Рабочая программа по гражданскому образованию 4 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОСОШ № 7
__________Коротков В.В.
«__» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Гражданское образование»
класс 4
учебный год 2014-2015
количество часов по учебному плану 34ч
Петрухина Марина Петровна
учитель начальных классов
первая категория
ДЗЕРЖИНСК
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ………………………………………………. 3
1.1. Цели и задачи изучения данного курса ……………………… 3
1.2. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета ………………………………… 4
1.3. Планируемые результаты обучения …………………………… 5
1.4. Корректировка программы ………………………………….. 6
1.5. Учебно-методический комплект ………………………………. 6
1.6. Количество учебных часов ……………………………………. 6
1.7. Контроль за уровнем достижений учащихся . …… 7
1.8. Особенности организации учебного процесса по предмету… 7
2. Учебно-тематический план …………………………………………… 8
3. Содержание учебной программы …………………………………… 9
4. Календарно-тематическое планирование …………………………… 13
5. Основные требования к уровню знаний и умений обучающихся в 4 классе …………………………………………………….. 14
6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по музыке ………………………………………………………………. 14
7. Материально-техническое обеспечение предмета …………………. 14
Литература …………………………………………………………………... 15
1.Пояснительная записка
Курс создает условия для нравственного развития, становления духовной сферы и правовой культуры личности. Основой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой — уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.
Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образовании, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления у них мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентации. Курс гражданского образования является пропедевтическим, он создает базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе.
1.1 Цель гражданского образования в начальной школе — создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
З а д а ч и к у р с а
1. Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей.
2. Воспитание патриота своей страны и гражданина мира.
3. Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения.
4. Формирование правовой культуры.
5. Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
6. Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности.
7. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
8. Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.
9. Развитие образного и логического мышления.
10. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя.

1.2 Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета.
^ Личностные результаты:1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;2) формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;5) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

^ Метапредметные результаты:1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
^ Предметные результаты:1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;3) освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
1.3 Планируемые результаты обучения
На втором году обучения по данному курсу и УМК «Жар-птица» главным для ребенка становится осознание себя во времени, ощущение себя частицей единого целого, пребывающего на стыке прошлого, настоящего и будущего. Ребенок осознает, что он тесно связан не только с людьми, которые живут с ним в одно время, но и с теми, кто был до него и кто будет после. И задача каждого человека - воспринимать себя важной составной частью всего человечества, каждый представитель которого должен знать и ценить свой род, свои корни, прошлое своего народа, замечать сходство и различие между людьми разных стран, видеть в этом различии возможность понять и удивиться друг другу и признать разнообразие важнейшим условием жизни на нашей планете. Ведь только память, доброта и красота помогают человеку оставаться Человеком.

1.4 Корректировка программы.


1.5 Учебно-методический комплект.
«Жар-птица» (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.) – учебник по гражданскому образованию 3 класс. 1 и 2 части. Н.Новгород 2007 г
Рабочая тетрадь «Жар-птица» 3 класс (Тивикова С.К., Деменева Н.Н и др.)
Методическое пособие к учебному комплекту « Жар-птица» «Гражданское образование в начальных классах» 1 и 2 ч. Н-Новгород 2008 г.
1.6 Количество учебных

В неделю – 1 час, 34 недели – 34 часа в год
1.7 Контроль за уровнем достижений учащихся по гражданскому образованию.

