Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс




Структура рабочей программы




Пояснительная записка.

Значение гражданского образования в школьном образовании.

Цель и задачи рабочей программы.

Основания к выбору содержания рабочей программы (УМК).

Организация общеобразовательного процесса (график прохождения материала).

Требования к уровню подготовки учащихся по классам и выпускников.

Содержание обучения (тематические блоки с указанием количества часов).

Система оценивания.

Поурочное тематическое планирование.

Литература.






Пояснительная записка

Курс создает условия для нравственного развития, становления духовной сферы и правовой культуры личности. Основой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.

Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образовании, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления у них мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентации. Курс гражданского образования является пропедевтическим, он создает базу для усвоения истории и граждановедения в основной школе.

Цель гражданского образования в начальной школе создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

З а д а ч и к у р с а

Создание условий для становления у детей ценностных ориентации на основе системы общечеловеческих ценностей.

Воспитание патриота своей страны и гражданина мира.

Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения.
Формирование правовой культуры.

Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности.

Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности.

Развитие образного и логического мышления.

Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя.

Организация общеобразовательного процесса

В неделю – 1 час, 34 недели – 34 часа в год

Требования к уровню подготовки учащихся

Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, недостаточно представленные в других учебных предметах начального образования.

Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.

Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями и другими взрослыми. Формируемые у младших школьников
общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому, предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания, построены на основе связей с литературным чтением, природоведением, математикой и др.







Содержание обучения

Во 2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.

-я четверть. Дом, в котором мы живем. 9 часов

-я четверть. В путешествие по миру. 7 часов

-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве. 10 часов

-я четверть. Я и моя семья. 8 часов

Система оценивания

Оценка выставляется только словесная, эмоциональная, здесь нет бальной системы оценивания. За выполненные задания в конце четверти ставится аттестован(а), если задания систематически не выполнялись, то не аттестован(а).

Литература

Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Гражданское образование в начальных классах: Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик». Часть I. Н.Новгород: Издательский центр «Педагогические технологии», 2008.

Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. «Кораблик». Часть I,II. Н.Новгород: Издательский центр
«Педагогические технологии», 2012.







Поурочное тематическое планированиепо курсу «Гражданское образование» 2 класс

I четверть. Дом, в котором мы живем

1.
Земля общий дом для всех людей
2 ч.

2.
Отечество. Наша Родина Россия
2 ч.

3.
Москва столица нашей Родины.
1 ч.

4.
Санкт-Петербург
1 ч.

5.
Нижний Новгород
1 ч.

6.
Нижегородская ярмарка
1 ч.

7.
Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник
1 ч.


Итого
9 ч.

II четверть. В путешествие по миру

1.
Шар земной именуется миром
1 ч.

2.
Открываем Америку. Соединенные Штаты Америки
2 ч.

3.
Хождение за три моря. Индия
1 ч.


4.
Кругосветное путешествие
1 ч.

5.
По новогодней карте
1 ч.

6.
Разноцветный новогодний хоровод. Обобщающий урок-праздник
1 ч.


Итого
7 ч.

III четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве

1.
По неведомым дорожкам
1 ч.

2.
В суровом северном краю
2 ч.

3.
Секреты старого замка
2 ч.

4.
Под жарким солнцем Черной Африки
2.ч.

5.
Там, где восходит солнце
2 ч.

6.
Сказочное путешествие. Обобщающий урок-праздник
1 ч.


Итого
10 ч.

IV четверть. Я и моя семья

1
Из дальних странствий возвратясь
1 ч.

2
Мир семьи
2 ч.

3
Я и мое имя
2 ч.

4
Свет мой, зеркальце, скажи
2 ч.

5
Вместе дружная семья. Обобщающий урок-праздник
1 ч.







Итого
8 ч.



Рисунок 015