Урок внеклассного чтения Наша Родина


Урок внеклассного чтения в 3-м классе по теме «Наша Родина»
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о нашей Родине, её героическом прошлом;
Развивать речь учащихся;
Совершенствовать навыки грамотного выразительного чтения;
Воспитывать любовь к Родине, уважение к её героическому прошлому.
Ход урока
1.Введение в тему
-Сегодня у нас урок особенный. Прочитайте
Обобщающий урок: «Наша Родина» (слайд 1)
- Определите задачи этого урока
- Повторить, обобщить, сравнить, уточнить, привести в систему (порядок) знания, углубить, узнав новое- Правильно, это задачи всех обобщающих уроков
2.Работа по теме урока
- Посмотрите на слова в колонке. Что общего? В чём отличие? Объясните. (слайд 2)
Родина (страна, в которой человек родился, гражданином которой является)
родина (уголок, где родился, живёт каждый из нас. Это наш город, школа, дом)
- Прочитайте статью писателя Юрия Яковлева «О нашей Родине»
- Какие слова из статьи писателя следует отнести к первому слову? Прочитайте.
- Ко второму? (прочитать)
- Итак, у каждого своя – родина. Это? ( высказывания учащихся)
- И для всех одна. Это?
Листаем первую страницу: «Что такое Родина»
К слову «родина» вы дома подбирали однокоренные слова. Сколько слов вы подобрали? Прочитайте. (слайд4)
Рождениеродняродовойродитьсявырождаться
РодствородственникроднойзародитсявыродокРодителиродичродненькийрождатьсяуродРодинарождествородимыйпородниться
Зародышприродародильныйроднить
Родник
- Посчитали сколько слов? К сожалению, в нашем списке есть слова, которые меньше всего хотелось бы видеть, читать, произносить. (Приставка вы – уничтожает хорошее, что даётся с рождения). Но пока они ещё живут в нашей речи. И всё-таки больше слов хороших. И мы ещё не все назвали. Такое соотношение говорит о многом: на нашей планете люди рождаются, чтобы жить, работать, дружить. Так много у людей всей Земли общего, родного. У каждого есть и малая, и большая Родина. Такое большое количество слов говорит о важности темы, которую мы рассматриваем сегодня.
- Читали вы о родине различные произведения. И моя первая задача – оценить, насколько вы внимательны были, знакомясь с произведениями о самом дорогом для нас – о стране нашей и о родине малой.
- Группа ребят готовила задание «Узнать произведения»
1 ученик читает отрывок из воспоминания М.М.Пришвина «Моя родина»
- Назовите фамилию, имя, отчество автора и название произведения.
- Найдите портрет автора этого произведения.
- С какими словами обращается к читателям автор? Выделите, на ваш взгляд, главные.
- Родина – это родной дом. Родина – это страна родная. Человеку нужна родина. Охранять природу – охранять Родину. (слайд 4)
2 ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева «Белая берёза».
- определить автора стихотворения, название.
- что главное в стихотворении? Сравнить с первым выводом.
- Охранять природу – быть защитником природы, земли, родного уголка /Пришвин/
- «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим» /Васильев/ (слайд5)
- Скажите об этом же своими словами.
- Берёза – олицетворение родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе Родины. Докажите.
- Как о человеке: ранило берёзу; сок, как слёзы; изувеченная кора; спасли берёзу. Спасли один из уголков Земли!
- А вот рисунок запечатлел уголок родной земли – малую родину. У каждого из нас есть своя берёзка, черёмуха или рябинка, или тополь с осинкой рядом. И вы писали об этом в сочинениях. (дети зачитывают несколько сочинений) (слайды 6,7)
- Покажите рисунки дорогих для вас мест (выставка рисунков)
- Дом, весёлый дворик, величавая река, костёр на берегу, это уютное, с резной рамой оконце, из которого смотрит ласковое и родное лицо бабушки или мамы. (слайд 8, 9)
- Покажите портрет того писателя, кто говорит: «подвиг (сам поступок) и человек, совершивший его, навечно остаётся в памяти народной». /А.Гайдар/
- В каком его произведении есть слова, которые доказывают это.
