Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи


Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся во взаимодействии школы, семьи и библиотеки
"Люди перестают мыслить, когда они перестают читать".
Д.Дидро.
Чтение - важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В настоящее время доминируют логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания. Это приводит к тому, что количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения на уроках чтения.
Для того чтобы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения, необходимы определённые педагогические условия. Педагогические условия - это не только те условия, которые создаёт для ребёнка учитель на уроке. Но и то, что делают родители для того, чтобы их ребёнок любил читать, читал хорошо.
Под педагогическими условиями подразумевают взаимосвязанную совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, направленную на достижение учащимися определённых образовательных задач, в данном случае направленных на развитие техники чтения учащихся.
Надо сказать о том, что развитие техники чтения не должно быть главной целью учителя. "Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательных процессов".
М.Н. Недвецкая в своей статье, в журнале "Образование в современной школе" об активизации читательской деятельности школьников и тем самым о развитии техники чтения пишет следующие: "Повышенный интерес педагогической науки к становлению личности вносит коррективы в практику обучения и воспитания. Особую актуальность в педагогике приобретают гуманистические, личностные подходы в учебно-воспитательном процессе. Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности.
Так как же помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Данный материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.
Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т.Г.Егоров).
Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаза для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. Все это индивидуально. Поэтому каждого ребенка необходимо обучить приемам оптимального чтения.
Оптимальное чтение – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это качественно более высокий уровень интеллекта.
Что же мешает учащимся овладеть приемами оптимального чтения в начальном звене обучения?
Какие резервы должны использовать и знать учителя начальных классов при обучении чтению?
Неправильное дыхание при чтении.
Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом. (Неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков).
Плохая память.
Не развитое поле (угол) зрения.
Не развитая антиципация (догадка).
Неустойчивое внимание, слабые волевые качества.
Неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Неумение снять усталость.
Низкий интеллект.
Отсутствие эффективности словарной работы на уроке перед чтением текста.
Отсутствие культуры чтения в семье.
Предлагаем комплексы упражнений по обучению оптимальному чтению, которые можно использовать на уроках литературного чтения и русского языка.
Упражнения по развитию навыков чтения
«Начни с той же буквы».
Известная игра, в которой несколько человек по очереди называют слова, начинающиеся с одной буквы, например «М». Эта игра обогащает и пополняет словарный запас ребёнка.
«Какой? Какая? Какие?»
Это упражнение развивает образное мышление, способствует обогащению речи ребёнка. Учитель называет существительное женского, мужского или среднего рода, а ребёнок подбирает к слову эпитеты. Например: «трава». Зелёная - мягкая - высокая и т. д.
«Отгадай букву».
Учитель произвольно выбирает букву и предлагает ученикам найти её. Разрешается называть слова, состоящие не менее чем из пяти букв. В ответ на каждое слово учитель отвечает «есть» или «нет» в зависимости от того есть ли в названном слове задуманная буква.
Например, задуманная буква «Т». Фрагмент возможного диалога:
-Цапля?-Нет.-Автобус?-Есть.
Желательно, чтобы дети нашли заданную букву, предложив как можно меньше вариантов.
«Пятёрка слов».
Дети заранее выбирают какое-нибудь слово. Затем каждый из играющих подбирает по 5 слов, начинающихся поочерёдно с каждой из букв, составляющих исходное слово. Например, выбрали слова «роза». Пятёрка слов может быть такой:
радио, рекорд, рак, ракета, рана;
орех, осень, окно, отметка, отец;
зима, звено, змея, зрение, замок;
аптека, аллея, армия, астра, арка.
«Лесенка».
Дети заранее выбирают букву, с которой будет начинаться слова. Игра заключается в том, чтобы за определённое время написать «лесенку» слов, начинающихся с этой буквы. Первое слово должно быть двухбуквенным, второе - трёхбуквенным и т. д.
Например:
Як
Яма
Яйцо
Ягода
Роль этих упражнений в интеллектуальном развитии ребёнка очень велика.
«Снежный ком».
Возьмём любое существительное. Например слово «кот». Мы добавляем слово «лист»-ученик повторяет: «кот», «лист». Предлагаем ещё одно слово: «груша», и ученик вспоминает: «кот», «лист», «груша» и т. д.«Угадай слова».
Построить смысловой ряд и догадаться каким будет четвёртое слово.
Например: карандаш-бумага; мел-…(доска).
гвоздь-молоток; шуруп-…
дом-крыша; книга-…
птица-яйцо; растение-…
квадрат-куб; круг-…
хорошо-лучше; медленно-…
огонь-пожар; вода-…
зерно-амбар; деньги-…
человек-ребёнок; собака-…
день-ночь; зима-…
Чтобы уметь читать, нужно делать это хорошо. Наш мозг воспринимает информацию за доли секунды, а медленное чтение препятствует, задерживает процесс восприятия. Учёные установили зависимость между скоростью чтения и успеваемостью. Ученик, который учится на четвёрки и пятёрки, читает со скоростью 120 и более слов в минуту. Поэтому заинтересованные родители просто обязаны сделать всё, чтобы их ребёнок научился читать быстро и, что более важно, видеть смысл в прочитанном.
Как привить любовь к чтению учащимся в домашних условиях?
Существует немало методик, которые помогут вам и вашему ребенку погрузиться в замечательный мир Книги и литературного слова. Вот всего лишь некоторые из них.
1. Игра в чтение
Любовь к чтению можно привить через игру. Вариантов масса, было бы желание.
Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш — ведущий программы "В гостях у сказки". Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе.
Этот метод можно использовать и в школе — как один из вариантов опроса.
Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь "от усталости". К концу чтения "происходит чудо": мама выздоравливает от хандры.
2. Создавайте книги сами!
С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.
3. Метод Кассиля
Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.
Таким образом, встреча ребёнка с книгой в раннем детстве. Любовь к ней в школьные годы, дружба с чтением в зрелые годы способствуют формированию характера человека, помогают ему в выборе жизненного идеала, уберегают от пустого времяпрепровождения. Великий  педагог современности В.А. Сухомлинский говорил. Что нельзя быть счастливым, не умея  читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.