Презентация по истории Закономерности и случайности в жизни народов (10 класс)


Тема: Закономерности и случайности в жизни народов Цель: выяснить, подчиняется ли историческое развитие определённым закономерностям или же в истории господствует случайностьЗадача: охарактеризовать религиозно-мистические взгляды на историю;проблему движущих сил исторического развития, которая стала наиболее актуальной в философии XVIII-XIX вв.; становление и развитие материалистических взглядов на мир; проблемы, рассматриваемые философией истории в XX в. Домашнее задание: §2, записи в тетради.Знать содержание терминов: формационный подход, цивилизационный подход.В тетради №9. Готовиться к проверочной работе по главе Термины Движущие силыПути, характер развитияПредопределённостьСвободная воляМатериализмИдеализмОбщественно-экономическая формацияСпособ производстваПроизводительные силыПроизводственные отношения 1. Религиозно-мистический взгляд на историю В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории? 1. Религиозно-мистический взгляд на историю Первобытная эпоха, Древний мир, Средневековье: движущая сила истории – вмешательство свышеДревний Восток (буддизм) – идея циклического «развития»С появлением христианства – идея развития (Аврелий Августин, 354-430 гг.: ДОБРО и ЗЛО)ЧЕЛОВЕК – обладатель свободной воли (выбор, жертвоприношение, молитва, обряды, ритуалы) Отвечаем! В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории? 2. Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII-XIX вв. Новое время (Европа) – идея ПРОГРЕССА ?Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению учёных XVIII в, движущей силой общественного развития?Что принципиально нового в понимании вопроса о месте личности в истории внёс нем. философ И. Кант?Как представлял исторический процесс Г.Гегель? Что он имел ввиду под понятием «мировой дух»? период представители идеи движущие силы Просвещение Д. Локк (1632-1704)Вольтер (Ф. Аруэ, 1694-1778)Ж.Ж. Руссо (1712-1778) Идея о «золотом веке» разум: стремление людей (цель – реализация идеалов, в основе которых естественные права человека) Немецкая классическая философия И. Кант (1724-1804) Познать подлинной сути вещей невозможно – идеала не достичь, но можно приблизиться.Критически относился к способности человека адекватно отражать действительность реформы Г. Гегель (1770-1831) История – процесс поступательного развития, в ходе которого ч-во всё лучше постигает себя и окружающий мир, стремясь к абсолютному (божественному уровню познания).Субъект познания – человечество. Его коллективный разум – «мировой дух» - высшее воплощение национальная идея (XIX в. подъём национализма в Европе) Познание, стремление к АБСОЛЮТНОМУ ДУХУ XX в.- идея формирования единого «информационного поля» Отвечаем! ?Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению учёных XVIII в, движущей силой общественного развития?Что принципиально нового в понимании вопроса о месте личности в истории внёс нем. философ И. Кант?Как представлял исторический процесс Г.Гегель? Что он имел ввиду под понятием «мировой дух»? ?Объяснить сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов являются определяющими в прогрессе человечества? В чём состоит ограниченность марксистского толкования истории? 3. Становление и развитие материалистических взглядов на мир 3. Становление и развитие материалистических взглядов на мир Мыслители Взгляды Преломление в нашей стране (Аристотель (384-322 до н.э.)Ш.Л. де Монтескьё (фр., 1689-1775)И.Гердер (нем., 1744-1803) Материальные факторы (географический) В дореволюционной историографии К. Маркс (нем., 1818-1883)Ф. Энгельс (нем., 1820-1895) Формационная теорияРазвитие человечества – естественно исторический процесс.Дв. силы – классовая борьба.Прогресс – смена ОЭФ.Первостепенная роль базиса (экономики).Роль личности в истории.Случайность – естественная форма необходимости, закономерности.(Не объясняет традиционность жизни Востока, Северной и Восточной Европы: «азиатская формация», возможность миновать ступени формационного р-я) В СССР – Краткий курс истории Всесоюзной Коммунистической партии(большевиков), 1938 г.: задача исторической науки - изучение и раскрытие законов производства, законов развития ПС и ПО М. Вебер (нем. соц. 1864-1920) Движущими силами истории могут быть:религиозные интересы;национальные интересы… Общественно-экономическая формация (строй)  — в марксизме — исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией.Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Способ производства - в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий. Одну сторону способа производства составляют производительные силы, другую - производственные отношения. 3. Становление и развитие материалистических взглядов на мир Мыслители Взгляды Преломление в нашей стране (Аристотель (384-322 до н.