- Кто из вас знает таких людей, которые оставили свой след в памяти жителей нашего города. (Г.И.Невельской, герои ВОВ, николаевцы, отдавшие жизнь за Родину, Ю.Я.Чайка)
Дети читают стихи поэтов Николаевска от людях, открывших Николаевск, защищающих город и страну, о людях, оставивших свой след в истории страны.
- Из поколения в поколения в поколение люди понимали уже сделанный вами вывод: то, что дорого, родину свою надо защищать. Поставьте на полку книги, о которых шла речь.
- Обратимся ко второй, главной странице нашего урока – страницы истории. Какие произведения поместим на этой странице? (выставляются детьми, прочитанные книги Л. Кассиля, Д.Старостина, А.Приставкина, П.Цвирка и др.)
- А теперь вспомните произведения по словам. (слайд 10)
СИЛА ВЕЛИКАЯ
ВОЙСКО НЕСМЕТНОЕ
НЕПОБЕДИМАЯ КОННИЦА
ВОЙСКО НЕИСЧИСЛИМО
- Из какого произведения слова? Что названо этими словами?
- Как на Руси называли врага? (супостат)
Выборочное чтение
- Докажите, что войско было неисчислимым.
- Какая выучка была у золотоордынских воинов?
- Как называется войско русское? Кто входил в дружину русскую?
- Можно ли найти ответ в рассказе, почему победило русское войско силу неисчислимую.
Русичи жили по своим законам. Их войско (дружина) – дружное, сплочённое. Бились за свою землю. «Умру – с вами, спасусь – с вами» - сильно командирское слово, сильно и войско.
- Найдите отрывок, доказывающий, что не было единства у врага. (ордынцы не любили работать, сражались чужие, не за свою землю)
- Расскажите, как русское войско победило орду. ( по иллюстрации) (слайд 11)
- История родины – это история о том, как защищались свобода, границы государства Российского, жизнь людей, населяющих её.
- Какие ещё вы можете назвать великие битвы. Какие строки вам хотелось бы прочитать выразительно. Прочитайте друг другу.
- Великий русский народ. Что это значит? Почему наш народ назван великим?
- Внимание на книжную полку. Почему произведения этих авторов вы отнесли к теме «История нашей Родины»? Ведь в них не идёт речь о великих сражениях? (Взрослые и дети – это представители одного Великого нашего народа)
- Что общего у отцов из всех этих произведений? (готовность защищать любимую родину, своих детей)
- Сила отцов и в их детях. Как и сила детей в мудрых, мужественных отцах. Недаром Родина зовётся не только матерью, но и Отечеством. (слайд 12)
- Опишите детей героев. (чтение эпизодов наиболее выразительных, которые помогут представить героев)
1 группа – узнать героя, кратко рассказать о нём.
2 группа – Составить характеристику героя рассказа А.И.Приставкина по плану:
Кто он?
Его семья.
Каковы слова, дела.
Отношение автора и ваше отношение
3 группа – выбрать наиболее точные предложения, которые помогут представить литературного героя.
Проверка: название произведения, автор и выполнение задания
- Что же общего у отцов и детей?
- Одно из заданий, - самое ответственное – составление кадров диафильма. (на доске предложения – подписи кадров, ученики иллюстрируют кадр)
Немецкий лейтенант остановил свой отряд в конце деревни
Они увидели на краю канавы мальчика
Искусный мальчуган! Искусный!
О чём ни спрашивали, он отвечал странно. – Да он дурачок!
Веди нас на Сурмонтай. Не обмани!
- У героя какого рассказа много общего с Соловушкой? Докажите.
- В рассказе Л.Кассиля не один герой, а целый отряд. Что же хотел сказать автор своим произведением?
- Его рассказ, как и рассказ Пятраса Цвирки, как и рассказ Анатолия Приставкина – это памятник детям-защитникам Родины. Не бойтесь высоких слов, ведь человек тот силён, кто знает свои корни, уважает и любит родных – отца, мать, бабушек и дедушек, казалось бы, обыкновенных людей, но всех нас объединяет это великое и главное чувство – любовь. С любви к родным начинается любовь к родным местам, а отсюда и любовь к стране своей. Так считает и дед Семён из рассказа К. Паустовского «Бакенщик». Позвольте мне зачитать отрывок из этого рассказа.
3.Итог:
- Подводя итог, хочу сказать: любовь к родине – это не только красивые слова, а уважение ко всему, что нас окружает (слайд13)