Сценарий урока Экскурсия по Санкт-петербургу


Петербурговедение.
Ознакомлению детей с культурой Санкт-Петербурга.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Коррекционно-образовательные:
закрепить правильной и четкой артикуляции звуков (Р); (Р'); (Л); (Л'), в слогах, словах, стихах, фразах;
закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными;
упражнять в правильном словообразовании «слов-родственников»;
упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух;
развивать интонационную выразительность речи;
продолжить работу над развитием мелкой моторики и координации движений;
развивать зрительный гнозис, внимание, память.
Коррекционно-воспитательные:
развивать духовный кругозор личности ребенка, формировать гражданскую позицию дошкольников;
закрепить знание детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга;
воспитывать чувство гордости, любви, уважения по отношению к родному городу, чувство сопричастности, желание сделать свой город лучше;
воспитывать толерантность, культуру взаимоотношений;
доставить детям и родителям эстетическое удовольствие, вызвать положительные эмоции. при слушании стихов, музыки, рассматривании иллюстраций с видами города.
Материалы и оборудование: иллюстрации достопримечательностей Санкт-Петербурга, иллюстрации нескольких крепостей, в том числе Петропавловской, разрезанная напольная игра «Собери изображение», картинка с контурами зданий, наложенными друг на друга, буквы для составления слов (храм, собор, площадь), мяч, семейные гербы, созданные детьми и их родителям.
ГЕРБ, ГИМН, ФЛАГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГАХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий читает стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье…»
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла.
Ведущий: Ребята, о каком городе А.С. Пушкин написал такое торжественное и прекрасное стихотворение?
Дети: О нашем родном городе Санкт-Петербурге.
Ведущий: Конечно, это стихотворение о нашем любимом городе Санкт-Петербурге! Это один из самых больших и красивых городов мира. Ему исполнилось 300 с лишнем лет, и живет в нём 5 млн. жителей. Все люди разные, но все мы – петербуржцы и, конечно, все мы любим свой родной город Санкт-Петербург.
Ведущий: Ребята, а вы любите наш город? А что вам особенно нравится в нашем городе, за что вы его любите?
Дети: У нас в городе широкие и красивые улицы и проспекты. Высокие дома, много деревьев, много достопримечательностей в центре города.– Наш город стоит на р.Неве – она полноводная, красивая, одета в гранитные берега. – Здесь живут друзья, родные.– В нашем городе много музеев, театров, есть замечательный цирк и т.д.
Ведущий: Конечно, наш город нельзя не любить!
Ребенок:
Мы очень любим город свой,Сияет солнце над Невой,Или дожди стучат в окно,Его мы любим всё равно.Мы в этом городе живём,И он растёт, и мы растём.
(М. Борисова)
Ведущий: Ребята, я знаю, что вы не только любите наш город, но и очень хорошо знаете его. Но чтобы убедиться в этом, предлагаю вам совершить экскурсию по нашему любимому Санкт-Петербургу. Вы будете экскурсоводами для ваших пап и мам, которые вместе с нами отправятся в путешествие во время которого, как в сказке, будут оживать перед нами, самые прекрасные уголки Санкт-Петербурга. Во время путешествия город предложит вам решить загадки, отгадать ребусы и кроссворды, вы поучаствуете в викторине, мы с вами будем играть, читать стихи и, конечно, поговорим о том, как должны себя вести настоящие петербуржцы. Ну, а в конце экскурсии вас ждёт сюрприз! Итак, наше путешествие начинается!
Ребенок: 
В полдень выстрелит хлопушка,За стеной сторожевой,Словно детская игрушка –Это крепость над Невой.
Ведущий: Ребята, о какой крепости идёт речь, кто её построил, где и почему?
Дети: Это Петропавловская крепость – первое здание в Санкт-Петербурге, построена она на Заячьем острове для защиты города от врагов и называется так в честь святых Петра и Павла.
Ведущий: Предлагаю рассмотреть иллюстрации нескольких крепостей и найти среди них Петропавловскую крепость.