э.)Ш.Л. де Монтескьё (фр., 1689-1775)И.Гердер (нем., 1744-1803) Материальные факторы (географический) В дореволюционной историографии К. Маркс (нем., 1818-1883)Ф. Энгельс (нем., 1820-1895) Формационная теорияРазвитие человечества – естественно исторический процесс.Дв. силы – классовая борьба.Прогресс – смена ОЭФ.Первостепенная роль базиса (экономики).Роль личности в истории.Случайность – естественная форма необходимости, закономерности.(Не объясняет традиционность жизни Востока, Северной и Восточной Европы: «азиатская формация», возможность миновать ступени формационного р-я) В СССР – Краткий курс истории Всесоюзной Коммунистической партии(большевиков), 1938 г.: задача исторической науки - изучение и раскрытие законов производства, законов развития ПС и ПО М. Вебер (нем. соц. 1864-1920) Движущими силами истории могут быть:религиозные интересы;национальные интересы… Иоган Готфрид Гердер Ш. Л. Де Монтескьё Карл Маркс Фридрих Энгельс Максимилиан Карл Эмиль Вебер Отвечаем! Объяснить сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов являются определяющими в прогрессе человечества? В чём состоит ограниченность марксистского толкования истории? ?В каких значениях историки XX в. употребляли понятие «цивилизация»?Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода в изучении истории?Назовите имена учёных, разработавших концепции локальных цивилизаций?Как определили движущие силы исторического прогресса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?Какие реальности вызывают опасение учёных по поводу поступательного развития человечества? 4. Философия истории XX в. 4. Философия истории XX в. Цивилизационный подходПредмет изучения – локальные цивилизации Цивилизация – культурно-историческая общность людей, характеризующаяся спецификой ценностей Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный)  - термин, впервые введенный в употребление Мирабо (1756) в работе «Друг людей». Первоначально употреблялся французскими просветителями для обозначения гражданского общества, которому присущи свобода, справедливость, правовой строй. Так, автор термина Мирабо писал «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития, — все это являет лишь маску добродетели, а не ее лицо. Цивилизация ничего не совершает для общества, если она не дает ему основы и формы добродетели». В дальнейшем содержание понятия «цивилизация» изменилось, в настоящее время данный термин, в частности обозначает этап развития общеста, которому присущ определенный, достаточно высокий уровень духовно-культурных и технологических достижений общества, прогресс в искусствах и науках, интенсивное использованием письменности, появление комплекса политических и социальных институтов. Основные цивилизации начала XXI века Д.Вико (ит., 1668-1744) Основоположники цивилизационного подхода В истории народа 3 фазы:«эпоха богов»«эпоха героев»«эпоха людей» УПАДОК Н.Я. Данилевский (русск., 1822-1885) Теория культурно-исторических особенностей развития различных народов (религиозная самобытность России) О. Шпенглер (нем., 1880-1936), А. Тойнби (анг., 1889-1975), Л.Н. Гумилёв (русск., 1912-1992) Теория локальных цивилизаций У каждой культуры свои возможности развития, которые появляются, созревают, увядают, никогда не повторяютсяКаждая последующая цивилизация наследует достижения предшествующейГлавный источник развития – взаимодействие со средой обитания Амер. экономисты, политологи, социологи (Дж. Гэлбрейт, У. Ростоу, Д. Белл, Э. Тоффлер) – 2 пол. XX в. Стадиальная теория мирового цивилизационного развития Движущие силы: прогресс знания, совершенствование О.Т., новые формы производственной деятельностиПрогресс: охота и собирательство – земледелие и скотоводство – промышленное производство – общество высоких технологийПроблема модернизации Р.Д. Коллингвуд (ан., 1889-1943) скептицизм Необходим прогресс духовного развития человечестваНасколько новое является прогрессивным – решать в отдельно для каждого случая Джамбаттиста Вико Николай Яковлевич Данилевский Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер Арнольд Джозеф Тойнби Лев Николаевич Гумилёв Джеймс К. Гэлбрейт Робин Джордж Коллингвуд На каждом этапе своего развития человечество обращается к истории, чтобы… обрести уверенность в своём будущем. Проверка домашнего задания«Движущие силы исторического развития» Мыслители Века Источники прогрессивного развития Д. Локк Г. Гегель К. Маркс Л. Гумилёв Дж. Гэлбрейт Заполни таблицу «Движущие силы исторического развития» Мыслители Века Источники прогрессивного развития Д. Локк 17 в. Разум Г. Гегель 18 в. Познание, стремление к АБСОЛЮТНОМУ ДУХУ К. Маркс 19 в. Классовая борьба Л. Гумилёв 20 в. Взаимодействие со средой обитания Дж. Гэлбрейт 2 пол. 20 в. Прогресс знания, совершенствование О.Т., новые формы производственной деятельности