Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы Тема разработки: Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных.


Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования
Аттестационная работа на высшую категорию
Методическая разработка раздела образовательной или учебной
программы
Тема разработки: Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных.
Выполнила: учитель начальных классов
МОУ СОШ №2 р.п. Пильна, Пильнинского р-на.
Болтаевская Ирина Владимировна
Образование: высшее.
Квалификационная категория: высшая.
Педагогический стаж/Стаж работы учителем начальных классов: 25 лет
Контактные телефоны: 89087273109 (8831925-23-00)
Н.Новгород
2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М.С. Соловейчик «Русский язык»(2005), утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст. Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем. Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Тема «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных» является одним из разделов изучения русского языка в 4 классе и соответствует программе начальных классов по русскому языку. Обучение правописанию безударных падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных главное в этой теме. Рассмотрению этих орфографических вопросов предшествует знакомство с понятием склонение и способами определения склонения имен существительных .На уроках по этой теме обучение ведётся от освоения общих способов действия к решению конкретных задач. В данном случае принцип «от общего к частному» означает следующую логику обучения.
1. Познакомив учеников с распределением имен существительных по склонениям, с наличием в каждом из склонений своего набора окончаний четвероклассники учатся определять склонение, к которому относится то или иное имя существительное.
2. Аналогия со способом выбора букв безударных гласных в корнях слов позволяет вывести общий способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных – подбор проверочного слова.
3. Специально организованные «опыты» помогают учащимся «открыть», что проверочное слово для окончания должно быть словом того же склонения. На основе сделанного «открытия» устанавливается тот порядок действий, который должен обеспечить решение орфографической задачи в безударном окончании имени существительного любого склонения.
4. Выведенный алгоритм кладется в основу обучения правописанию безударных падежных окончаний. Целенаправленная тренировка в его применении и есть обучение решению данного типа орфографических задач .
Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономным. Открыв для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения, причем делают это на словах разных склонений.
Выведенный алгоритм используется и на уроках, посвященных
имени прилагательному.
Морфология является центральным языковым разделом курса «Русский язык». Изучение морфологии в данном курсе обеспечивает интеллектуальное развитие школьников, формирование их абстрактного мышления и всего комплекса УУД.
Актуальность изучения темы:
«Морфология» - один из важных разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе. Без полноценного усвоения знаний по морфологии невозможно успешное овладение частью орфограмм, предусмотренных школьной программой, усвоение ряда правил словоупотребления.
Новизна: разработана система уроков с использованием разнообразных технологий, форм, методов и приёмов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся и успешному овладению навыка грамотного письма.
Структура и содержание раздела имеют следующие особенности:
- последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями к последующему детальному изучению каждой.
- единая логика представления основных частей речи позволяет сравнивать их и даже рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.
- изучение склонения имён существительных и прилагательных, сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи, что способствует формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.
2.Цели и задачи раздела.
Цель: Организация деятельности учащихся для развития навыка склонения имен существительных и распознавания падежей.
Задачи:
1. Образовательные:
- научить распознавать признаки и падежные окончания имен существительных 1,2 и 3-го склонения через открытие детьми новых способов деятельности;
- формировать готовность к самоконтролю и самоанализу через осознание детьми своих действий, результатов и способов своего анализа условий задач;
2.Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость
- произвольное внимание
- творческое мышление
3.Воспитательные:
- вызвать интерес к урокам русского языка
- воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.
3. Психолого-педагогическое обоснование.
Построение процесса обучения ориентировано на развитие психических функций и освоения младшими школьниками учебного материала в соответствии с возрастными особенностями.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.
В четвертом классе уже сформированы мыслительные способности:
- умение сравнивать и находить общее и различное;
- умение выделять главное,
- отличать существенное от несущественного,
- делать логические заключения и выводы.
Окончательно закрепляются мотивы к обучению и формируется способность к адекватной самооценке.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
В результате изучения раздела « Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных» ученик должен уметь:
Называть: изученную часть речи и значимые слова.
Приводить примеры имен существительных разных склонений с безударными и ударными окончаниями в любом падеже, а также их синонимов и антонимов.
Находить имена существительные в предложениях, текстах и отличать их от других частей речи.
Различать склоняемые и несклоняемые имена существительные, а также слова близкие по смыслу и однокоренные.
Определять: род, число, склонение, падеж имени существительного.
Пользоваться орфографическим, толковым и словообразующим словарем.
Характеризовать синтаксическую роль (назначение) изученной части речи в предложении.
Применять: правила написания безударных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения и способы их проверки.
Списывать и писать под диктовку разборчиво, аккуратно имена существительные с безударными окончаниями.
Составлять небольшие тексты описательного и повествовательно характера с использованием несклоняемых и склоняемых имен существительных.
Обнаруживать ошибки в письменной самостоятельной работе (диктант, изложение, сочинение) и устанавливать их причины.Использовать справочную литературу для самоконтроля.
Извлекать информацию об именах существительных из различных источников, включая компакт-диски учебного назначения и ресурсов Интернета.
5. Использование в образовательном процессе образовательных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся.
На уроках русского языка, а в частности при изучении раздела « Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных» используются технологии:
1. Проблемного обучения.
- возникновение проблемной ситуации.
- осознание сущности затруднения.
- нахождение способов решения.
- доказательство правильности выбора способа решения.
- проверка правильности решения проблем.
2. Технологии критического мышления через чтение и письмо.
- побуждение к работе с новой информацией.
- вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
- бесконфликтный обмен мнениями.
- получение информации по теме.
- классификация полученной информации по категориям знания.
3. Здоровьесберегающей технологии.
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность методик обучения и воспитания).
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
4.Технологии развивающего обучения.
- учитель создает проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать опыт учащихся.
- составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися.
- создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
Для осуществления целостного подхода в обучении используются методы:
I. По источнику получения знаний:
1. Словесные:
- беседа (индивидуальная и фронтальная)
- рассказ
- собеседование с классом или группой
- работа с книгой.
2. Наглядные:
- демонстрация плакатов, схем, таблиц, моделей
- использование технических средств
- просмотр презентаций.
3. Практические:
- практические задания
- упражнения (устные и письменные)
- дидактические игры.
II. По степени активности познавательной деятельности учащихся:
- иллюстративный
- проблемный
- частично-поисковый.

