент: Сергей Михайлович, благодарим вас за уникальную возможность совершить путешествие во времени! Ждём ваших новых изобретений! Желаем творческих успехов! А вы, дорогие телезрители, оставайтесь с нами, на «ТТВ»!



Управление Образования
Администрации Таштагольского муниципального района
МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Школа-интернат № 3 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»







НОМИНАЦИЯ: Методическая разработка внеклассного мероприятия
по патриотическому воспитанию для учащихся 5-9 классов








Автор:
Винтер Ольга Викторовна
учитель музыки и
изобразительного искусства
МКОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Школа-интернат № 3
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей







г. Таштагол, 2015 год


















"Наша Родина - Россия"