Статья на тему Литература и исторический процесс


Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева.
Н.А.Демидова, зам. директора,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска
Проблема «Литература и исторический процесс» пронизывает весь курс литературы IX-XI классов. Она несет в себе богатейшие возможности для углубления представлений учащихся о закономерностях литературы как формы духовной деятельности людей.
Изучая литературу в ее связях с историей, учащиеся приходят к важным выводам: об исторической обусловленности литературного процесса, об органической связи писателя со своим временем, о роли литературы в жизни общества. Одновременно для них станет очевидной еще одна закономерность: бессмертие великих произведений искусства, нерасторжимость их конкретно-исторического и общечеловеческого значения.
Однако учащиеся не всегда понимают, в чем состоит своеобразие художественного познания жизни и воздействия на нее. Нередко они понимают литературу как воспроизведение явлений жизни. Между тем писатель, стремясь постичь жизнь, как бы творит ее заново. Автор произведения одухотворяет своей мыслью и воображением факты, замеченные им в жизни, и создает на этой основе образное ее отражение. Поэтому жизнь выступает в литературе в творчески преображенном виде.
Особенно показательны в этом отношении произведения, изображающие исторические события. Так, «Война и мир» Л.Н.Толстого – это произведение, в котором исторические факты «переплавлены» творческим воображением, догадкой, ищущей мыслью художника.
«Преображенная» в литературе жизнь может выступать не только в правдоподобном виде, но и в подчеркнуто условном. В литературе допустимо преувеличение, нарушение реальных масштабов вещей, совмещение реального и фантастического планов. Литература по-своему обращается с пространством и временем. Писатель может перебрасывать действие из одного места в другое и не только на широких «эпических» просторах «Войны и мира» или «Кому на Руси жить хорошо», но и в пределах такого маленького рассказа, как чеховский «Ванька». Так же свободно писатель обращается и со временем: он нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени»), растягивает и сжимает время (целая жизнь Ионыча умещается на нескольких страницах печатного текста). Однако условность в произведениях литературы не противостоит жизни: она служит единственной цели – раскрытию жизненной правды, сущности изображаемых явлений.
Творчество подлинного художника слова – это всегда особый мир, глубоко своеобразный, рожденный личностью, характером дарования именно этого человека. Писатели отличаются друг от друга не только потому, что они живут в разное время, придерживаются разных взглядов, но и потому, что по-разному видят, чувствуют, понимают. Это находит свое выражение и в жанровом своеобразии, и в художественной речи, и в раскрытии характера героя произведения, и в особенностях композиции, и в ритмико-интонационном строе произведения. Вопрос об индивидуальном художественном видении связан с вопросом о стиле. Это понятие употребляют и в более широком его значении – стиль как выражение своеобразия творчества художника, -и в более узком – стиль (стилистика) как своеобразие художественной речи, словесного выражения.
Прорываться к подлинно человеческому в наших людях мастерски умел Б.Л.Васильев. Как писатель он пробовал свои силы в жанрах романа, повести, рассказа. Написанные им произведения составили несколько сборников. В них с наибольшей силой проявилось писательское дарование Б.Васильева.
Главные герои большинства произведений писателя - обыкновенные люди. Впрочем, на первый взгляд, писателя как бы и не интересует общественное положение и профессии героев, все его внимание направлено на выявление их нравственной сущности. Художника восхищает непохожесть людей, их «нестандартность», их ершистость и - предельная обостренность чувства собственного достоинства. Как правило, герои Б.Васильева — люди любознательные, совестливые, в мыслях и чувствах непосредственны, порой простодушны, но до трогательности обаятельны.
Повествуя о самых обыкновенных сельских и городских жителях, Б.Васильев дает лишь самые необходимые детали их быта, вместо портретов ограничивается двумя-тремя штрихами, не рассказывает подробно об их прошлом, да и на наших глазах с героями, как правило, ничего особенного не случается. Вроде бы и говорят они обычные слова, но мы явственно слышим их неповторимые голоса и воочию видим перед собою человека - нашего современника.
Докопаться до героических начал в самом простом человеке, очаровать нас абсолютной их чистотой стремился писатель, создавая свои произведения. Но он хорошо знал, что в жизни существуют не одни лишь светлые души и в полную силу ощущал, какой напряженной все еще остается борьба добра со злом. С каждым новым произведением Б.Васильев все глубже проникал в тайны человеческой жизни и подвига, развенчивая все, что мешает подлинному счастью людей. Этим обусловлено нарастание внутреннего драматизма в его творчестве.
