Использование аппарата Мастер Саунд (Master Sound) на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР.


Использование аппарата Мастер Саунд (Master Sound) на логопедических занятиях с детьми, имеющими ФФНР.
В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
К категории детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем». Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Сколько слогов в слове «мак»? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?). Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Функции фонематической системы определила и раскрыла В.К. Орфинская в 1960 году:
1. Смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
2. Слухопроизносительная дифференциация фонем (каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
3. Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы.
Следовательно, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков родного языка, но имеющих сохранные физический слух и интеллект.
Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:
- недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
- недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении;
- глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок вообще не различает отношения между звуковыми элементами, не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.
Речь ребёнка с ФФНР характеризуется большим количеством пропусков и искажений, заменой звуков, перестановкой звуков и слогов в составе слова. В некоторых случаях у ребёнка может быть нарушено 15-20 звуков. Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов внутри слова) и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога). Нередко отдельные дети с ФФНР затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам). При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т.п.
Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФНР:
-внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также - слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
-объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
-отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФНР в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
-поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
-могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
-возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно - двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
-в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Учитывая все перечисленное ранее, хочется поделиться уникальной находкой для логопедов - устройством для самоконтроля речи, которое называется Мастер Саунд (Master Sound). Разработано оно было, в первую очередь, для тех, кто изучает иностранные языки. Мастер Саунд позволяет слушать речь носителя языка, говорить и одновременно слышать свой голос, не записывая его на пленку (он позволяет слышать себя так, как слышат нас окружающие). Использование аппарата Мастер Саунд на логопедических занятий с детьми, имеющими ФФНР позволяет формировать у ребенка правильное и четкое произношение слов, создать дополнительный слуховой контроль за внешней речью ребенка, не раздражая и не травмируя его психику.
Аппарат Мастер Саунд очень прост в обращении и компактен. За счет этого его легко можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях в школе, детском саду и дома, что крайне немаловажно для самостоятельных занятий.
Аппарат Мастер Саунд прошел апробацию в Институте коррекционной педагогики, рекомендован Министерством образования РФ и имеет Гигиенический сертификат.
На своих логопедических занятиях с детьми дошкольного и школьного возраста, имеющими ФФНР, я широко использую аппарат Мастер Саунд как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях при:
- автоматизации звуков;
- дифференциации фонем (на примере слогов и слов);
- работе над слоговой структурой слова (звуковая наполняемость, слоговая последовательность);
- работе над ударением;
- работе над грамматическим строем (согласование слов в роде, числе, падеже);
- коррекции дислексии (контроль правильности чтения).
С помощью различных методических приемов можно менять характер и сложность предлагаемых заданий. Так, например, один и тот же речевой материал можно:
-прослушать и повторить,
-повторить за педагогом,
-прослушать запись и повторить одновременно с педагогом,
-прослушать и прочитать,
-прочитать самостоятельно,
-послушать, повторить и прочитать.
Использование аппарата Мастер-саунд дало ряд положительных моментов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры и голоса:
-повышает уровень заинтересованности детей в самостоятельной работе;
-сокращает время на формирование и автоматизацию речевых навыков;
-позволяет добиться стабильной обратной связи в режиме реального времени;
-обеспечивает многократное прослушивание речевого образца (в режиме аудиозаписи);
-позволяет управлять обучающимися собственными процессами в речевой и голосообразующей системе;
-позволяет проводить логопедические занятия на положительных эмоциях;
-сокращает сроки логопедических занятий.
Примерные упражнения для занятий с аппаратом.
1. Формирование фонематического слуха.
- Упражнение «Внимательные ушки».
Например: выделение звука [б]
а) из ряда звуков: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;
б) из прямых слогов: па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;
в) из слов: булка, палка, бант, ток, коробка, мука, рыба, луна, колобок.Логопед дает инструкцию: «Я буду называть звуки (слоги, слова). Если вы услышите звук [б] хлопните в ладоши (поднимите руку, поднимите флажок) вот так».
- Упражнение «Называлки».
а) Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.
б) Дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
в) Повторение цепочек в том порядке, как они произносятся педагогом:
а-о-оа-о-аа-а-о
а-о-уо-а-уу-а-о
ба-бо-баба-бо-баба-ба-боба-бо-бубо-ба-бубу-ба-бо- Упражнение «Сравнилки».
