Доклад: Условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО и технологии.


Доклад на педчтении на тему:
Условия успешного развития творческих способностей школьников
на уроках ИЗО и технологии.
Учителя ИЗО и технологии
МОБУ СОШ с. Нижнеулу-Елга
Крюковой Ирины Витальевны
Одна из задач современной школы - формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В.А.Сухомлинский считал, что "основой основ воспитания является стремление и умение педагога "подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту "золотую жилку", от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки".
Поэтому наша задача - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем.
Успешно реализовывать себя в условиях современного общества способен человек действующий, творческий. Поэтому одним из приоритетных направлений моей деятельности как учителя является развитие творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей требует специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.
Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебной деятельности, которая опирается на последовательность, логику, основательность. Творческий тип познавательной активности характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося.
Творческая среда для развития одарённости детей является неотъемлемой частью урока, где учитель создаёт условия для возможности нестандартного мышления учащихся.
Ведущая идея моей работы — развитие творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочное время. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Конечно! Главное ли это? Нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших детей зависит во многом от того, насколько мы их научим видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и программа трудового обучения и ИЗО.
Особая роль в формировании творческой личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии.
Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.
Методы -- это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.
Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать методы:
1. Объяснительно-иллюстративные: рассказ; объяснение; презентации таблицы, иллюстрации и др.
Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.
2. Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.
3. Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.
При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.
Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их разрешением. Значит, в обучении будет преобладать стихийность. А в результате снизится и воспитывающее и развивающее значение урока. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются: метод проектов; современные методы создания новых технических и технологических решений; технология игры.
Метод проектов -- это то, дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Я его применяю и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.
Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, которую я стараюсь решить. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем.
Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.
Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний.
Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.
Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.
Посредством метода проекта мне удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.
На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.
На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.
Итак, творческий проект -- это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.
Использование вышивки для оформления какого-либо швейного изделия является основой для творческих проектов, помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность.
Роль декоративно-прикладного творчества (внеклассной работы) в развитии творчества учащихся:
Специфика внеклассной воспитательной работы проявляется на уровне следующих задач:
1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции», которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности; в) чувством собственной значимости. Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.
2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.
3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса.
Реализация данных задач, способствует выполнению главных функций внеклассной деятельности. К основным функциям внеклассной работы можно отнести:
Развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов, а также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы. Например, ребенку, склонному заниматься конструированием и моделированием, можно предложить самостоятельно разработать оригинальную модель какой-либо техники, инструмента и т.д.
Воспитывающая функция. Данная функция отражает влияние внеклассной работы на воспитание и поведение школьников в обществе, т.е. способствует социализации ребенка, помогает ему находить общий язык с коллективом учащихся.
Обучающая функция. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Развлекательная функция. Сущность данной функции заключается в том, чтобы развлечь ученика, доставить удовольствие от деятельности, воодушевить, пробудить интерес.
Коммуникативная функция. Основное содержание данной функции проявляется в освоении диалектики общения. На внеклассной занятиях, в процессе деятельности происходит общение как между учителем и учеником, так и среди самих детей.
Функция самореализации. Сущность данной функции состоит в получении ребенком возможности сделать что-то своими руками, проявить себя, т.е. самореализоваться в практической деятельности.
Развитие одарённого ребёнка происходит в несколько этапов и выводит его на качественно новый уровень развития.
Характеристика этапов.
1.Создание презентаций, творческих работ. Учащиеся нестандартно передают изучаемый материал. Работа над созданием презентации позволяет ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Всё это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Творческие работы стимулируют гибкость мышления, развивают умение в простом находить необычное.
2. Реферативная деятельность. Реферат способствует умению работать с дополнительной литературой, при этом находя убедительные доказательства как истории, так и современности по изучаемой проблеме.
Для развития учащихся необходимо при создании творческой среды для развития одарённости учитывать новые информационные технологии, умело использовать их на уроке в качестве дополнительного средства обучения одарённых детей.
Информатизация образования позволит решить проблемы качественного изменения информационной среды системы образования, предоставит новые возможности для развития личности и формирования коммуникативных умений, навыков, обеспечивая при этом развитие познавательного интереса и способностей, самостоятельности, самоконтроля, способствуя развитию творческой личности.
