Доклад НПК на тему Адаптация первоклассников в рамках новых ФГОС

МБУ школа №1 имени В.Носова


Отчёт по самообразованию за 2014-2015 год учителя начальных классов Власенко Т.Г.





Отчёт по самообразованию на тему
«Адаптация первоклассников к школе
в рамках введения новых ФГОС»
Цель: представить опыт работы учителя начальных классов по использованию форм и методов адаптации первоклассников в рамках введения новых ФГОС.
У Федора Ивановича Тютчева в стихотворение «Нам не дано предугадать» есть замечательные строки, смысл которых вечен:
Нам не дано предугадать,  Как наше слово отзовется. Посеять в душах благодать. Увы, не каждый раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить. Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в жизни молодые. Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, то есть универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные). Это значит, что первоклассники учатся не только читать, писать и считать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать. В связи с этим, одна из тем в направлении работы учителя является адаптация первоклассников. Целью моей работы в этом направлении является профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.
  Сегодня школа  в целях исполнения приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№ 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» призвана выполнять объективный заказ на воспитание здорового человека. Здоровье ребенка - это его позитивная психическая и социальная адаптация. Психолого-педагогическая диагностика и просвещение используются как инструмент для профилактики дезадаптации учащихся. Задачи психолого-педагогического сопровождения на данной ступени образования следующие.
Начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, развитие познавательной и учебной мотивации, сохранение и укрепление психологического здоровья школьников.
Моя деятельность как учителя начальных классов для организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:
( организация режима школьной жизни первоклассников;
( организация оздоровительно-профилактической работы;
( организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;
( организация внеурочной деятельности первоклассников;
( изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Первый шаг в реализации успешной адаптации первоклассников в рамках введения новых ФГОС делался в направлении просвещения и консультирования родителей для повышения психологической культуры, психолого-педагогической компетентности родителей. Так, благодаря плану мероприятий по внедрению новых ФГОС, обязательно проводятся первые родительские собрания по теме «Готовность к школе» в рамках преемственности между детским садом и школой, весной организуется первое общешкольное собрание «Ваш ребенок идет в школу» для родителей будущих первоклассников (психологическая готовность к этому родителей).
В декабре в классе проводилось тематическое родительское собрание с использованием ИКТ «Адаптация: первые итоги», где через просвещение, групповое консультирование, родители получают информацию об адаптации первоклассников, рекомендации по формированию школьной мотивации.
В 2014-2015 учебном году было проведено:
4 родительских собрания, явка на которые составила в среднем 87%.
Индивидуальные тематические консультации с родителями, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»
Для лучшей адаптации детей в 1-ом классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели.
Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. Для родителей разработан цикл мероприятий (родительские собрания, лектории, беседы, памятки), направленный на просветительскую деятельность по предупреждению заболеваний в адаптационный период, укрепление здоровья детей и пропаганду здорового образа жизни.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Велика роль диагностики в профилактике дезадаптации у первоклассников.
В этом учебном году совместно с учителями 1 классов было проведено отслеживание психолого-педагогического статуса каждого ребенка, а также мною определилась динамика познавательной мотивации в процессе обучения; оказывалась помощь детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Цель анализа: ориентировочная оценка уровня развития школьных необходимых навыков; общее представление об уровне психического развития ребенка. Диагностика готовности к школе как один из показателей интеллектуальной готовности и для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Анализ результатов изучения уровня готовности к школе
учащихся 1 В класса 2014-2015 учебного года

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Анализ результатов готовности учащихся к школе показывает, что 8 % учащихся абсолютно готовы к школе, у них сформированы основные предпосылки учебной деятельности: принятия учебной задачи, учебных действий, самоконтроля. 85 % первоклассников готовы относительно. 7% обучающихся нуждаются в контроле и помощи со стороны взрослых, так как показали низкий уровень школьной зрелости.
Вывод: но хочется отметить, что благодаря психолого –педагогическому сопровождению первоклассников, методам и формам обучения, которые использовались в течение года, а также занятиям по развитию психологических и умственных процессов, проведению игровых тренингов с учащимися, показавшим низкий уровень готовности, привели к желаемым результатам: учащиеся со средним процентом дезадаптации на конец года достигли определенного уровня умственного и психологического развития.
Результаты изучения динамики
школьной мотивации у учащихся 1 В класса
2014-2015 учебного года.