Объективность и достоверность изображения, исследование жизненного процесса в его непосредственном протекании, анализ в первую очередь определенной социальной среды и ее типовых представителей составляет своеобразие повестей и романов Б.Л.Васильева. Драматизм человеческих судеб обусловлен в них драматизмом исторического и общественного развития страны.
В литературном развитии 60-х годов необходимо выделить два этапа. Первое пятилетие и конец 50-х проходили главным образом под знаком исследования экономических и социальных проблем. Литература постигала смену идеалов, характер новой высоты общественного сознания, новое содержание старых проблем и понятий, таких как проблемы стиля руководства, гражданственности, государственного и народного. Второе пятилетие 60-х и начало 70-х знаменательны нравственными поисками литературы, интересом к духовной жизни общества, к нравственным истокам современного бытия. Усложняются воспитательные задачи литературы. Повышенная требовательность к нравственному и гражданскому потенциалу человека связана с изменившейся общественной атмосферой. Растущий интерес к внутреннему миру личности обусловливает необходимость исследования многообразных ее связей с миром, природой, людьми.
В литературе становится более ощутимым доверие к конкретному жизненному материалу, познание которого оборачивается пониманием особенностей общественной жизни и внутренних процессов развития личности. Строгость и достоверность изображения отвечают потребности реалистической оценки действительности.
Литература конца XX века стремится выявить «естественные основы бытия», человеческое содержание характеров. Ф. Абрамова, В. Белова, Е. Носова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина, Б.Васильева сближает умение показать эстетическую ценность простого, будничного, интерес к цельным народным характерам, предметное воссоздание действительности.
Эпическая полнота и достоверность изображения соединяются в их творчестве с исследованием внутренней жизни людей («Кража», «Где-то гремит война», «Последний поклон» В. Астафьева; «Деревня Бердяйка», «За тремя волоками», «Плотницкие рассказы» В. Белова; «Пятый день осенней выставки», «Шумит луговая овсяница» Е. Носова; «Сельские жители», «Земляки», «Характеры» - циклы рассказов В. Шукшина; «Не стреляйте белых лебедей» Б.Васильева). От фактов быта они идут в глубину человеческих чувств. Но быт в их произведениях не ограничивает характеры, не сужает авторской мысли, не смягчает драматизма человеческих судеб.
В произведениях Б.Васильева общественные и нравственные противоречия чаще всего выражаются в формах повседневного, привычного человеческого существования.
Герои Б.Васильева - большей частью люди трудной судьбы. Вроде просты они и обычны, но писатель знакомит нас с «глубинами обыкновенного», и оно наполняет нас ощущением хорошо прожитой, осмысленной, красивой трудовой жизни. Любовно раскрывая нравственный мир простого человека, Б.Васильев показывает, что люди живут «не хлебом единым».
В романе «Не стреляйте белых лебедей» Б.Васильев увлеченно исследует возможности роста человека, направление его развития: или в сторону роста личности, или в сторону ее падения. Пафос «Не стреляйте белых лебедей» - в выпрямлении человека, в «воспитании правдой». Б.Васильев создал сложный характер доброго и совестливого, граждански активного человека Егора Полушкина. Чистота его связана с ощущением себя в ряду живого, с осознанием правомерности всего окружающего: и природы, и слитности своей с этим миром.
Образ главного героя романа «Не стреляйте белых лебедей», который в многотрудной жизни своей занял позицию рыцарского служения общему делу, раскрывается в самом начале романа через восприятие автора Б.Васильева: «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.
Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя.
И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей.
А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?
Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».
Необычное начало произведения, авторская открытость, «непосредственные» отношения между автором и читателями сближают роман с лирическим повествованием.
Образ Егора Полушкина несет в себе поэтическую идею произведения, идею народной жизнестойкости, душевного благородства, трудолюбия. Главного героя односельчане считают «бедоносцем божьим» за то, что «жизнь не обротал», хозяином не стал. И Россия для Егора - «самая страна замечательная. Про нее песни поют по всей земле. И все иностранные люди нам завидуют». Егора считают чудаком за то, что он старается работать на совесть («снова волокли его, не давая возможности сделать так, чтобы не маялась совесть»). Егор убежден в том, что работа должна быть по сердцу человеку: «Чем, думаешь, работа держится? И головой, и руками, и сноровкой, а главное – сердцем. По сердцу она – человек горы свернет». Полушкин – бедоносец превыше всего ценит красоту: «А без красоты как же можно? Без красоты как без праздника». Но окружающие его не понимали, а только стыдили.Учительница Нонна Юрьевна в беседе с сыном Егора Колькой говорит удивительно правильные слова о совести: « А это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Крохотной остается, зеленой, несъедобной. И тогда человек этот оказывается словно бы без советчика, без контролера в себе самом. И уже не замечает, где зло, а где добро: все у него смещается, все перепутывается. И тогда, чтобы рамки себе определить, чтобы преступлений не наделать с глухой-то своей совестью, такие люди правила себе выдумывают». Мальчишка переживает душевный кризис, начинает переоценивать ценности, проверять старое новым.
