Презентация по обществознанию на тему Исторический процесс (10 класс)


Исторический процесс Знать: понятия и термины: исторический процесс» «типы социальной динамики»«факторы социальных изменений» «субъекты исторического процесса»«философия истории» «эволюция»«революция» «реформа»«народные массы» «историческая личность»; Уметь:развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме; сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции Исторический процесс Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. В.О. Ключевский называл историческим процессом ход, условия и успехи человеческого общежития или же человечества в его развитии и результатах. Васи́лий О́сипович Ключе́вский Н.М. Карамзин утверждал, что исторический процесс - «зерцало бытия и деятельности народов». В его основе лежат события. Их изучает наука история. Но есть еще одна ветвь обществознания, которая изучает общественный процесс - философия истории. ?? - Чем же они отличаются друг от друга? Николай Михайлович Карамзин Философия истории ставит цель: • выявить наиболее общие законы истории; • определять существенные взаимосвязи в истории. «Картина всемирной истории и осознание ситуации в настоящем определяют друг друга. Так же, как я вижу целостность прошлого, я познаю и настоящее. Чем более глубоких пластов я достигаю в прошлом, тем интенсивнее я участвую в ходе настоящего. К чему я принадлежу, во имя чего я живу - все это я узнаю в зеркале истории». К. Ясперс План: 1. Типы социальной динамики. 2. Факторы изменения социума. 3. Участники исторического процесса. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Формы социальных изменений: • эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов; • социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества; • реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя. Формы социальных изменений : Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние. Социальное движение - рассматриваются разные типы социальной динамики: • линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса; • циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем; • спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне. Задание:- Работая с п. 2 (с.139-140) § 14, заполните таблицу: Факторы Сущность взглядов Задание: (с. 141-144) Представьте себе, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба. Тема занятия «Кто творит историю?» В соответствии со своими воззрениями участники разбились на три группы: Первая группа утверждает, что историю творит народ. Вторая группа утверждает, что историю творят социальные группы и общественные объединения. Третья группа утверждает, что историю творят исторические личности. Вопросы к материалу «Роль народа в историческом процессе» - Кого относят к категории народных масс ученые? - Как трактовал понятие «народ» В.О. Ключевский? - Что утверждал по этому поводу А.И. Герцен? - Какова точка зрения Н.А. Бердяева? К. Ясперса? - Что вам известно о теории элит, которую разрабатывал X. Ортега-и-Гассет? Вопросы и задания к материалу «Социальные группы и общественные объединения» - Какое определение социальным группам давал Т. Гоббс? - Приведите примеры социальных групп. - Как можно определить общие интересы групп? - С какой целью социальные группы создавали общественные объединения? - Что мы понимаем под общественными объединениями? - Приведите примеры общественных объединений. - Какую роль играют политические партии в историческом процессе? Вопросы и задания к материалу «Исторические личности» - В чем состоит универсальность исторического процесса? - Что мы понимаем под термином «историческая личность»? - Прокомментируйте мнение Г.В. Плеханова. - Как можно оценивать историческую личность? - Какие черты должны быть у великой личности с точки зрения В.О. Ключевского? - Согласны ли вы с ним? В. Плеханов:• служит обществу;• видит дальше других;• хочет сильнее других;• берет на себя инициативу В. Ключевский:• служит благу государства и народа;• умеет вникнуть в условия жизни;• совестлив;• целесообразно действует Задание: ?? - А теперь выскажите свою позицию относительно того, кто же является творцом истории. Домашнее задание: § 14, ?? и задания – устно;на с. 146 (текст) – письменно. Информационные ресурсы Е. Н. СОРОКИНА, ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, 10 класс, МОСКВА • «ВАКО» • 2009 https://yandex.ru/images/search?text=исторический%20процесс&img_url=http%3A%2F%2Fdokvideo.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2012-04%2F1334867018_14.jpg&pos=2&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?text=н%20м%20карамзин%20фото&img_url=http%3A%2F%2Fwww.photogallerys.ru%2Fart%2F10%2Fartonline9777.jpg&pos=0&rpt=simage https://yandex.ru/images/search?text=Ключевский%20Василий%20Осипович&img_url=https%3A%2F%2F66.media.tumblr.com%2F6852d5f3b5e83ea387621722049a7738%2Ftumblr_o1e5ye8t7n1ukfa69o1_500.jpg&pos=3&rpt=simage Иванчук Елена Николаевна, Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 134»