Рабочая программа по дисциплине Психология для специальности Лечебное дело

Департамент здравоохранения Новгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Боровичский медицинский колледж имени А.А. Кокорина»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ

специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

























Боровичи
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 31.02.01 «Лечебное дело».

Организация-разработчик: Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Боровичский медицинский колледж имени А.А. Кокорина»


Разработчик:
Ушанова Елена Владимировна, преподаватель психологии ОГА ПОУ «Боровичский медицинский колледж имени А.А. Кокорина», высшая квалификационная категория.




Рецензенты:






Рассмотрено: на заседании ЦМК ОГ и СЭД

Протокол № _____ от « ____» _________________20____ г.


Рекомендовано: методическим советом

Протокол №_____от «_____»_________________20_____г.
СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕзультатам ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ






































17


18
















паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ»

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 31.02.01 «Лечебное дело».

Рабочая[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] программа 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fii.tsu.ru%2Fuserfiles%2Fbykova%286%29.doc&lr=54&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B0%D0%B
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки) 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=envelope&url=http%3A%2F%2Fii.tsu.ru%2Fuserfil
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15по специальностям 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Психология» входит в состав дисциплин профессионального цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства общения в психотерапевтических целях;
давать психологическую оценку личности;
применять приемы психологической саморегуляции.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные задачи и методы психологии;
психические процессы и состояния;
структуру личности;
основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
психологию медицинского работника;
этапы профессиональной адаптации;
принципы профилактики эмоционального "выгорания"специалиста;
аспекты семейной психологии;
психологические основы ухода за умирающим;
основы психосоматики;
определение понятий "психогигиена", "психопрофилактика"и "психотерапия";
особенности психических процессов у здорового и больного человека;
структуру личности;
функции и средства общения;
закономерности общения;
приемы психологической саморегуляции;
основы делового общения;
пути социальной адаптации и мотивации личности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 270 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180 часов;
самостоятельной работы обучающегося 90 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
180

в том числе:


практические занятия
100

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
90

в том числе:


1. Индивидуальная домашняя работа
22

2. Проектная деятельность
10

3. Отработка компетенций в ЛПУ
28

4. Работа в команде
14

5. Работа с литературой
16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Общая психология


98/64/34





Тема 1.1.
Предмет психологии
Содержание учебного материала





1
Предмет психологии. Цель и задачи психологии как науки. Этапы развития психологии. Методы психологии. Отрасли психологии.



1



2
Понятия «психика», «психические явления».
Структура психики.
Сознание как высшая ступень развития психики.




Самостоятельная работа обучающихся
2



Составление сообщения по теме «Медицинская психология»;
Сочинение-эссэ «Значение психологии для фельдшера».



Тема 1.2.
Познавательные
процессы

Содержание учебного материала
10ч



1
Определение и функции познавательных процессов.

3







2

Классификация познавательных процессов
Патология познавательных процессов.





3
Тактика деятельности медицинского работника по уходу за больными с расстройствами познавательных процессов.




Практическое занятие




Диагностика состояния познавательных процессов.






Самостоятельная работа обучающихся




Составление рекомендаций для родственников пациентов, имеющих определенную патологию познавательных процессов (по выбору обучающихся).
Знакомство с методами работы с пациентами, имеющими патологию познавательных процессов (в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность).
4












Тема 1.3.
Эмоционально-
волевая сфера









Содержание учебного материала
16 ч



1
Понятия «эмоции» и «чувства». Виды эмоций. Признаки проявления эмоций.


3


2
Формы проявления эмоций.





3

Понятия «стресс», «эустресс», «дисстресс». Виды, симптомы, стадии.
Принципы работы с негативными эмоциями. Профилактика стресса.






4
Нарушения эмоциональной сферы.
Тактика деятельности медицинского работника по уходу за пациентами с эмоциональными нарушениями.





Практическое занятие




1. Профессиональная деформация. Диагностика. Арттерапия.




2. Волевая сфера. Понятия «воля», «волевое действие», «волевые качества».
Структура волевого действия. Развитие воли. Патология воли.
Решение ситуационных задач (текст, фильм «Цирк Бабочек», П.Коэльо «Как бы поступил ты?», презентации)





Самостоятельная работа обучающихся
10



1. Составить глоссарий «Азбука эмоций».
2. Составить памятку «Способы защиты от стресса».
3. Составить таблицу «Механизмы психологической защиты»
4. Отработка навыков оказания психологической помощи при стрессе.



Тема 1.4.
Потребностно-
мотивационная сфера








Содержание учебного материала
10ч




1

Уровни поведения, изучаемые в психологии.
Психология деятельности. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», «цель», «действие».


3








2
Основные потребности личности (пирамида А.Маслоу).
Полимотивированность профессиональной деятельности фельдшера.






3
Соотношение интересов, мотивов и потребностей.
Соотношение ценностей и личностного смысла в профессиональной деятельности.






Практическое занятие




1. Установки личности: понятие, формирование, основы работы с установками. Понятие «ложное убеждение». Работа с «ложными убеждениями» (в парах). Упражнение «Цель». Методика «Шкала базовых убеждений» Р. Янов-Бульман.





Самостоятельная работа обучающихся
6



1. Анализ собственных убеждений.
2. Сочинение-эссэ «Я выбираю профессию фельдшер».




Тема 1.5.
Личность
Содержание учебного материала
10ч



1
Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

2



Практическое занятие




1. Понятия «темперамент», «характер», «акцентуации характера». Определение темперамента (тест Г. Айзенка, А.Белова). Упражнение «Личностные обязательства».






2. Я-концепция личности. Толерантность. Составление Я-концепции личности.