Контроль за уровнем достижений учащихся, проводится в устной и письменной форме. По окончании изучения темы или раздела проводится письменная работа в виде теста или проверочной работы.
Используемые виды и формы контроля
Виды контроля:
- текущий,
- тематический
- итоговый,
- самоконтроль
- взаимоконтроль
Формы контроля:
-творческие задания;
-анализ художественных произведений;
- викторины;
- тестирование;
- проектная деятельность.
1.8Особенности организации учебного процесса по предмету
Формы обучения:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Методы обучения:
-метод художественного, нравственно – эстетического познания;
-метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
-метод игры;
Средства обучения:
для учащихся: учебник, технические средства обучения, мультимедийные дидактические средства;
для учителя: методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер с выходом в сеть Интернет.
2. Учебно-тематический план.
1четверть Тепло родного края 9ч
2четверть Над Российскими просторами 7ч
3четверть Живем мы по сосоедству 10ч
4четверть Из страны детства в мир взрослых 8ч
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ (34ч)
Тепло родного очага (9 ч)
В поисках счастья. Основные права человека. Конвенция о правах ребенка. Право на жизнь. Понятие счастья. Символы счастья. Жар-птица как символ счастья у русского народа. Образы счастья в произведениях писателей и художников. Счастье и радость как ценности человеческой жизни.
Сохраняя прошлое. Человек и время. Память как основа сохранения человеческого рода. Лента времени. Старина, память о прошлом. Связь настоящего, прошлого и будущего. Памятные семейные даты. Пожелания будущим поколениям.
Мировое древо. Представления о времени и пространстве в мировой мифологии. Мировое древо как символ связи прошлого, настоящего и будущего. Дуб, ясень и другие деревья как образы устройства мира у разных народов. Загадки, сказки, стихи, песни о деревьях.
Моя родословная. Род. Предки и потомки, поколения. Родовое древо великих людей (на примере А. С. Пушкина). Генеалогическое древо каждого ученика. Родословная. Реликвии как вещи, сохраняющие историю народа и отдельной семьи. Семейный герб.
Наша школьная семейка. Ценность образования в жизни человека. Конвенция о правах ребенка: право на образование. Представление о школе прошлого. Воспоминания родителей, бабушек и дедушек о своей школьной жизни.
Уважение к труду учителя. Педагоги - гуманисты В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Школьный класс как вторая семья. Дружеские отношения — основа жизни класса. Традиции, правила дружбы, взаимопомощи и сотрудничества в классе.
Я - надежда Отечества. Предназначение человека. Представление о настоящем Человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Самопознание. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Необходимость самовоспитания.
Слышу голос из прекрасного далека. Мечты о будущем: кем и каким хочет стать ребенок. Знакомство с различными профессиями. Ценность любого труда. Влияние любимого дела на выбор будущей профессии. Семейные профессиональные династии. Качества, необходимые для выполнения социальных ролей ни взрослой жизни, в будущей семье.
В кругу родном и тесном. Нравственные ценности, передаваемые в семье из поколения в поколение. Конвенция о правах ребенка: право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи. Взаимоотношения в семье. Права и обязанности детей по отношению к своим родственникам. Домашние обязанности детей. Обычаи гостеприимства у разных ни родов. Правила гостеприимства.
Над российскими просторами (7 ч).
Отечество: старое, новое, вечное. Понятие об отечестве. Соотечественники. Природа, общая культура, труд, язык как то, что объединяет всех соотечественников. Разнообразие природы России. Россияне. Народное искусство. Народные мастера.
Отчизны славные сыны. Люди, прославившие Россию. Отражение их жизни и деятельности в произведениях искусства. Деятели науки и техники (М. В. Ломоносов, К. Э. Циолковский, Ю. А. Гагарин и др.), культуры и искусства (И. Федоров, А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, А. П. Павлова и др.), известные педагоги (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.), прославленные полководцы (А. В. Суворов, К. Минин, Д. Пожарский), известные спортсмены (А. А. Алехин и др.).
Наше государство — Российская Федерация. Государство. Символы государства: флаг, гимн, герб. Глава государства. Государство Российская Федерация, его столица. Города России, их гербы. Президент. Государственная Дума. Правительство.
Сто народов — одна страна. Россия как федерация, ее состав. Республики, входящие в состав России, их столицы. «Большая» и «малая» родина. Россия — многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Русский язык как государственный. Конвенция о правах ребенка: воспитание чувства дружбы и взаимопонимания между народами.
Законы, по которым мы живем. Закон, различные значения этого слова. Семейные и школьные законы и правила. Законы государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Права и обязанности граждан. Представление о правовом государстве (на материале сказок).
Без праздника нет народа. Праздник и его роль в жизни народа. Праздники народные, государственные, религиозные, профессиональные, семейные. Рождество Христово как праздник народный, религиозный, государственный. Семейные традиции празднования Рождества. Обычаи и народные забавы на Святки: ряжение, колядование, гадание, игры.
Живём мы по соседству (10 ч)
Мы и наши соседи. Представление о соседстве. Соседи по дому, по школьному классу. Правила взаимоотношений с соседями. Страны-соседи. Государства-соседи России. Традиции добрососедства и сотрудничества разных стран.
Аист на крыше. Республика Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь.
Особенности природы Украины, Белоруссии, Молдавии. Охрана природы, заповедники (Беловежская Пуща, Аскания-Нова). Основные занятия людей. Взаимопомощь в труде, ответственность за себя и за других. Уважение к хлебу и труду земледельца. Правила бережливых.
Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Города-герои. День Победы.
Обычаи и традиции белорусов, украинцев, молдаван. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни. Праздники: Пасхи, Ивана Купалы.
У янтарного моря. Страны Прибалтики: Литовская, Латвийская, Эстонская республики; их столицы.
Стихи и легенды о природе стран Балтии. Янтарь — символ Прибалтики. Предания о Вильнюсе, Риге, Таллинне. Достопримечательности этих городов.
Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев. Национальные костюмы. Изделия народных промыслов. Традиционный праздник песни.
В горах Кавказа. Страны Закавказья: Республики Грузия, Азербайджанская, Армения, их столицы. Образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников. Основные занятия людей. Народные ремесла.
Древняя культура народов Закавказья. Почитание традиций предков. Старинные праздники кавказских народов, похожие на русские народные праздники. Современные праздники. Народные костюмы, блюда национальной кухни. Национальные черты характера грузин, армян, азербайджанцев. Фольклор.
Многоцветные краски Востока. Страны Центральной Евразии: Республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и их столицы. Природа Средней Азии и Казахстана, ее отражение в произведениях писателей и художников, Основные занятия и традиции казахов, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов. Жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни. Народные герои и народная мудрость. Обычаи добрососедства и взаимопомощи. Религиозные и народные праздники.
Из страны детства в мир взрослых (8 ч.)
Я взрослею. Мир детства и мир взрослых. Права ребенка. Конвенция о правах ребенка: подготовка к самостоятельной жизни в обществе. Взросление, дела, помогающие взрослеть. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Вхождение ребенка в общество. Общественные организации. Дела и поступки на пользу другим людям. Клубы и кружки для школьников.
Таинственный мир знаний. Знание. Библиотеки и другие хранилища информации. Конвенция о правах ребенка: право на доступ к информации. Роль книги в жизни человека. Энциклопедии, словари, справочники. Детская периодическая печать. Правила поведения в библиотеке и бережного отношения к книге.
Наука и ее значение в жизни общества. Процесс познания мира человеком. Ученые и изобретатели. Предвидение научных открытий в сказках и произведениях научной фантастики. Волшебные предметы и современные изобретения. Дети-изобретатели.
Пора в путь-дорогу. Путешествия и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Конвенция о правах ребенка: возможность свободно развиваться духовно, умственно и физически. Знакомство с памятниками культуры. Виды музеев: города-музеи Италии, Греции и других стран, краеведческие, художественные музеи, дома-музеи знаменитых людей. Музейные экспонаты. Правила поведения на экскурсии в музее, по городу.
Познание «малой родины»: природа и история родного края, знаменитые земляки. Правила поведения в походе. Бережное отношение к природе. Качества, необходимые туристам. Физическая подготовка, занятия спортом и укрепление здоровья. Олимпийские игры: история, традиции, символы.
Приглашаем в театр. Театр как искусство. История происхождения театра. Музы-покровительницы искусства. Виды театра: кукольный, драматический, оперы и балета и др. Театр зверей, цирк. Искусство быть зрителем. Правила поведения в театре. Конвенция о правах ребенка: право участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством. Приобщение детей к искусству.
Досуг — дело серьезное. Понятие «досуг». Виды досуга, помогающие детям взрослеть. Проведение досуга с пользой для себя и для других. Парк как место отдыха, познания и общения. Виды парков: национальный, культуры и отдыха и др. Зоопарк. Диснейленд и Диснейворлд. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила дружной игры. Культура поведения на улице, в транспорте, в парке.