В романе «Не стреляйте белых лебедей» зло и добро показаны в прямой схватке. Главный герой, человек беспредельной доброты, открытая душа, стремится жизнь окружающих превратить в праздник, - и получает от людей-карьеристов смерть. Бескомпромиссно отрицательное отношение Б.Васильева к злу, в данном случае воплощенному в образах Федора Ипатовича Бурьянова, Вовки, Якова Прокопыча Сазанова, туристов, Фили, Черепка, браконьеров.
В конце романа углубляются конфликты и социальные, и нравственные, и событийные, и психологические. И хотя Б.Васильев не ставит завершающей точки, перспективы общественного развития обозначены достаточно четко. Они в реальной возможности победы граждански зрелых начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни. По масштабности поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству психологических типов роман Б.Васильева занимает видное место в современной литературе.
В литературоведении уже высказывался взгляд на период развития литературы конца 60-х – начала 70-х годов XX века как на наиболее близкий классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как В. Шукшин и Б.Васильев. Их герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чем смысл жизни, «что с нами происходит», в чем тайна мира, красоты, движения, «зачем все»? Духовная напряженность произведений этих писателей связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять их связь, «дочерпаться до дна».
Тяготение к художественно-философскому постижению мира заставляет писателей все чаще обращаться к формам аллегории, сказки, притчи, жанровые возможности которых связаны с усилением роли авторской мысли. «После сказки», «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Пастух и пастушка» («Современная пастораль») В. Астафьева, «Волчья стая» В. Быкова, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, повести-сказки В. Шукшина строятся по законам притчи и сказки. Повествование в них условно заострено. Жизненные ситуации связаны с острейшими проблемами современности. Осмысление в общем потоке бытия нравственных позиций героев и борьбы их с обстоятельствами помогает включить эту прозу в большую философскую проблематику эпохи.
В обширном потоке прозаических произведений 60-х – 70-х годов критика уже выделила романы, повести, рассказы, выражающие противоречивые тенденции времени в противоречивых характерах. Растущая активность позиции художника, напряженность нравственных исканий литературы, зрелость эстетического идеала поколения обнаруживают себя не только в поисках цельной гармоничной личности, но и в исследовании обстоятельств, духовно уродующих человека, вызывающих разлад в сознании, и обстоятельств, выпрямляющих личность, способствующих торжеству высоких, человеческих, гражданских начал. Современная литература расширяет наши представления о человеке. Главной тенденции ее - создать характер социально активного героя — сопутствует стремление выразить сложное время в характерах «текучих», противоречивых. Исследование социальной и нравственной природы внутренней раздвоенности человека определяет содержание многих произведений В. Тендрякова, В. Липатова, Ю. Нагибина, С. Антонова, Ю. Казакова, В. Шукшина, В. Распутина, Б.Васильева.
Литература все более стремится «угадывать» за житейскими обстоятельствами исторические, за «подробностями текущей жизни»— время.
Наиболее отчетливо связь исторического с обыденным обнаруживается в творчестве Б.Васильева. Социальный опыт этого художника выражается прежде всего в борьбе за идеи действенного гуманизма, гражданской совести, в разоблачении житейских позиций непротивления, пассивности, компромиссов («Не стреляйте белых лебедей», «Экспонат №…»). Характер в произведениях Б.Васильева обычно несет печать социальной среды, его сформировавшей, тех конкретно-исторических условий, которые оборачиваются его неповторимостью, тех общественных отношений, которые выражаются в определенности человеческой индивидуальности. Писатель избирает кризисные ситуации для испытаний человека на прочность. Направление аналитической мысли Б.Васильева определяется целью выявить в характере и поведении героя борьбу различных тенденций времени.
От произведения к произведению содержание творчества Б.Васильева расширялось и углублялось, нарастал внутренний динамизм, осязаемое изображение жизни все крепче соединялось с философским осмыслением ее. Это проявлялось, например, в том, что многие герои писателя пытаются решать сложные или, как говорнли когда-то, «вечные» вопросы, заглянуть за горизонт, чтобы разгадать проблему подлинного человеческого счастья. Писатель был убежден, что для решения ее современный человек обладает всеми необходимыми ресурсами.
Нравственный потенциал произведений Б.Васильева не оценим для вдумчивого читателя. Его творчество всегда будет учить добру, отзывчивости, человечности, учить не быть безразличными, равнодушными, глухими к жестокости и злу.