Декабрь, 2014 год.
Методика: «Что мне нравится в школе?»
Цель: изучение школьной адаптации.
Проведенное анкетирование позволило выявить 3 уровня адаптации учащихся в классе:
Высокий уровень школьной мотивации
Средний уровень школьной мотивации
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами
Дезадаптация

Класс
Всего
Высокий уровень
Средний уровень
Положит.
отношение
Дезадапта-ция

1 В

29 (100%)человек
8 (28%)
13 (45%)
7 (24%)
1(3%)


Особенность работы учителя по предупреждению дезадаптации у первоклассников в рамках введения новых ФГОС, сохранению и укреплению психологического здоровья участников образовательного процесса заключается в том, что она проводится в системе «психолог – педагоги – родители – учащиеся», начиная с первого класса.
Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в декабре – апреле месяце. Она предусматривает решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.

Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности были учтены все направления, предложенные базисным учебным планом.

Приоритетным направлением для себя считаю патриотическое воспитание на основе семейных традиций «Я и моя семья». Тесное сотрудничество школы с родителями даёт ребёнку уверенность в своих силах, он не чувствует себя оторванным от дома, семьи, что положительно сказывается на адаптации ребёнка к школьной жизни. Родители моего класса являются частыми гостями в школе. Они участники линеек, праздников, конкурсов, помощники в проектной деятельности своих детей.

Анкетирование родителей показало, что лишь 2 ребёнка ходят в школу без большого желания. Остальные дети посещают школу с радостью и удовольствием.

Анкетирование учащихся выявило, что более 80% первоклассников погружены в учебную деятельность, увлечены процессом приобретения новых знаний. Все дети настроены на процесс учения положительно.

Одним из направлений работы методического объединения учителей начальных классов в нашей школе является выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, которые испытывают трудности в социально-психологической адаптации. Очень важно помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе. В классе обучается учащийся, прошедший в 2015 году ПМПК. С марта месяца мальчик находится на индивидуальном обучении. Мальчик так и не влился в коллектив, однако посещая школу по новому режиму, демонстрирует успехи и желание учиться.
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Поэтому я считаю, что одним из самых важных умений самостоятельной личности, которую мы воспитываем сегодня, является формирование объективной и содержательной оценки себя и своих сил. Сензитивным периодом для становления самооценки, как особого компонента самосознания, является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно в этом возрасте.
На протяжении всего учебного времени я провожу упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
– выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы. В конце страницы построить шкалу и указать свой уровень (нарисовать круг и раскрасить его тем цветом или символом, который скажет, как вы оценили свою работу в прописи);
– научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания я ставлю детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;
– выполнение самооценки на различных этапах урока, например, этап первичного закрепления, задание – вставить пропущенные слагаемые. Прежде чем дети приступят к выполнению данного задания, прошу каждого ученика спрогнозировать, насколько успешно он справится с этим заданием, и свое предположение зафиксировать на «дорожке успеха». После выполнения и проведения проверки такого вида работы дети снова обращаются к «дорожке успеха» и определяют этап на этой дорожке, который и будет адекватной самооценкой.
Возможны два варианта такого самооценивания:
- ребенок оценивает себя до выполнения работы, а затем соглашается или не соглашается сам с собой после его выполнения;
- ребенок оценивает себя до выполнения задания, а затем еще раз – после учительской проверки. Причем, замечено, что дети не скрывают своего незнания, неумения. Это позволяет им по-новому взглянуть на свои способности, на свое старание или отсутствие его, а прогностическая самооценка является «точкой роста» самой способности младших школьников к оцениванию себя.
– в конце недели каждый ребенок может нарисовать «дерево настроения» или «цветок настроения», в котором отражается его эмоциональный и психологический настрой и комфорт на этой учебной неделе.
Предлагаемые способы оценивания позволяют:
ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха.
учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию. (В сентябре была завышенной у 6 учащихся, заниженной у 3. Наблюдения показывают, что на втором месяце обучения практически все дети способны адекватно оценивать свои работы. Дети также видят свои слабые и сильные стороны. Начинают комментировать свою оценку. Стараются улучшить результат. Могут оценить работу своего товарища. Учатся работать в паре, группе. )

родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение.
Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.
Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя, специалистов необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Поэтому мой девиз в работе и жизни «Любить ребенка сегодня таким, какой он есть, помогать ему, беречь его!»

















Root Entry