Формирование ценностных ориентаций у детей из неполных семей

Ирина Станиславовна Клименко,
заместитель директора по УВР, социальный педагог
Марина Олеговна Шишкова,
заместитель директора по УВР, учитель биологии

Формирование ценностных ориентаций у детей из неполных семей.

Первый опыт приобщения человека к социальной жизни приобретается в семье, а эффективность этого процесса зависит, прежде всего, от ее социального статуса. В семье формируются общечеловеческие ценности: личностные - самопознание, саморазвитие, самоусовершенствование, самоуважение; социальные - человек, личность, земля, жизнь, здоровье, семья, родина; нравственно – этические - доброта, труд, знание, дружба, любовь, справедливость, культура; эстетические - красота, гармония, творчество, искусство; материальные - предметы, созданные трудом человека, окружающая среда. В обществе присутствует некоторая завуалированность этой проблемы, так как иногда принято считать, что в неполных семьях детей воспитывают не менее качественно, чем в полных, но практика показывает, что существуют значимые различия в воспитании детей в полных и неполных семьях. Неполная семья по результатам исследований обусловливает рост внесемейного насилия над несовершеннолетними, вовлечение в криминальную деятельность, которая становится вскоре образом жизни ребенка, является фактором риска в формировании зависимости от психоактивных веществ, личностных расстройств, расстройств адаптации и нарушений возрастного развития.
В.М. Целуйко утверждает, что именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является ли семья полной или неполной. Неполной является такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими детьми. «Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские неполные семьи, отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполные простые - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки [1, с. 272].
В данной статье рассматривается некоторый опыт работы с детьми, воспитывающимися в неполных семьях и обучающихся в структурном подразделении МБОУ г. Иркутска СОШ №77. Мы выясняли качественные отличия в ценностных ориентациях у детей из полных и неполных семей. Использовался метод опроса, в котором участвовало 15 классных руководителей школы, им было предложено ответить на ряд вопросов. Вот некоторые из них: Участвует ли родитель, не проживающий в семье, в воспитании ребенка? Каким дополнительным образованием занят ребенок? Склонен ли ребенок к девиантному поведению? Как относится ребенок к учебной деятельности? Мы изучили заинтересованность родителей в школьных успехах детей.
Исследование позволило получить качественные характеристики на детей из неполных семей. В 2012-2013 учебном году в структурном подразделении школы обучаются дети из 303 полных и 85 неполных семей. Установлено, что без отца проживает 91 ребенок, без матери -4, с мачехой или отчимом – 11. наибольшее количество неполных семей отмечено в 7-9 классах, это дети 13-16 лет. Наименьшее количество на параллелях 1-2 классов. В основном, дети из неполных семей - это единственные дети в семье. Возраст родителей варьируется от 29 до 40 лет. Часто дети фактически проживают с бабушками, реже с дедушками, которые и занимаются их воспитанием. Родители это объясняют желанием самого ребенка.
Анализируя ответы на первый вопрос, мы пришли к выводу, что лишь 13% родителей, не проживающих в семьях со своими детьми в той или иной степени участвуют в воспитании ребенка, остальные родители ограничиваются выплатой алиментов.
Из ответов на второй вопрос удалось выяснить. Что отношение к такой общечеловеческой ценности как искусство примерно одинаково как у детей из полных так и у детей из неполных семей. Дети с одинаковым интересом занимаются дополнительным образованием.
В отношении детей к учебе, мы получили следующие результаты: низкую успеваемость (удовлетворительные оценки по большинству предметов) имеют 70% от общего количества детей из неполных семей и 30% детей – из полных. Это подтверждает прямую зависимость успеваемости детей в школе от их принадлежности к полным и неполным семьям. Это можно объяснить тем. Что неполные семьи чаще, чем полные, в силу ограниченных материальных возможностей ориентированы на получение своими детьми среднеспециального, а не более дорогостоящего высшего образования.
Из ответов на вопрос о заинтересованности родителей школьных успехах своих детей, выяснилось, что родители из неполных семей посещают родительские собрания и интересуются успехами в 3 раза меньше. Чем родители детей из неполных семей. Как следствие, у таких детей формируется низкая ответственность за свои достижения в школе.
Склонность к девиантному поведению отмечена у детей из неполных семей в 2 раза больше. Чем у детей из полных семей.
Обучающимся 7-9 классов были предложены тесты, в которых им нужно было закончить предложения, например такие: «Больше всего я хотел бы», «Думаю, что настоящий друг», « По сравнению с другими, моя семья», « Наступит день, когда», «Считаю, что большинство родителей», « Я люблю своих маму и папу, но».Определили, что дети из неполных семей в 3 раза чаще, чем из полных семей мечтают о материальных ценностях (дорогих мобильных телефонах , машинах и т.п.). Это можно объяснить тем, что из 85 неполных семей 27 являются малообеспеченными. На вопрос об отношении к матери (отцу) только 12 опрошенных детей выразили однозначное позитивное мнение, остальные ответили нейтрально или выразили свое отрицательное отношение к матери (отцу). Таким образом, можно предположить, что дети склонны обвинять отца (мать) в своем положении. У таких детей слабее сформирована такая ценность, как отношение к родителям, семье. Поэтому, меньше вероятность создания в дальнейшем самим создать полноценную семью. В большинстве случаев желание быть понятым и «справедливом отношении к себе» реализуется в детской и подростковой среде. Дети из неполных семей чаще доверяют своим друзьям, чем близким. Вот некоторые высказывания детей: «Я больше всего хотел бы быть богатым», «Думаю, что настоящий друг- это тот, кто много не спрашивает», «По сравнению с другими моя семья скучная», « Моя семья обращается со мной никак», « Иногда меня моя мама (папа) огорчает, «Я хотел бы, чтобы мой отец жил с нами», « Считаю, большинство родителей должны заботиться о своих детях».
При проведении опроса обучающихся 8-9 классов (опрошено 54 ребенка) по методике В.Синявского и Б. Федоришина изучения коммуникативных и организаторских способностях учащихся, установлено, что у детей из неполных семей преобладают коммуникативные способности, это позволяет предположить, что такие дети стремятся к установлению связей и отношений с социумом, чего им не хватает в семье.
Согласно нашим исследованиям, дети, воспитывающиеся в полных семьях демонстрируют более высокую степень сформированности ценностных ориентаций, чем их сверстники из неполных семей. Причинами сравнительно низкого уровня сформированности ценностных ориентаций у детей из неполных семей являются объективные социальные условия жизнедеятельности этих семей, а также более низкий воспитательный потенциал родителей. Таким образом, для решения этих проблем неполным семьям необходимо психолого-педагогическое сопровождение, целью которого является повышение воспитательной дееспособности семей, разработка системы совместных воспитательных мер школы и семьи.

Список литературы:

1. Целуйко В.М. психология неблагополучной семьи.- М.: Издательство Владос-пресс-2004г.
15