Самостоятельная работа обучающихся
6



1.Анализ собственной личности, составление плана личностного роста.
2. Составление саморекомендаций на основании полученных данных по развитию собственной личности.




Тема 1.6.
Формирование
и развитие
личности








Содержание учебного материала
14ч




1

Понятия «развитие», «возраст» (психологический, биологический, социальный), «возрастные кризисы». Принципы развития человека.


2






2
Психологические особенности детского, подросткового и юношеского возраста.





3

Психологические особенности зрелого и пожилого возраста.








Практическое занятие




1.Этапы психического развития. Теория развития личности Э. Эриксона. Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы: фильм «Неприкасаемые», презентация «Одиночество»).

2. Особенности ухода за пациентами разного возраста.
Составление рекомендаций для медицинских работников и/или родственников по уходу за пациентами разного возраста (возраст пациента по выбору обучающихся).













Самостоятельная работа обучающихся
6



Изучение литературы по вопросу работы с пациентами разного возраста.
Описание кризиса возрастного развития (по выбору).



Раздел 2.
Социальная
психология



62/42/20


Тема 2.1.
Социальные
отношения
Содержание учебного материала






1

Социальные отношения. Понятия «группа», «социальная группа», «малая группа».
Классификация групп.
Фазы развития группы, взаимоотношения устремления, групповое мнение.



2






Практическое занятие




Личность и группа. Понятие «лидер». Понятия «социальный статус», «социальная роль».
Игра «Лидер-организатор».
Решение ситуационных задач (текст, видеоматериалы: фильм «Хористы»).






Самостоятельная работа обучающихся
3



Составление описания истории развития какой-либо группы (класса, трудового коллектива и т.п.).
Анализ собственных лидерских качеств.







Тема 2.2.
Психология
семьи










Содержание учебного материала




1

Психология семьи. Понятия «семья», «брак», «супружество», «родительство».
Структура семьи. Динамика семьи.


2


2
Функции семьи. Роль медицинского работника в реализации семьёй медицинской функции




Практическое занятие




1. Семейные кризисы.
Анализ семейных установок (заполнение таблицы по семейным установкам относительно разных сфер жизни: взаимоотношения с людьми, любовь, воспитание детей, супружество, карьера и т.п.).
Решение ситуационных задач (текст, презентации, видеоматериалы, фильм «Тариф «Счастливая семья», «Только вернись»).








Самостоятельная работа обучающихся
4



Презентация, реферат по теме «Семья».
Анализ собственных установок.. Рецензия на фильм.



Тема 2.3.
Психология
профессиональной деятельности






Содержание учебного материала
12ч



1
Понятия «труд», «профессия», «профессионализм», «профпригодность». Типы профессий.

2




2

Фазы развития профессионала. Этический кодекс.





Практическое занятие




1. Личностные качества медицинского работника. Деловая игра «Собеседование». Составление резюме.





2. Профессиограмма. Составление профессиограммы «Фельдшер».





Самостоятельная работа обучающихся
6



Анализ собственных профессионально-важных качеств. Презентация «Моя будущая профессия», профессиограмма.








Тема 2.4. Психология конфликта






Содержание учебного материала






1

Психология конфликта. Понятия «конфликт», «конфликтоген», «конфликтоустойчивость», «конфликтная компетентность».
Классификация конфликтов, причины возникновения.
Структура, функции конфликта.



2


2
Психология общения медицинского работника в сложных конфликтных ситуациях




Практическое занятие




Психология конфликта. Карта конфликта. Составление карты конфликта.
Игра «Семеро с ложкой»
Решение ситуационных задач (текст стр. 231, видеоматериал «Конфликт»).







Самостоятельная работа обучающихся
3



Изучение литературы по теме, составление памятки «Психология общения медицинского работника в сложных конфликтных ситуациях»





Тема 2.5
Психология общения





Содержание учебного материала








1
Определение общения, характеристика содержание.




2
Функции, виды, средства общения




Практическое занятие




Деловое общение. Психологические особенности общения медработника с пациентами. Работа с методиками и тестами по психологии общения.
Видеофильм «Треугольник Карпмана».
Отработка монологического, диалогического видов выступления.




Самостоятельная работа обучающихся
4



Подготовка публичного выступления (диалогический и монологический);
Подготовить текст любого стиля.
Отработка навыков общения на практике в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.





Раздел 3. Медицинская психология


110/74/36


Тема 3.1. Психосоматика здоровья
Содержание учебного материала
12ч



1

Психосоматика здоровья. Понятие «психосоматика», классификация психосоматических расстройств. Психогении, соматогении.


2




2
Психопрофилактика, психогигиена, психотерапия. Роль медицинского работника в проведении психотерапии.







Практическое занятие





1.Понятие ЗОЖ. Профилактика психологического здоровья. Разработка и презентация проекта по здоровому образу жизни (в мини-группах).




2. Психотерапия. Анализ различных техник проведения психотерапии (арт-терапия, песочная терапия, сказко-терапия, дельфино-терапия и др.)




Самостоятельная работа обучающихся
6



Подготовка к проекту по теме «Здоровый образ жизни».
Составление таблицы «Психосоматика болезней: соответствие заболевания, психологических нарушений и современный подход».
Оформление портфолио проекта.
Презентация «Цветотерапия».



Тема 3.2. Внутренняя картина болезни. Типы реагирования на болезнь






Содержание учебного материала





1

Понятие «внутренняя картина болезни (ВКБ)».
Структура внутренней картины болезни. Сущность и деонтологическая значимость уровней ВКБ.


2





2
Классификация типов реагирования на болезнь.




Практическое занятие





1. Особенности психологии больного, его реакция на болезнь. Анализ случаев из медицинской практики. Методика Тобол.

·