Использование методического пособия В.А.Ковшикова «Исправление нарушений различения звуков».
а) Повторение пар слов, отличающихся первым звуком:
бар- парбак- макбар- дар
быль- пыльбор- морбочка- дочка
борт- портбой- мойбольше- дольше
балка- палкаболь- мольбрать- драть
б) Повторение пар слов, отличающихся последним звуком:
бар- балмел- мель
вор- волмол- моль
укор- уколстол- столь
отвар- отвалугол-уголь
в) Повторение пар слов, отличающихся звуком в середине слова:
мишка- мискакоробок- колобок
башенка- басенкапоручить- получить
крыша- крысаборт- болт
кашка- каскагород- голод
- Упражнение «Четвертый лишний».
Из четырех слов, четко произнесенных логопедом ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных, предварительно повторив всю цепочку. Объяснить свой выбор:
ком - том - ком - ком
винт - винт - бинт - винт
дудка - будка - будка - будка
бочка - бочка - бочка - почка
- Упражнение «Паровозик».
а) Образование слов по первым звукам, которые встречаются в названиях предметных картинок (названия картинок ребенок должен произносить четко):
сыр, осы, носок - сон
ключ, обруч, топор - кот
дым, ананас, часы, арбуз - дача
б) Образование слов по последним звукам, которые встречаются в названиях предметных картинок:
автобус, пальто, дом - сом
кенгуру, самолет, носок, игла - утка
пенал, пила, суп, шапка – лапа
- Упражнение «Травка и камушек».
Образование новых слов путем смягчения последнего звука. Логопед четко называет слова, а ребенок повторяет, изменяя последний звук:
вес- весьплот- плоть
гнус- гнусьбрат- брать
пыл- пыльшест- шесть
угол- угольхор- хорь
- Упражнение «Изменялки».
а) Изменение первого звука в слове с опорой на зрительный образ (использование карточки с буквой):
мак- рак- бак- лак- так
Толя- Коля- Поля- доля
б) Наращивание слов путем добавления звуков:
Осы- косылен- клен
Аня- Танявор- двор
Рот- кротАся- Вася
Мех- смехОля- Поля
2. Работа над слоговой структурой слова.
В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:
- односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;
- односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;
- двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;
- трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.
- Упражнение «Замочки».
Повторение слов по слогам с одновременным замыканием каждого слога в замок. Использование методического пособия Г.Г.Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе».
- Упражнение «Репка».
а) Определите на слух первый слог слова (машина, самокат…)
б) Определите второй слог (машина, самокат…)…
- Упражнение «Добавлялки».
а) На карточке написан последний слог, который надо добавить к началу слова и повторить получившееся слово. Начало слова произносит педагог, затем показывает карточку, а ребенок повторяет все слово целиком.
ЛА РА ША
пи-лако-рака-шаси-лано-рано-шазо-лаго-раМа-шаиг-лада-раПа-шаб) Наращивание слов путем прибавления второго слога. Педагог произносит начало слова, а ребенок его заканчивает, произнося второй слог, или читает слог, написанный на карточке.
Пе- тух, нал, сок, пел, карь
Та- зик, бун, бор, нецСа- пог, лат, хар, дик
Но- ги, ты, ра, сы, ша, жи3. Работа над лексикой и грамматикой
- Упражнение «Стайка».
Образование форм множественного числа от предлагаемых слов:
Птица- птицы
Рука-рукиДом-дома…
- Упражнение «Семейка».
Образование однокоренных слов от предлагаемого слова при помощи добавления различных суффиксов и окончаний:
Дом- домик- домовой- домовенок- домашний…
Лес- лесник- лесничий- лесной- перелесок…
- Упражнение «Кто я?»
Образование людей различных профессий (спортсменов, музыкантов, строителей…):
Строит- строитель
Учит- учитель
Охраняет- охранник…
- Упражнение «Гномик»
Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Берег- бережокстул- стульчик
Снег- снежокпалец- пальчик
Пирог- пирожокгном- гномик…
- Упражнение «Гулливер».
Образование форм превосходного значения:
Хвост- хвостище
Нос- носище
Рука- ручище…