Поурочное тематическое планирование
по курсу «Гражданское образование»
4 класс
№ Дата Тема Кол-во
часов
I четверть «Тепло родного очага» 9 часов
1 В поисках счастья 1
2 Сохраняя прошлое 1
3 Мировое дерево 1
4 Моя родословная 1
5 Наша школьная семейка 1
6 Я-надежда Отечества 1
7 Слышу голос из прекрасного далёка 1
8 В кругу родном и тесном 1
9 Что в сердце бережно храним. Обобщающий урок – экскурсия по «дому-музею» 1
II четверть Над российскими просторами 7 часов
10 Отечество старое, новое, вечное 1
11 Отчизны славные сыны 1
12 Наше государство – Российская Федерация 1
13 Сто народов – одна страна 1
14 Законы, по которым мы живём 1
15 Без праздника нет народа 1
16 По родной стране. Обобщающий урок – устный журнал 1
III четверть «Живём мы по соседству» 10 часов
17 Мы и наши соседи 1
18-19 Аист на крыше 2
20-21 У янтарного моря 2
22-23 В горах Кавказа 2
24-25 Многоцветные краски Востока 2
26 Фестивальные встречи. Урок-праздник 1
IV четверть Из страны детства в мир взрослых 8 часов
27 Я взрослею 1
28-29 Таинственный мир знаний 2
30-31 Пора в путь-дорогу 2
32 Приглашаем в театр 1
33 Досуг – дело серьёзное 1
34 Парк чудес и открытий. Обобщающий урок 1
5.Требования к уровню подготовки учащихся
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.
Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.
Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.
6. Система оценивания
Оценка выставляется за ответы на уроке, за творческие работы, проверочные работы и тестовые работы.
7. Материально-техническое обеспечение предмета.
-Магнитная доска.
-Мультимедийный проектор.
8.Литература
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Жар-птица». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.
Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Жар-птица». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.