3. Проектная деятельность – один и лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Данный вид деятельности формирует умение отбирать нужный материал для подготовки темы, всесторонне рассмотреть эти явления обработать, и полученные результаты привести в виде схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания ( сообщение, доклад), при изучении новой темы ( защита реферата, выполнение творческой работы), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, презентаций).
4. Исследовательская деятельность-это более самостоятельная работа. Учащиеся высказывают собственные идеи и отстаивают их. Педагог лишь вносит различную корректировку в работу школьников. В итоге высокая познавательная потребность с внутренней мотивацией дают хорошие результаты.
Высокая трудовая культура – одна из характерных черт передовых работников производства. Образцовый, культурный рабочий всегда работает по плану, бережно относится к расходованию материалов и рабочего времени, заботится о сохранности инструментов и приспособлений, стремится к усовершенствованию технологий.Меня радует выдумка, фантазия, проявленная детьми в ходе работы. Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, выполнить, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе на уроках. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах. 
Проявление творческой активности учащихся на уроках кулинарии.Сервировка стола. Когда беседую с детьми о сервировке стола и правилах поведения, поясняю, что вкусно приготовленная пища доставляет наслаждение лишь в том случае, когда стол красиво накрыт. Скатерть должна быть чистой, при ее подборе необходимо учитывать сочетание с посудой. Если посуда с пестрым узором, то скатерть должна быть однотонной, и наоборот, если сервиз спокойного, однотонного цвета, то скатерть может быть яркой. В пятом классе предлагаю работу по карточкам – заданиям: согласно меню, из предложенного набора посуды сервировать стол на завтрак (например, меню: каша рисовая, кофе с молоком, бутерброд с маслом и сыром). Такие же карточки с меню предлагаю для сервировки стола на обед и на ужин. Учащиеся проявляют интерес и творчество в этой работе, они сами пробуют составить меню и красиво, правильно сервировать стол.Формы нарезки овощей. На уроках кулинарии показываю формы нарезки овощей: брусочки, соломка, кубики, ломтики, кружочки, дольки, кольца, полукольца, звездочки, гребешки и др. Это развивает фантазию детей, стремление творить. Зная формы нарезки овощей, учащиеся самостоятельно делают из овощей и других продуктов: поросенка, петушка, мышат, жирафа, грибок, цветы и др. Дети учатся составлять меню, делать расчет номы продуктов и готовить разные блюда. Например, начинаем с простого - в пятом классе готовим салат, винегрет, суп овощной, овощное рагу, картофельного поросенка с начинкой; в шестом классе - суп молочный, творожная запеканка, пудинг манный, стряпаем печенье и др; в седьмом классе - блюда из мяса и рыбы, приготовление мясных ежиков с соусом, рыбы жареной с картофельным пюре, блюда из мясных и рыбных консервов.Оформление готового блюда. Рекомендую ученицам сделать сюрприз своим близким: приготовить любое блюдо и красиво его оформить. После чего родители, отведав это блюдо, пишут отзывы и ставят детям оценки. Творчество присутствует при оформлении проектов по темам: 1. Бутерброды. Горячие напитки. 2. Овощи. Салаты, винегреты. 3. Молоко. Запеканки, пудинги. 4.Тесто. Хлебобулочные и кондитерские изделия. 5. Мясо, рыба. Приготовление блюд. 6. Соусы. 7. Сладкие блюда. 8. Сервировка стола. Культура поведения за столом. В каждом реферате – интересные рекомендации, рецепты блюд.
Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ученика с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ученику и, что надо только не мешать ему свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все ученики могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже младшие школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня , чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны школьные кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить , но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей учеников будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечных цели.
Мы пришли к выводу, что существует несколько основных условий успешного развития творческих способностей школьников: ранее развитие,создание обстановки опережающее развитие, предоставление ученику большой свободы в выборе деятельности.
Уроки графики в развитии творческих способностей у учащихся на уроках ИЗО.
Развивающий потенциал изобразительного искусства многократно возрастает, благодаря практическому освоению самого искусства, его законов, художественного мастерства и творческого характера всей деятельности, связанной с процессом изображения. Искусство формирует человека как личность с активной гражданской позицией и творческим отношение к его деятельности. одним из интересных для учащихся видом изобразительного искусства является графика.
Графика (греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения.
Гравюмра (фр. gravure от нем. graben -- копать или фр. graver -- вырезать, создавать рельеф) -- вид графического искусства, произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками.
