Формы и методы преподавания русского языка в старших классах.


Формы и методы преподавания русского языка в старших классахКурс повторения русского языка должен привести знания учащихся в систему. На вопрос: что такое русский язык? – только единицы приходят к мысли, что это не набор правил со множеством исключений, а сложный, но взаимосвязанный механизм. Значит, в школе их понятия о языке зачастую отрывочны и бессистемны.
Чтобы увидеть целостность системы языка, на каждом этапе занятия должны присутствовать задания и вопросы из разных областей знаний о русском языке: фонетики, графики, лексики, словообразования, грамматики, синтаксиса, стилистики (сравнить современное начертание слова с древним, отметить его звуковые особенности, определить значение слова, расчленить слово на морфемы, подобрать к слову фразеологизм, подобрать к слову синонимы, антонимы, паронимы или омонимы, перечислить ассоциации, при произнесении данного слова, придумать со словом словосочетание или предложение определенного вида или типа, увидеть два смысла в предложении, обосновать уместность данного выражения и др.). Совсем необязательно брать все разделы сразу. Лучше, если на одном уроке проводится связь с одним из разделов, на другом – с другим.
Принято говорить, что работа – учит. Уроки русского языка, считаю, должны быть наполнены активной логической, творческой и инициативной деятельностью учащихся. Наилучший результат, безусловно, дает разнообразие и варьирование форм и методов обучения.
Электронные средства помогают ускорить процесс преподнесения материала. Таблицы и схемы формируют логическое мышление, предполагают творческий подход к, поиск оптимального пути для отображения правила. Мы не пользуемся на уроках готовыми схемами, а пробуем составлять их сами. Для этого изучаем правила, затем переходим к этапу составления наглядного материала в виде схемы или таблицы. Здесь ребята могут работать парами или в группах. Сравниваем результаты – и лучший из предложенных вариантов фиксируем в электронном виде.
Процесс усвоения и закрепления материала немыслим без устных и письменных упражнений, сопровождающихся консультированием и ответами на вопросы учащихся. Сильные ученики получают право консультирования наравне с преподавателем. Когда материал достаточно понят и освоен, можно перейти к игровым моментам. Например, разгадать кроссворд по теме, придумать скороговорку, загадку, пройти тест.
На каждом занятии обязателен момент из истории или современных знаний о языке родного края. В этом мне помогает учебное пособие В.И. Шенкмана «Русская речь Прикамья», содержащее богатейший материал о региональных языковых особенностях. Особенно интересна детям информация о происхождении пермских фамилий.
Этап домашнего задания чаще тоже предполагает творческий подход. Учащимся предлагается самим составить задания по теме в электронном виде: вопросы, упражнения, задания на нахождение ошибок, мини-диктанты, веселые задачки и т.д. В ходе проверки домашнего задания выявляются ошибки и недочеты, корректируются работы учащихся.
Получается, что как на уроке, так и дома во время самостоятельных занятий ребята активно включены в созидательную учебно-познавательную работу. Таким образом, мы достигаем многих целей: создаем мотивацию, повышаем грамотность устной и письменной печи, развиваем интерес к родному языку, прививаем любовь к малой родине. Такие занятия не только формируют систематические знания о предмете, но и упрощают переход к следующему этапу овладения языком – курсу культуры речи и практической риторики.
Кроме вышеизложенного, считаю обязательным использование диктантов на уроках русского языка. В них грамматические аспекты гармонически сочетаются с литературными. Появляется возможность вместе с уровнем грамотности затронуть и уровень житейской нравственности и социальной опытности учащегося, а также развитие логического мышления. Специально подобранные диктанты активизируют восприятие тех морфем, какие необходимо изучить. Довольно активно развивают логическое мышление учащегося несколько приемов работы: разделение текста на словосочетания, составление текстов по данным словосочетаниям, дописывание текстов при отсутствующем начале или конце, составление единого текста из двух или трех данных, разведение лирического текста пейзажного, жанрового или анималистического типов на составляющие. Примеры таких работ можно найти в сборнике свободных диктантов В.В. Кологрива «Грамотность и логическое мышление».
В течение учебного года контрольно-измерительные материалы можно варьировать: тесты подходят для быстрого выявления и повторения приобретенных знаний, изложения и диктанты активизируют логическое мышление, выявляют навыки практического овладения грамматикой русского языка, сочинения предполагают комплексный умственный труд, включающий знание и применение правил русского языка, развитие речи и логического мышления, способность к творчеству.