Родительское собрание в 1 классе на тему «Адаптация первоклассника в школе».


«Адаптация первоклассника в  школе».
Цель:  познакомить родителей (законных представителей) с основными аспектами адаптации первоклассника.
Задачи:
1.Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе;
2.Показать пути их преодоления,
3.Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования;
Предварительная работа:
Анкетирование родителей «Адаптация первоклассников к обучению»;
Проведение с обучающимися методики Е.Р. Гореловой «Выявление школьной тревожности у детей» и проективной методики «Рисунок школы», а также работа с плакатом «Радуга настроения»;
Подготовка презентации к собранию.
План собрания:
Определение понятия «адаптация»
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Социально-психологические условия адаптации ребенка к школе.
Рекомендации.
Ход родительского собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Что же такое «адаптация»?
Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка. Именно на этом этапе ребенку приходится адаптироваться к новой жизни. На смену игровой деятельности приходит учебная, которая требует от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках. Этот период можно считать очень напряженным, поскольку с первых дней перед учениками ставится ряд задач, который требует мобилизации физиологической и социально - психологической. А именно эти два аспекта включает в себя адаптация первоклассника.
Физиологическая готовность подразумевает общее физическое развитие ребенка в соответствии с нормативными показателями (вес, рост, состояние зрения, слуха, общее состояние здоровья).
Процесс физиологической готовности можно разделить на три этапа:
-«физиологическая буря» (длится первые 2-3 недели). В этот период на начало систематического обучения организм ребенка реагирует очень бурно.
-неустойчивое приспособление. В это период организм ребенка находит оптимальные варианты реакций на новые условия.
-относительно устойчивое приспособление. В этот период организм находит подходящие варианты реакции на новые условия.
В эти периоды у ребенка можно наблюдать признак утомления (снижение артериального давления) и признак переутомления (повышение артериального давления). Дети могут капризничать, многие жалуются на головную боль, усталость. Продолжительность трех этапов физиологической адаптации обычно длится 2 месяца, наиболее сложными являются первый и второй этапы.
Социально – психологическая адаптация
к обучению в школе включает в себя:
-развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики);
-развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);
-саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять данную ребенку простую инструкцию, выполнять задания по образцу, готовой схеме);
-умение вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения.
Оборотная сторона адаптации – это дезадаптация. Это проблемы, которые не позволяют ребенку учиться. Возникают любые трудности, связанные с учебой (ухудшение психического и физического здоровья, трудности при чтении и письме и т.п. Иногда дезадаптацию трудно заметить. Поэтому и учителю, и родителям нужно быть внимательным по отношению к детям.
Для определения уровня успешной адаптации с ребятами проводились методика Е.Р. Горелова «Выявление школьной тревожности у детей» и проективная методика «Рисунок школы», а также каждый день в течение месяца ребята заполняли плакат «Радуга настроения».
Независимо от уровня готовности ребенка к школе, каждый первоклассник проходит период адаптации к школе. У одних она проходит быстро и незаметно, это дети, готовые к школе. А у других адаптация может занять 2-3 месяца, полгода, а иногда и год. По данным школьных гигиенистов и физиологов, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают, упрямятся. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях. Все это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Как же помочь ребенку адаптировать быстрее и легче?
соблюдение режима дня
любовь, внимание и ласка (не надо нравоучений, много хвалить, но не перехваливать, не нервничать и ругаться).
Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Соблюдать чёткий режим и, как бы банально это не звучало, но ребенку необходима родительская любовь, ваша ласка, забота. Помните, что семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребенка к школе. А комфортная психологическая обстановка поможет ребенку легко адаптироваться к школе. Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (но и не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошел день ребенка. В тот момент, когда ребенку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребенка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учеба.
Итак, весь первый год обучения фактически проходит под эгидой адаптации, это год сложный и напряженный для каждого ребенка.
Я желаю вам успехов в нелегком деле обучения и воспитания ребенка. Любите своих детей!