Одной из простейших графических техник считается монотипия. На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Отсюда и название - монотипия (от греческо гоmonos - один, единый и tupos - отпечаток). Количество красок в монотипии - любое. Интересный результат получится, если выполнить рисунок не на гладкой поверхности, а на фактурной бумаге - ватмане или чертежной бумаге. А отпечаток сделать на листе обычной писчей бумаге. Монотипию могут освоить все ученики. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Ученикам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика.
Стараюсь пробудить фантазию ученика, а для этого обратите занятия в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами.
Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью или масляной краской на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните... Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia - сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий) или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу. На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Граттаж. Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи.
Мы пришли к выводу, что используя на уроках изобразительного искусства разные виды графических заданий можно развить творческие способности.
Выводы
Творческая деятельность - это деятельность человека, в результате которой создается нечто новое.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения творческой деятельности различного рода.
Воспитание творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
С психологической точки зрения школьный период является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте ученики чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир
Существует несколько основных условий успешного развития творческих способностей школьников: ранее развитие, создание обстановки опережающее развитие, предоставление ученику большой свободы в выборе деятельности.
Используя на уроках изобразительного искусства и технологии разные виды твлрческих, нетрадиционных заданий можно развить творческие способности.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Философия. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: Просвещение, 2010. - 608 с.
2. Березина В.Г. Детство творческой личности. / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов, - СПб.: издательство Буковского, 2010.- 60 с.
3. Бунатян Г.Г. Подделки из соломы. Санкт-Петербурга: учитель/ Г.Г. Бунатян, М.Г. Чарная. - СПб. : Паритет, 2010. - 254 с.
4. Екатерина Р. Аппликация. Простые поделки. / Р. Екатерина Айрис-Пресс.-2011.- 345 с.
5. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. / Е. И. Игнатьев - М.: Просвещение, 2009. - 430 с.
6. Комарова Т.С Занятия по изобразительной деятельности.: учеб. пособие / - Комарова Т.С. - М.: Флинта Искусство, 2009. - 396 с.
7. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и аппликации: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03. 08. «Шк. Обучение» / Т. С. Комарова, Н. П. Саккулина, Н. Б. Хамзова и др.; Под ред. Т. С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2012. - 256 с.
8. Комарова Т. С. Обучение детей технике аппликации./ Комарова Т. С. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2010. - 176 с.
9. Косминская В.Б. Теория и методика изобразительного искусства. / В.Б. Косминская - М.: Просвещение, 2011. - 253с.
10. Кузин В. С., Изобразительное искусство. 3 класс: учебник / Э. И. Кубышкина- М.: Дрофа, 2011.
11. Кунарев В.С. Психология изобразительного творчества. / В.С. Кунарев. - СПб.:Изд -во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2009. - 132 с.
12. Кушаевой Н.А. Основы эстетического воспитания. / Кушаева М.: Просвещение, 2010. -112с.
13. Лазарева Н. И. Педагогические условия воспитания интереса к изобразительной деятельности школьников средствами творческой деятельности / Н. И. Лазарева - М.: 2010.
14. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 классы / О.В. Островская - М.: Издательство Владивосток, 2012. - 220 с.
15. Сираев В.С. Основные методы преподавания изобразительного искусства/ В.С. Сираев . -СПб :Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. 2009. - 132 с.
16. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов - М.: Школа-Пресс,2009. - 512 с.
17. Шорохов В.С. Методика преподавания изобразительного искусства / В.С. Шорохов - М.: МГУ . - 2009.- 232с.
18. Якиманская И. П. Предметный анализ - субъектный опыт. / И. П. Якиманская. Директор школы. - 2009.
Электронные ресурсы:
1. Декоративно - прикладное искусство.[Электронный ресурс] .- Режим доступа: http// docs/2.
2. Детское изобразительное творчество.[ Электронный ресурс].- Режим доступа: http// www. portal - slovo.ru3. Педагогика в общеобразовательных школах. [Электронный ресурс].-Режим доступа: school - education/ 36724.php
Словари и энциклопедии:
1. Некипелов А.Д. Новая Российская энциклопедия словарь. В 12 т. Т.8. Когезия - Костариканцы / ред. А.Д. Некипелов. - М.: Энциклопедия, 2011