Презентация по обществознанию по теме Исторический процесс (10 класс)


Урок «Исторический процесс»Обществознание. УМК : А. И.Кравченко, 10 класс.Учитель МБОУ СОШ №21 БелгородАфанасьева Т. Н. Цели:Выяснить сущность понятий: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса, революция, реформа, народ, эволюция, историческая личностьПознакомиться со смыслом и направленностью исторического процессаОхарактеризовать роли его участниковВыяснить типы социальной динамикиВспомните определение исторического процесса Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.В основе исторического процесса лежат события, которые изучает история.Общественный процесс изучает философия истории. Какие вы знаете формы социальных изменений? Социальные изменения – это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.Формы социальных изменений: Эволюция-постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов Социальная революция – коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества Реформа – переустройство какой – либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей системы в новое состояние.Социальное движение – рассматриваются разные типы социальной динамики:Линейное движение – восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса;Циклический тип – объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем;Спиралевидный тип-ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне. «объединительная цивилизация» развивает политические, культурные, экономические начала (славянская) факторы Сущность взглядов Природные факторы Монтескье считал их определяющими, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности Духовные факторы Сторонники подобного подхода утверждали: «Идеи правят миром». Некоторые считали. Что отдельные личности способны править миром. Материальные факторы Маркс указывал на тот факт, что. Прежде чем заниматься философией, люди должны были есть, пить, иметь жилище, а значит, производить все это. техногенный фактор Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества. Комбинированный подход Некоторые ученые полагают, что следует учитывать взаимодействие самых различных причин и условий развития. 1 группа: историю творит народ2 группа: историю творят социальные группы и общественные объединения3 группа: историю творят исторические личности. Кого относят к категории народных масс ученые?Как трактовал понятие «народ» В. О. Ключевский?Что утверждал по этому поводу А. И. Герцен?Какова точка зрения Н. А. Бердяева? К. Ясперса?Что вам известно о теории элит, которую разработал Х. Ортега –и –Гассет? Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований. марксизм В деятельности по созданию материальных ценностей, развитию производительных сил В различных сферах общественно-политической жизни, в частности в борьбе за улучшение жизни. В защите Отечества. В деятельности, направленной на создание культурных ценностей В деятельности, направленной на установление и закрепление добрососедских отношений Роль народных масс наиболее ярко проявляется Народные массы, к которым в первую очередь относятся трудящиеся, являются наиболее значительным субъектом исторического процесса, творцом истории, ее решающей силой. В Ключевский: «Для народа характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, воспитание общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов» Другие историки – характеристика роли народных масс как субъектов исторического процесса; во главу угла ставится состав социальных сил, стремящихся к совершенствованию общественных отношений. Имеет неодинаковое содержание и различные исторические эпохи Отделяет прогрессивные силы общества от реакционных Народ – трудящиеся, которые всегда составляют основную массу Охватывает и те слои населения. Которые в данный момент выражают интересы поступательного движения Герцен: народ-консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен.. Чем народ дальше от движения истории, тем упорнее он держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах.. Как ни странно, но опыт показал, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы» Н. А. Бердяев: народ не может не иметь демократических убеждений: «народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен» Х. Ортега – и –Гассет: «масса есть множество людей без особых достоинств» К. Ясперс: массу следует отличать от народа. «Народ сконструирован, он осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса же лишена каких-либо отличительных свойств, традиций» Политика культура Высшие социальные группы в системе социальной иерархии Осуществляют функции управления, формируют и демонстрируют эталоны поведения в данном обществе В современном обществе изменились исторические формы элиты (номенклатура). Обозначились новые критерии в определении качеств элиты Все смены режимов приходят к сознанию новых элит Элита, стоящая у власти, склоняется к традиционализму и консерватизму В современном обществе на первом плане политическая элита Какое определение социальным группам давал Т. Гоббс?Приведите примеры социальных групп.Как можно определить общие интересы групп?С какой целью социальные группы создавали общественные объединения?Что мы понимаем под общественными объединениями?Приведите примеры общественных объединений.Какую роль играют политические партии в историческом процессе? В чем состоит универсальность исторического процесса?Что мы понимаем под термином «историческая личность»?Прокомментируйте мнение Плеханова.Как можно оценивать историческую личность?Какие черты должны быть у великой личности с точки зрения В. О. Ключевского?Согласны ли вы с ним?Используйте таблицу – схему: «Историческая личность» Историческая личность – личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий. Оценка Положительная Учет особенностей исторического периода Отрицательная Многозначная Кто? Что? В. Плеханов:-служит обществу-видит дальше других-хочет сильнее других-берет на себя инициативу В. Ключевский:-служит благу государства и народа-умеет вникнуть в условия жизни-совестлив-целесообразно действует А теперь выскажите свою позицию относительно того, кто же является творцом истории. В чем смысл понятия «исторический процесс»Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?Как вы относитесь к утверждению к. Маркса. Что революции – локомотивы истории?Какие факторы, на ваш взгляд, воздействуют на исторический процесс?Кто творит историю?