Статья на тему Активные и интерактивные формы обучения как средства социализации личности


Пикалова Елена Геннадьевна,
преподаватель обществознания
ГБПОУ СО «Чапаевский губернский колледж им. О. Колычева»
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: автор статьи делится личным опытом применения активных и интерактивных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности как средства социализации личности через технологию проблемного обучения, частично-поисковый и исследовательский метод, сочинение - эссе, беседу, работу в группах, парах, дискуссии, семинары, решение проблемных ситуаций, практические занятия, ролевые игры.
Ключевые слова: социализация личности, гражданская позиция, проблемные вопросы, задания, ситуации, связанные с жизнью современного обществ.
Социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование гражданского сознания и поведения юного гражданина.
В соответствии с этой идеей целью своей педагогической деятельности считаю формирование активной, нравственной, творческой личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства, занимающей активную гражданскую позицию. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Опыт моей практической деятельности опирается на технологию проблемного обучения. Считаю обоснованными применение на своих уроках разных активных методов (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод) и форм организации работы: сочинение - эссе, беседа, работа в группах, парах, дискуссия, семинар, решение проблемных ситуаций, практические занятия (здесь происходит анализ обществоведческих источников), ролевые игры (используются при рассмотрении ситуаций, событий). Данные формы позволяют вовлечь студента в активное обсуждение, высказывание своей точки зрения, развивают мышление, повышают познавательный интерес, формируют гражданственность и патриотизм. Например, работа в группах по проблемному вопросу «Если бы я был президентом…», «Как профессионал я обладаю…» и т.д.
Особенно мотивированным для студентов являются проблемные вопросы, задания, ситуации, связанные с жизнью современного общества и определения своего места в нём. Например, при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» организую дискуссию, обычно студентов очень интересует проблема соотношения права на свободу мысли и убеждений и ограничением этого права в их жизни. В своей работе использую такую активную форму, как игра. Это могут быть как игровые моменты – приём «Исправь ошибки », так и целый урок: например, деловая игра «Семейное право». Такая деятельность позволяет повысить интерес студентов к проблемам современной семьи в ненавязчивой, свободной форме.
Также в своей работе я уделяю большое внимание информационным технологиям. При составлении уроков использую материалы с электронных носителей. И подача материала, и его восприятие идет совсем на другом качественном уровне, а главное студенты активно вовлекаются в урок и сами создают различные информационные продукты (презентации, проекты, сообщения и т.д.). Такая деятельность позволяет развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
В плане социализации личности широко использую самостоятельную работу в урочной и внеурочной деятельности. Это может быть и элемент урока, целый урок, практикум, домашнее задание, написание исследовательских работ и т.д. в рамках колледжного конкурса мои студенты систематически презентуют свои работы обществоведческой направленности. Самостоятельная работа организует студента, учит планировать свою работу. Важным моментом своей методической работы по социализации личности считаю организацию интеллектуальных, ролевых игр. Цель таких игр - развитие интеллекта и эрудиции студентов, расширение их кругозора, углубление знаний. Такая деятельность учит учащихся применить собственные знания, эрудицию, логическое и аналитическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени. Причём, в отличие от предметных олимпиад, научных конференций игры позволяют превратить серьёзную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание. Кроме этого немаловажным считаю, что студенты учатся взаимодействовать друг с другом, искать пути совместного решения проблем, идти на компромисс друг с другом.
Много лет под моим руководством разрабатываются научно-исследовательские работы, которые занимают призовые места на различных уровнях. О результативности моей системы работы, можно судить по развитию у студентов: мотивации к обучению, к взаимодействию с другими людьми, формированию самооценки, уверенности в себе, ответственности, определении своей гражданской позиции, осознания своей роли, как личности в современном обществе. Важным показателем считаю рост количества студентов занятых внеурочной деятельностью по дисциплине.
В заключение хочу сказать, что сущность моей работы заключается в социализации студентов через реализацию активных и интерактивных форм в урочной, внеурочной деятельности. Применение их на практике приводит к тому, что студенты, пропуская через себя социальный опыт, проживают его и он становится личным.
Список литературы и источников
1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006. — 192 с.
2.Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=81