Игра «Собери крепость»
Дети (2-3 чел) собирают на полу разрезную картину «Петропавловская крепость».
Ребенок:
Ветер, ветер, ты какой?Петербургский я, морскойНа заливе разгулялся,А теперь до вас добрался.В переулках я свищу,Кто из вас не спит – ищу.
Ведущий: Подул морской ветер, стало свежо, где же мы ребята очутились?
(Показывает иллюстрацию с рекой Невой.)
Дети: Это наша река Нева.
Ведущий: Что вы знаете о Неве?
Дети: Вытекает из Ладожского озера. Очень глубокая и полноводная. При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними находятся острова. Весь наш город стоит на островах. Поэтому в Санкт-Петербурге 32 моста.
Ребенок:
У красавицы НевыОжерелье из листвы.Из гранитов самых лучшихСшито платье на века.Но совсем не белоручка знаменитая рекаБаржи, лодки. ПароходыНа себе несёт Нева.
(М.Борисова)
Ведущий: А можно представить наш город без Невы?
Дети: Нет! По Неве город перевозит грузы, людей. Мы пьём невскую воду.
Ведущий: Вы правы, конечно! Река Нева дала жизнь нашему городу. Город раскинулся на её берегах и островах. К Неве раскрываются его площади, ведут улицы, обращены фасады прекрасных зданий, ставших символами Санкт-Петербурга. Это Адмиралтейство, Смольный и Исаакиевский соборы, Эрмитаж.
Ведущий: Поиграем в словесную игру «Что здесь лишнее?»
Реки: Мойка, Нева, Фонтанка, Москва-река. 
Соборы: Исаакиевский, Казанский, Смольный, Василия Блаженного.
Площади: Дворцовая, пл.Восстания, Красная, Сенная.
Музеи: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Кунсткамера.
Дети выделяют лишнее слово и объясняют почему они так думают.
Ребенок:
Маленький корабликВ городе огромном,В небе над НевоюСинем и просторном.Маленький корабликвысоко плывет –это символ города,здесь рождался флот.
(Сергей Скаченков)
Ведущий: На шпиле какого здания красуется кораблик?
Дети: Это – Адмиралтейство.
Ребенок: С Петровских времен здесь строились корабли для русского флота. Носовую часть корабля украшала скульптура: фигура или голова женщины, воина, дикого зверя, птицы. Это были красиво окрашенные, большие военные корабли.
Ведущий: Поиграем в игру  «Узнай по контуру»
Картинка с наложенными друг на друга контурами зданий: Адмиралтейство + Петропавловская крепость + Исаакиевский собор.
Дети называют достопримечательности, чьи силуэты они узнали на картинке.
Ведущий: Рядом с Адмиралтейством находится площадь. Как она называется и почему?
Дети: Дворцовая площадь. На этой площади стоит знаменитый дворец, где жили цари. Сейчас это самый большой музей России. В его коллекции 3 миллиона произведений: картины, скульптуры, монеты и медали, коллекции оружия и тканей. 3,5 миллиона человек посещают музей за год.
Ребенок:
Когда на сердце тяжестьИ холодно в груди,К ступеням ЭрмитажаТы в сумерки приди,Где без питья и хлеба,Забытые в веках,Атланты держат небоНа каменных руках.
(А. Городницкий)
Ведущий: А какие вы еще знаете скульптуры, памятники нашего города, который недаром называют музеем под открытым небом?
Дети: Памятник Крылову в Летнем саду, сфинксы на набережной, львы украшающие мосты, фасады домов, памятник Петру I, грифоны на Банковском мосту, кони на Аничковом мосту.
Ведущий: Ребята, давайте поиграем в игру «Ожившие скульптуры».
Дети изображают различные скульптуры, родители отгадывают.
Стихотворение из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» читает ребенок:  
На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел.
Ведущий: О ком говорится в этом стихотворении? Что вы знаете о Петре I? Давайте пофантазируем и представим, что к нам в гости пришел сам Петр I собственной персоной!