6. Система знаний и система деятельности.
Предметные знания.
Понятия:
- «грамматическое значение», «морфологические и синтаксические признаки»;
- род существительных, имена существительные общего рода;
- число и падеж существительных.
Формирование и усвоение знаний:
- три склонения имен существительных (учитывая его род и окончание);
- склонение существительных на -ия, -ий, -ие; на -мя;
- несклоняемые (неизменяемые) существительные;
- словообразование существительных;
- безударные падежные окончания.
Компоненты учебной деятельности.
1. Мотивы учения (мотивация):
- учебно-познавательные (интерес к знаниям, любознательность)
- непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность)
2. Учебная задача (система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий)
3. Учебные операции (входят в состав способа действий)
4. Контроль (первоначально работу контролирует учитель, но постепенно начинают контролировать ее сами дети, развивается внимание)
5. Содержательная оценка (критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми)
Система деятельности.
1. Познавательная деятельность:
- сравнение выделенных существительных, их сходство и различие
- выделение существенных признаков
- классификация
-анализ
- синтез
- обобщение.
2. Преобразующая деятельность:
- постановка задач
- методы решения этих задач
- способы действия
3. Общеучебная деятельность:
- саморазвитие
- способы поиска новой информации
- способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
4. Самоорганизующая деятельность:
- целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
- прогнозирование - оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания
- самооценка и самоконтроль.
7. Календарно-тематическое планирование по разделу
«Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных»
составлено на основе Программы к курсу «Русский язык» для 1-4 классов С. Соловейчик,Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка», 2-е издание, Смоленск «Ассоциация 21 век»,
Учебник Русский язык . М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 кл. Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 год,
Тетрадь - задачник «К тайнам нашего языка», 4 кл. 2-е издание, Смоленск «Ассоциация 21 век», 2010 г.
№ урока Тема урока Кол-во ч. Элементы содержания Планируемый результат
1- 2 Что ты знаешь об именах существительных? 2 склонение имён существительных Знать понятия им.сущ., им.прил.
Уметь их сопоставлять друг с другом.
Знать назначение каждой из частей речи

Уметь обнаруживать и решать орфографические задачи.
Знать понятие «склонение»
Уметь склонять им. сущ.
Знать безударные падежные окончания им. прил. и им. сущ.
Уметь применять свои знания на практике.
3-5 Открываем новый секрет имен существительных 3 три склонения имени существительного 6-7 Дополняем памятку. Самостоятельная работа. 2 письменный анализ имени существительного 8-10 Известное правило подсказывает новое. 3 правописание безударных окончаний имён существительных 11-14 Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.
Словарный диктант. 4 правописание безударных окончаний имён существительных 15-18 Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных?
Словарный диктант. 4 правописание безударных окончаний имён прилагательных 19 Изложение 3 1 «картинная речь» 20 Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег» 1 1 осмысливание содержания картины
- подбирать слова для описания 21-22 Склоняются ли имена существительные
и имена прилагательные во множественном числе? 2 правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных во множественном числе. 23-24 Поговорим об именах существительных
в именительном и родительном падежах множественного числа.
Самостоятельная работа. 2 употребление в речи формы именительного и родительного падежа имён существительных множественного числа Уметь составлять повествовательный тест с элементами сказки.
Уметь:
правильно передавать содержание текста;
дополнять текст своими словесными картинами.
Уметь создавать словесные этюды.
25-27 Повторяем, тренируемся в правильном письме.
Словарный диктант. 3 склонение имён существительных и имён прилагательных 28 Диктант 4 1 -применение полученных знаний в практической деятельности 29-31 Открываем еще несколько секретов правильной речи 3 история возникновения некоторых имён существительных в русском языке 32-34  Размышляем, фантазируем, рисуем.
Изложение 4. 2 правильно передавать содержание текста 8. Контроль и коррекция результатов.
Цель контроля: выявить слабые места и ошибки, своевременно их исправить и не допускать повторения. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний, умений, навыков в распознавании склонений имен существительных и падежных окончаний.
Текущий контроль это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменении в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. По данному разделу текущий контроль осуществляется в ходе устного опроса, наблюдения, проверки домашнего задания, организации индивидуальной и групповой самостоятельной работы. Лучше всего это делать на этапе актуализации изученного материала, а также в ходе участия детей в открытии нового знания. Со стороны учителя проводится проверка усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. А также, насколько удалось развить орфографическую зоркость, творческое мышление и навыки самостоятельной деятельности. Для тематического контроля предназначены проверочные работы в форме тестов и контрольного диктанта, изложения и сочинения.