Под музыку входит Петр I.
– Здравствуйте, юные Петербуржцы, уважаемые родители, гости!Наслышан я, что вы готовились ко дню рождения любимого Санкт-Петербурга. Триста с лишним лет тому назад 27мая 1703 года заложил я крепость в устье реки Невы и начал строить город. С тех пор прошло много лет, а Санкт-Петербург и нынче растёт и хорошеет, и радуется моё сердце, глядя на это.
Петр I: Хочется мне узнать, как сегодняшние юные жители города знают и любят его.
Викторина: «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?»
Кто основал наш город? (Петр I)
Что венчает шпиль Адмиралтейства? (кораблик – флюгер показывает направление ветра)
Как называется главная площадь Санкт-Петербурга? (Дворцовая)
Назовите главную улицу нашего города? (Невский проспект)
Как называется главная река Санкт-Петербурга? (Нева)
Какую угрозу таит в себе Нева? (Наводнение)
Для чего разводят мосты? (Для прохода кораблей)
На каком острове находится Петропавловская крепость? (На заячьем)
Как называется сказочное существо с головой человека и телом льва? (Сфинкс)
Почему колонны называют ростральными? (Колонны украшены рострами – изображениями носовой части корабля; ростра – нос корабля)
Где в 12 часов дня стреляет в нашем городе пушка? (На стене нарышкинского бастиона Петропавловской крепости)
Как называют памятник Петру I на площади декабристов? (Медный всадник)
Что венчает золоченный шпиль Петропавловской крепости? (Флюгер в виде ангела с крестом; высота – 3м, размах крыльев – 4м)
Почему дворец Петра I в Летнем саду называют летним? (жил летом)
Как выглядит герб нашего города?
Детям предлагаются:
1. Игра с мячом на соотнесение существительного с прилагательным:
Река – какая? (бурная, полноводная, глубокая и т.д.)Город – какой? Площадь – какая?
2. Игра с местоимениями;
Я – ПетербуржецТы – ПетербуржецМы, Они – ПетербуржцыОна – Петербурженка3. Однокоренные слова.
Назови, как можно больше родственных слов к слову «город» (Городок, огораживать, городской, горожане, огород, пригородный)
4. Составь слово и найди к нему картинку.
Из букв собирается слово и аналогичный образец ребенок показывает на картинке. Слова: площадь, собор, храм, фонтан.
Петр I: Да, город вы знаете и любите, а знаете ли вы правила поведения настоящего петербуржца?
Дети:
Не сорить на улицах города.
Быть вежливыми при общении.
Помогать пожилым людям.
Громко не кричать.
Помогать младшим товарищам.
Петр I: Молодцы!
Ведущий: Петр Алексеевич, дети с родителями приготовили городу подарки. Они нарисовали семейные гербы. Мы решили вернуться к старым традициям, когда люди знали своих предков до седьмого колена и относились друг к другу с огромным уважением и любовью. Что получилось – судить тебе.
Петр I рассматривает гербы, слушает рассказы детей. Хвалит ребят и родителей, прощается. Уходит под музыку.
Ведущий: Благодарим всех за участие. Наш досуг, посвященный дню рождения Санкт-Петербурга подошел к концу.
Санкт-Петербург – гранитный город,Взнесенный славой над Невой,Где небосвод давно распорот – Адмиралтейскою иглой!!Недаром Пушкин и РастреллиСверкнувши молнией в веках,Так титанически воспелиТебя в граните и в стихах!И – майской ночью в белом дыме,И – в завываньи зимних пург – Ты – всех прекрасней, – несравнимыйБлистательный Санкт-Петербург!
(Н. Агнивцев)
Использованная литература:
Алифанова Т.Г. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет», 2005.
Ефимовский Е.С. «Любимый город Санкт-Петерубрг». Азбука в стихах и картинках. Санкт-Петербург, изд.дом «Литера», 2004.
Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство». Санкт-Петербург. «Паритет», 2010.